Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Тайна подземных ходов
Просмотров: 386     Комментариев: 0

Некоторое время назад на нашем сайте была опубликована архивная статья 2020 года протоиерея Михаила Беликова о легендах, связанных с подземными ходами под Свято-Троицким кафедральным собором Саратова.  Она вызвала большой интерес читателей, и мы решили вновь обратиться к этой теме и побеседовать о ней в подробностях с отцом Михаилом.

* * *

Одна из городских легенд Саратова гласит, будто под Свято-Троицким кафедральным собором есть подземные ходы. В далекие времена якобы по ним тайно ходили монахини. Богатеи будто бы зарывали в этих ходах свои сокровища, а жители укрывались под землей в случае опасности. Правда это или просто сказка, веками будоражившая умы горожан? Мы решили спросить у протоиерея Михаила Беликова, клирика Свято-Троицкого собора, который на протяжении многих лет занимается изучением его истории.

— Отец Михаил, расскажите, как давно существует легенда о подземных ходах под Троицким собором?

— Первое упоминание о подземных ходах встречается в конце XIX века. Краевед Ф. К. Духовников писал, что на дворе духовного училища (сейчас Русская православная классическая гимназия. — Ред.) было замечено, как вода во время таяния снега с шумом текла в один из подземных ходов, находившийся под Старособорной площадью. 

— Могло ли это предположение иметь под собой основания?

— Вопрос о подземных ходах Саратова имеет право на существование. Историкам хорошо известно, что в большинстве русских средневековых крепостей сооружали подземные ходы. Их называли тайниками. 

— Для чего нужны были эти тайники?

— Во-первых, их прокладывали от крепостной башни или стены к скрытому источнику воды: колодцу, роднику или ручью. Это позволяло снабжать жителей свежей питьевой водой во время осады крепости. Во-вторых, по этим ходам можно было выбраться из крепости и неожиданно напасть на противника либо обнаружить его подкопы. Наконец, они служили для соединения между собой разных частей крепости.

Подземные помещения под крепостями и вообще в городах могли сооружать и для других нужд. В исторических документах нередко встречаются упоминания о подземных складах, ледниках, кельях и склепах, расположенных под землей. 

— Для чего могли служить подземные сооружения жителям старого Саратова?

— Подземные ледники, погреба, склады, несомненно, имелись со дня основания крепости. Без них в то время невозможна была бы повсе­дневная жизнь горожан. Но если говорить именно о подземных ходах, проложенных в целях обороны, то они в нашем городе были не нужны. Тайники обычно строились для долгой обороны крепости, Саратов же терпел по большей части кратковременные набеги кочевников. Они обычно нападали внезапно, грабили, жгли окрестные селения и так же быстро уходили назад в степи. Для добывания питьевой воды тоже не нужно было пробираться под землей — она добывалась в колодцах, находившихся на территории крепости, да и доступ к Волге у жителей всегда сохранялся. 

— Откуда же появилось предание о подземных ходах под Троицким собором?

— Вопрос о подземных ходах под Троицким собором всегда интересовал историков-краеведов. В начале XX века саратовский краевед В. П. Соколов в своей книге «Саратовский Троицкий (старый) собор» писал о том, что, по преданиям, под Троицким собором есть подземный ход, который расходится на две стороны. Соколов даже предлагал археологам проверить это предание. Интересно, что Ф. Духовников, который первым упомянул о подземных ходах, в своей работе тоже предлагал привлечь исследователей для проверки этих сведений.

Были энтузиасты, которые целенаправленно собирали рассказы старожилов о подземных ходах под Троицким собором. Интересной можно считать легенду о том, что один из подземных ходов вел от дома богатого купца, расположенного на углу Соляной и Большой Сергиевской (ныне Чернышевского) улиц, к собору. В 1938 году в один из таких ходов провалилась лошадь. Завал быстро засыпали, и никто так и не узнал, куда он вел. Было также предположение, что подземные ходы соединяли Крестовоздвиженский монастырь и Троицкий собор. Эту гипотезу выдвинули, когда при строительстве гостиницы «Словакия» якобы обнаружили два подземных хода, соединявшихся в один на подходе к собору. 

— Встречались ли Вам другие воспоминания о подземных сооружениях?

— Да, в 1933–35 годах мальчишки проникли в подвал под Троицким собором. Один из них потом говорил о трех ходах, которые он обнаружил, спустившись в лаз под свечным ящиком.

Другое воспоминание о подземном ходе принадлежало военнослужащему, который служил в Саратове в саперном батальоне. Ему был дан приказ найти помещения, пригодные для бомбоубежища. Одно из таких пространств будто бы находилось под Троицким собором. По воспоминаниям военнослужащего, пройдя по подземному ходу десять метров, военные уперлись в завал, который пытались разобрать, но безрезультатно.

Несколько очевидцев утверждали, что лазили в подземный ход, идущий в направлении собора, из деревянного сарая дома, находившегося на улице Лермонтова, 42. Известны рассказы горожан, которые, по их словам, прямо из подвала своего дома на улице Чернышевского попадали в подземный ход.

Сведения о подземных ходах фигурировали и в официальной газете. В 1907 году в «Саратовском листке» писали, что «в Свято-Троицком соборе (в нижнем храме) вместо дубовых полов настилают каменные, и по открывшемуся подземному ходу многие горожане проникают в духовную семинарию». 

— А современные краеведы что говорят на эту тему?

— В одной из книг говорится, что в 90-х годах XX века часть территории под Троицким собором была исследована с использованием специальных приборов. Эти приборы показали, что на глубине нескольких метров неподалеку от собора есть разуплотнение грунта, которое, возможно, появилось благодаря человеку. Это означало, что какие-то подземные сооружения на Старособорной площади когда-то были. Да их и не могло не быть, т. к. на этой территории более ста лет располагался базар с торговыми рядами, лавками, харчевнями, погребами, ледниками и прочим. 

— Получается, подземные ходы под Музейной площадью — не городская легенда, а быль?

— Ответить на этот вопрос однозначно пока не представляется возможным, но давайте порассуждаем: а какая в них была надобность? Вот старожилы уверяли, что по подземным ходам монахини ходили к службам в Троицкий собор. Но в этом тайном подземном хождении не было никакой необходимости. Зачем нужно было идти в храм через сырое, темное и узкое подземелье, когда вполне спокойно можно было дойти до него по поверхности? К тому же монахини вообще не должны были ходить к службам в собор, у них имелись свои монастырские храмы.

Если эти подземные ходы были предназначены для вылазок из крепости, то непонятно, почему они начинались не от стен города, а от собора, расположенного в отдалении от этих укреплений.

Есть еще одно предположение: будто подземные ходы были созданы в качестве укрытия для городских жителей и имущества. Но разместить в них большое количество людей было бы весьма проблематично, а имущество тогдашних горожан было, как правило, «малогабаритным»: даже у богатых людей самое ценное — деньги и драгоценности — вполне умещалось в одной-двух «кубышках», а «рухляди» — одежда, посуда, иконы и т.п. — в паре сундуков. При этом ценности не хранили в казенных подземных ходах, а зарывали в случае опасности у себя на участках. Запасы продовольствия жители и духовенство держали в своих собственных погребах. Зачем для своего имущества использовать общий подземный ход? Это не логично.

Поэтому лично я склоняюсь к выводу, что подземных ходов под Троицким собором все-таки не было, что, кстати, подтверждают и практические исследования. Во время реставрации Троицкого собора в 2004–2007 годах вокруг храма на довольно значительной площади был снят верхний слой грунта. Нигде не было найдено никаких, даже малейших признаков, указывающих на наличие каких-либо подземных ходов. Под самим собором также нет и никогда не было никаких подвалов. 

— Получается, люди, которые видели подземные сооружения и даже бывали в них, всё это выдумали?

— Нет, конечно. При реставрации под Троицким собором были найдены погребальные склепы. До сих пор под храмом (под западной поздней пристройкой) расположен небольшой погребок, который использовался, скорее всего, для хранения церковного вина и лампадного масла. На территории собора было обнаружено также отдельно вырытое сооружение, которое в XVIII веке предназначалось для хранения пороха.

Остатки таких складских помещений и склепов часто находили при проведении различных земляных работ, что, по всей вероятности, и давало повод для слухов о подземных ходах. Действительно, можно легко принять за вход в подземелье остатки какого-нибудь полуразрушенного погреба, выложенного кирпичом и перекрытого полукруглым цилиндрическим сводом. Старинные погреба бывали обширными по размеру, и их вполне можно было принять за части подземных галерей. Таинственность этих подземных сооружений и быстрая их ликвидация и порождали в умах людей новые версии о том, чего на самом деле никогда не было.

Газета «Православная вера», № 04 (744), апрель 2025 г.