Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Святоотеческие души
Просмотров: 1278     Комментариев: 0

Священноисповедник и песнописец Афанасий (Сахаров) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в августе 2000 года. Почти 30 лет он находился в ссылках, тюрьмах и «горьких работах». Все эти годы он оставался стойким в православной вере и занимался литургическими трудами, редактированием богослужебных книг, собиранием служб русским святым, упорядочением богослужебной практики. Святитель был глубоким знатоком церковного Устава, гимнографии и эортологии [1]. Подобно путеводной звезде, он указывал многим пути веры и любви Христовой. Мы расскажем о тех его трудах, которые совершены с помощью наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Пимена (Хмелевского) — будущего архиепископа Саратовского и Вольского, засвидетельствованных в публикуемых здесь письмах.

Ко времени подготовки той части биографии архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского; 1923–1993), которая отражена во втором томе его «Дневников» (Издательство Саратовской митрополии, 2011), еще не были известны подробности его общения в бытность наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры со священноисповедником Афанасием (Сахаровым; 1887–1962). Сохранившиеся дневниковые записи отца Пимена тех лет очень кратки, а развернутые его воспоминания об этом времени отсутствуют. Но в 2014 году вышла вторая часть книги Издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову)». Автор семнадцати опубликованных писем — архимандрит Пимен (Хмелевской) [2]. В Церковно-историческом архиве ПСТГУ хранятся еще 7 его писем, которые мы впервые опубликовали на страницах нашего журнала «Православие и современность». Указанные документы относятся к периоду с сентября 1958 по апрель 1962 года и открывают некоторые доселе неизвестные стороны взаимоотношений этих выдающихся деятелей Русской Церкви.

Епископ Афанасий (Сахаров). Тутаев, 1955 г. Фото из архива смотрителя Троицкого собора Лавры игумена Корнилия (Мороза)Наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевской). Фото из личного архива Т. М. Бабиной

К моменту начала этой переписки 35-летний архимандрит Пимен возвратился со Святой Земли, где был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он вернулся в связи с болезнью и внезапной кончиной своего приемного отца — митрофорного протоиерея Иоанна Голуба, настоятеля Свято-Андреевской церкви в городе Борисове. 12 ноября 1957 года отец Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также стал преподавать пастырское богословие, а позднее логику в Московской Духовной Академии.

Что же касается епископа Ковровского, викария Владимирской епархии Афанасия (Сахарова), его крестный путь отражает следующая собственноручная запись: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». В 1955 году его, 68-летнего, освободили из инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Он поселился в городе Петушки и был назначен председателем Календарно-богослужебной комиссии при Издательстве Московской Патриархии. Он, как единственный оставшийся в живых член комиссии Поместного Собора 1917–1918 года по изданию православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцев, продолжил свои исследовательские труды в области православного богослужения и начал работу по сбору и систематизации служб русским святым.

Точно неизвестно, когда состоялось знакомство архимандрита Пимена с епископом Афанасием, но можно предположить, что это произошло только после его возвращения из Иерусалима, поскольку освободился владыка Афанасий в марте 1955 года, а уже в начале мая того же года игумен Пимен был командирован в Израиль.

Старший научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ ПСГТУ Ольга Косик предположила, что между архимандритом и епископом возник своеобразный заочный контакт, выразившийся в посылке книг. В письме друга отца Пимена, впоследствии трагически погибшего священника Павла Соколовского (состоявшего в Календарно-богослужебной комиссии), к святителю от 2 сентября 1957 года сообщается: «Начальник Иерусалимской Миссии архим[андрит] Пимен прислал несколько богослужебных книг на греческом языке. Так как основная часть их была послана на имя Святейшего (но для нашей Kомиссии), то они находятся у о[тца] Протопресвитера. У меня лишь на руках недавно полученные через Патриархию Типикон и Архиерейский Чиновник. Полагая, что для Вашего Преосвященства эти книги представляют большой интерес, посылаю их Вам».

В дневнике архимандрита Пимена содержится запись (13.04.58 г.) о встрече с кандидатом медицинских наук Людмилой Анатольевной Кутявиной [3] — лечащим врачом святителя Афанасия, многих насельников Троице-Сергиевой Лавры и других священнослужителей. Поводом для знакомства стало ее желание познакомиться с написанным в декабре 1957 года стипендиатским отчетом отца Пимена, посвященным христианскому учению о духе, душе и теле по трудам епископов Феофана и Игнатия. На Пасху она прибыла к нему в Лавру, где состоялась беседа, в том числе, как свидетельствует отдельная запись, «о Смоленске, о Сахарове, о Лавре, о монахах и т. д.».

С этой записью перекликается первое письмо отца Пимена (Хмелевского) — от 27 сентября 1958 года, на Крестовоздвижение (см. письмо № 1, с. 84 нашей публикации). Сверху оно содержит собственноручную надпись епископа Афанасия: «Пол[учено] 29/IX‑58» (такие отметки он всегда делал сам). Архимандрит Пимен отвечает с искренней радостью на приглашение прибыть за иконой Всех русских святых в Петушки. И тут же упоминает Людмилу Анатольевну Кутявину и о своих молитвах за ее болящего отца. Доктор Кутявина впоследствии стала врачом и самого отца Пимена, и его приемной матери Стефаниды Ивановны Голуб.

Архимандрит Феодорит (Воробьев). Фото с официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры http://stsl.ru/ О том, что архимандрит Пимен собирался к владыке Афанасию впервые, говорит то, что он упоминает, но отклоняет предложение святителя использовать в качестве сопровождающего к нему проводника отца Феодорита. Иеромонах и впоследствии архимандрит Феодорит (Воробьев, 1899–1973) поступил в Троице-Сергиеву Лавру как раз по благословению епископа Афанасия (Сахарова) и прожил в ней 17 лет, с января 1959 года был благочинным. Впоследствии два года перед своей кончиной в 1973 году отец Феодорит был духовником епископа Пимена.

Необходимо сказать о том, что выдающийся русский иконописец и реставратор Мария Николаевна Соколова [4] еще с конца 20‑х по начало 30‑х годов по благословению епископа Афанасия (Сахарова) работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». Она создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 году первая икона нового извода была освящена владыкой Афанасием, и этот образ стал его келейной иконой. В 1954 году икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной святителем Афанасием службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры.

По этому поводу владыка Афанасий писал Марии Николаевне: «…Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей Троице-Сергиевой Лавре. Я даже сожалею, что тогда не пришла мне в голову мысль о том, чтобы эту святую икону оставить там в качестве храмовой навсегда. Думаю, что там уже есть такая икона и Вашей же рукой написанная. Но хотелось бы там оставить “первописанную”, а не копию. Может, это и устроится? Я очень люблю эту святую икону и дорожу ей, но с радостью уступил бы ее для родной Лавры». Также святитель просил на обороте иконы записать ее краткую историю, укрыв эту надпись тканью [5].

Есть основание предположить, что отец Пимен собирался ехать к святителю за его келейной иконой, которую епископ Афанасий как раз тогда и передал в Лавру [6]. В письме к протоиерею Иосифу Потапову от 27 августа 1957 года святитель писал: «В дополнение к завещанию. Икону Всех Русских Святых — в Троицкую Лавру, в храм под Успенским собором. Туда же гробни[цу] со святыней, которыя я надеюсь скоро получить и для которых заказываю специальную гробничку» (здесь речь о мощевике, о котором в статье чуть далее). То есть до августа 1957 года икона еще не была в Лавре, иначе не было бы необходимости оговаривать этот пункт в завещании. А в июне 1960 года архимандрит Пимен передал владыке Афанасию подарок — цветное фотоизображение первой иконы Всех русских святых письма М. Н. Соколовой, освященное на святых мощах преподобного Сергия Радонежского. Сразу после этого 14 июня святитель отправляет эту фотокопию наместнику Свято-Успенской Почаевской Лавры архимандриту Севастиану (Пилипчуку) со словами: «Икона, с которой сделан цветной снимок, передана мной в Троице-Сергиеву Лавру и находится там в трапезном храме» [7]. То есть подтверждается, что к 1960 году первая икона была уже передана в Лавру при посредстве архимандрита Пимена и находилась тогда в Трапезном храме.

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Иконописец М. Н. Соколова, 1934 г. Фото Амвросия Ригина, 2016 г.Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Иконописец М. Н. Соколова, ок. 1955 г. Фото Амвросия Ригина, 2016 г.

Архивариус Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Сильвестр (Кучеренко) сообщил автору, что икона 1934 года сейчас уже лет пять находится в притворе Троицкого собора, а до этого она хранилась в лаврской ризнице. Реставраторы подтверждают, что надпись, которую просил сделать святитель Афанасий, на иконе сохранилась, но она едва читается. Более поздняя икона 50-х годов, которая также была написана М. Н. Соколовой, и сейчас в ризнице, и она выставляется на службу в день Всех святых, в земле Российской просиявших. По просьбе автора отец Сильвестр организовал фотосъемку обеих икон специально для публикации в нашем журнале.

То, что архимандрит Пимен не только собирался, но и съездил за этой иконой к владыке Афанасию, подтверждается в письме от 1 декабря (см. письмо № 3, с. 85), в котором он упоминает свой краткий визит. Можно сделать предположение, что и личное их знакомство состоялось именно в Петушках в конце 1958 года — в письме от 17 ноября он сообщает, что имя владыки записал в свой помянник (см. письмо № 2, с. 84). Известно, что впоследствии отец Пимен был в Петушках неоднократно — точно известно о трех таких поездках, он передавал владыке деньги на лекарства.

Святитель Афанасий за богослужением в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Крайний справа — архиепископ Вениамин (Новицкий). 30 сентября 1956 г.В письмах архимандрита Пимена отражается тема визита епископа Афанасия в Лавру. В городскую Успенскую церковь Петушков владыка приходил молиться, но молился только в алтаре. Служить ему запрещал местный уполномоченный по делам Русской Православной Церкви, причем в реабилитации владыке было отказано. Прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.

Епископ предложил такой вариант: служить в храме при закрытых дверях только с одним иподиаконом. Уполномоченный его решил ограничить, ответив, что разрешит служить только не архиерейским чином. Но в этом случае архиерей не вынес такого грубого вмешательства в сугубо внутрицерковный вопрос — он отказался и перестал посещать храм. Служил он в доме, где жил, — здесь ежедневно совершался суточный богослужебный круг.

В письмах от 1 и 26 декабря 1958 года отец Пимен сообщает о своем успешном ходатайстве перед Святейшим Патриархом Алексием I о приглашении совершить богослужение в Лавре епископа Афанасия. Он отмечает важность того, что величайшие изменения в жизни владыки происходили под кровом преподобного Сергия — постриг Сергея Сахарова и хиротония во иеромонаха были совершены в 1912 году тогдашним ректором МДА епископом Феодором (Поздеевским; 1876–1937).

В единственном сохранившемся ответном письме к отцу Пимену от 3 января 1959 года святитель Афанасий пишет: «Глубоко благодарен Вам за Ваше предстательство пред Святейшим священноархимандритом Лавры о разрешении мне служения в родной Лавре. <…> Думаю, если Бог благословит и если с Божией помощию буду жив и здоров, после Крещения побывать в родной Лавре, поклониться Великому Авве нашему, помолиться в храмах, усладиться беседою усты к устом с Вами и с благоговейными иноками, коими не скудна и ныне обитель Сергиева».

9 февраля 1959 года архимандрит Пимен ездил в Петушки, а епископ Афанасий после этого ходатайства 7 марта 1959 года отслужил в Лавре Божественную литургию, а спустя пять дней, 12 марта 1959 года, там же состоялась хиротония во епископа отца Никона (Лысенко; 1890–1972), совершенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в сослужении епископов Афанасия (Сахарова), Серафима (Шарапова) и Пимена (Извекова) [8].

Отражаются в ответных письмах отца Пимена просьбы владыки Афанасия о заупокойных молитвах братии Лавры, в частности об архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883–1959), иеромонахе Иераксе (Бочарове; 1880–1959) (см. письмо № 6, с. 85). Различные темы поднимались в переписке архимандрита Пимена с епископом Афанасием. О том, сколь высоко ценил это общение отец Пимен, свидетельствует то, что составление этих писем он прямо именует благочестивым делом (см. письмо № 12, с. 88). В мае 1961 года отец Пимен пишет: «Живу несбывающейся мечтой о поездке к Вам в гости на часок с о[тцом] благочинным. Хочется верить, что эта мечта все же сбудется».

Игумен Кирилл (Павлов) у мощей преподобного Сергия Радонежского. Фото из архива смотрителя Троицкого собора Лавры игумена Корнилия (Мороза)В житии святителя-исповедника есть яркое воспоминание о последней их встрече: «Любя Лавру преподобного Сергия, Владыка неизменно находил братское внимание и участие у ее наместника архимандрита Пимена (Хмелевского). <…> За несколько дней до блаженной кончины владыки Афанасия из Лавры приехали наместник архимандрит Пимен [Хмелевской], благочинный архимандрит Феодорит [Воробьев] и духовник игумен Кирилл [Павлов], что очень обрадовало Преосвященного. Это был канун пятидесятилетия его монашеского пострига. Он уже был в очень тяжелом состоянии, вспоминает его келейница Нина Сергеевна Фиолетова (1912–2004): «Владыка ободрился, оживился и обрадовался. Первый вопрос был к о[тцу] наместнику: «А как у вас там дела?».

— Все хорошо, — ответил о[тец] наместник.

— Ну слава Богу, — говорит Владыка. — А как выше?

Я пояснила о[тцу] наместнику, что Владыка беспокоится о Патриархе.

— Тоже все хорошо, — ответил о[тец] наместник.

Перекрестился Владыка и сказал:

— Ну слава Богу.

Потом каждого благословил, крепко обнял и поцеловал со словами: «Спаси вас Господи».

Прощание с епископом Афанасием, пос. Петушки, 30 октября 1962 г. В центре протоиерей Иосиф Потапов и архиепископ Симон (Ивановский). Архив епископа Афанасия (Сахарова), ПСТБУОдной из целей этой поездки было приглашение владыки Афанасия на осенний праздник преподобного Сергия Радонежского 8 октября. Об этом говорит запись архимандрита Пимена в дневнике от 4 октября: «Ездил с отцом благочинным в Петушки, Владыка Афанасий не может приехать в Лавру».

В воскресенье 28 октября 1962 года святитель отошел ко Господу. 30 октября в доме святителя в Петушках игумен Кирилл (Павлов) отслужил великую панихиду. Епископ Афанасий был погребен на кладбище близ Князь-Владимирского храма во Владимире. Горе людей было безмерно, хотя уже тогда многие верили в его предстательство перед Богом. По словам писателя Сергея Иосифовича Фуделя, близко знавшего святого, владыка Афанасий был одним «из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них их неоскудевающего мужества и неугасимого тепла».

После кончины епископа Афанасия архимандрит Пимен счел своим долгом посетить место его упокоения вместе с отцом Кириллом и отслужить заупокойное богослужение. Он записал в дневнике от 11 августа 1964 года: «Ездил с Дмитрием Петровичем [Огицким] и отцом Кириллом во Владимир, на могилу к епископу Афанасию, и в Суздаль. Дождь. Впечатление незабываемое». Д. П. Огицкий — преподаватель Жировицкой духовной семинарии, впоследствии заведующий аспирантурой МДА, магистр богословия, профессор. Он входил в просуществовавшую всего один год Календарно-богослужебную комиссию, возглавлявшуюся епископом Афанасием, вел с ним активную переписку.

* * *

Нельзя не сказать и еще об одном аспекте молитвенного общения двух архипастырей — их сотрудничестве в деле увековечивания памяти и почитания святых Русской земли.

Незадолго до кончины святитель Афанасий пожертвовал Свято-Троицкой Сергиевой Лавре несколько частиц святых мощей. Предположительно, он их передал через отца Пимена во время первого его визита к нему в конце 1958 года вместе с иконой Всех русских святых. Об этом говорит и то, что именно архимандрит Пимен занимался организацией ковчега-гробнички для них.

Об этом он пишет в письме от 17 ноября 1958 года (письмо № 2, с. 84). Он сообщает о решении изготовить ковчежец только для святых мощей, пожертвованных святителем, а также о том, что частицы будут в нем располагаться именно таким образом, как указывает святитель. По-видимому, это говорит о том, что изначально был план объединить святые мощи всех русских святых, хранившиеся в палате [9], однако из-за их значительного числа было решено сделать отдельный мощевик для пожертвованных святителем.

28 июля 1959 года (см. письмо № 12, с. 88) отец Пимен извещает владыку о том, что мастер допустил ошибки, а также что еще не был изготовлен «столик-подставка», а 21 августа (см. письмо № 13, с. 89) он сообщает, что мощевик почти готов.

Мощевик святителя Афанасия в Трапезном храме Лавры. Фото Амвросия Ригина, 2016 г.Этот ковчег со святыми мощами в свое время был помещен в храм-крипту Успенского собора Лавры в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, где находилась усыпальница митрополитов Московских Сергия († 1898) и Леонтия († 1893), Алтайского Макария († 1926). Как раз незадолго до этого в нем трудами архимандрита Пимена (Извекова) было произведено полное переоборудование с установкой мраморных иконостасов. Позднее эта крипта стала местом упокоения и Святейших Патриархов Алексия I († 1970) и Пимена († 1990).

Об этом мощевике в Лавре сохранялось предание, что он связан с именем святителя Афанасия (Сахарова), и только сейчас, с публикацией писем к нему архимандрита Пимена (Хмелевского), история мощевика становится вполне ясной. Архивариус Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Сильвестр (Кучеренко) сообщил автору, что в связи с работами по укреплению фундамента Успенского собора примерно в 2005/2006 годах этот мощевик был перенесен из крипты в лаврский храм Явления Божией Матери преподобному Сергию (Михеевский). Ремонт этот шел с перерывами, и потому возврат мощевика откладывался — в настоящее время службы в крипте совершаются, но планируются еще некоторые работы. Сейчас же мощевик святителя Афанасия находится в Трапезном храме Лавры, куда был перенесен около двух лет назад также из-за ремонта, но уже в Михеевской церкви.

Дополнительным подтверждением, что это тот самый мощевик, является то, что в самом низу по центру композиции находится часть омофора святого небесного покровителя святителя Афанасия — святителя Афанасия III Пателлария — Лубенского чудотворца и Патриарха Константинопольского (в письме сообщалось, что размещение частиц было сделано строго по указаниям святителя). Резьба по дереву также указывает на то, что столик-подставка сделан в едином стиле и одновременно с мощевиком, о чем говорят и письма архимандрита Пимена.

В мощевике хранятся святые мощи: ап. Иакова; свт. Григория Богослова; прп. Евфимия Великого; свт. Феодора, епископа Суздальского; блгв. кн. прп. Анны Новгородской; блгв. кн. Владимира Новгородского; свт. Никиты, епископа Новгородского; блгв. кн. Андрея Боголюбского; блгв. кн. Глеба Владимирского; мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца; блгв. кн. Георгия Владимирского;прп. Евфросинии Суздальской; свт. Петра, митрополита Киевского; свт. Иоанна, епископа Суздальского; прп. Евфимия Суздальского; прпп. Савватия, Зосимы, Германа и Иринарха, Соловецких;сщмч. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси; свт. Митрофана Воронежского [10]. В мощевике есть залитые воском пустые вместилища, возможно, для других святых мощей, планируемых к размещению в нем святителем Афанасием, но по тем или иным причинам так и не помещенных.

Помимо этого, архимандрит Пимен (Хмелевской) для святителя Афанасия провел работу по собиранию иконописных изображений и богослужебных последований. Так, на Благовещение 1959 года он сообщил: «Сегодня пишу о. Антонию [Мельникову] в Жировицы, попрошу прислать службу в праздник Чудотворной иконы, а также пишу о. Севастиану [Пилипчуку] в Почаев относительно фотографирования икон русских святых». Спустя месяц он сообщает владыке: «Был ответ от Почаевского наместника. Обещает заказать фотокопии. Жировицкий наместник прислал только тропарь и пр[очее] на бумажечке. Обещает разыскать остальное». Позже он отвечает на напоминание епископа: «В отношении почаевских изображений я вспомнил, что именно Вы имеете в виду. На днях я напишу о[тцу] наместнику, чтобы он переснял все группы святых по векам, расположенные в галерее по пути к святым мощам препод[обного] Иова».

В уже упомянутом письме к отцу Севастиану святитель пишет: «Чрез отца Наместника Троице-Сергиевой Лавры я получил присланную Вами серию фотографических снимков с находящихся в Вашей Лавре икон русских святых. Приношу Вам глубокую сердечную благодарность». Эти священные изображения, добытые архимандритом Пименом, по всей видимости, ложились в основу лицевых святцев русских святых (ныне в частном собрании), над которыми работала с 1959 по 1962 год по благословению епископа Афанасия будущая монахиня Иулиания (Соколова).

Обсуждаются в письмах и Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы с составленным епископом Афанасием указанием об антифонном способе его исполнения, и знаменитый труд святителя о поминовении усопших по Уставу Православной Церкви — непереплетенная рукопись с авторскими пометами была подарена им архимандриту Пимену. Некоторые труды сохранились до наших дней в архиве владыки и планируются к изданию Епархиальной комиссией по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии.

В дневнике архимандрита Пимена есть короткая запись от 9 февраля 1959 года — «Днем ездил в Петушки», к сожалению, никак им не прокомментированная. Однако одну из важных причин этой поездки можно установить, основываясь на документе, о котором упоминает позднее он в своем письме того же года от 1 апреля — «письме от академии». Этот документ сохранился, вот его текст: «Совет Московской Духовной Академии и Семинарии в заседании от 13.II‑1959 г. <…> постановил выразить благодарность Вашему Преосвященству за пожертвованные Вами в Церковно-археологический кабинет Академии шесть антиминсов времен Патриарха Тихона [11]». Можно высказать предположение, что поездка отца Пимена за четыре дня до заседания Совета была, в частности, связана с передачей для ЦАКа этих шести антиминсов.

Известно, что, находясь в одиночной камере № 121 московской Таганской тюрьмы, 1 марта 1923 года святитель Афанасий освятил антиминс для своей походной келейной церкви в честь Всех русских святых. Этот антиминс представляет собой тонкий льняной белый плат размером с мужской носовой платок, на котором простым карандашом нарисован Голгофский Крест, справа и слева от него сделаны соответствующие надписи. Он обернут в два шелковых илитона (белый и желтый). Впоследствии святитель его всегда имел с собой, где бы он ни находился, и при любой возможности в заключении и ссылке тайно совершал Литургию. Еще несколько антиминсов были изготовлены и освящены владыкой в годы гонений на Церковь для раздачи отправляющимся в изгнание. Широко известен первый антиминс, изготовленный владыкой для себя, — он вместе с походным деревянным набором евхаристических сосудов, дикирием, трикирием и небольшой плащаницей Спасителя, вышитой самим епископом Афанасием, бережно хранится в музее Владимирской епархии.

Антиминс, освященный святителем Афанасием в Таганской тюрьме. Музей Владимирской епархииАнтиминс, сохраненный архиепископом Пименом. Музей истории Саратовской митрополии

Сохранившая архив архиепископа Пимена Таисия Михайловна Бабина свидетельствует о том, как однажды в 1990-е годы в дом 29 по улице Первомайской, где находилось тогда Саратовское епархиальное управление, пришла пожилая женщина. Она приехала из Москвы, а до того списалась с владыкой Пименом и договорилась об этом визите. Женщина была духовным чадом святителя Афанасия и передала саратовскому архиерею в память об их общении антиминс со вшитыми в него святыми мощами, подписанный священноисповедником. К сожалению, установить, кто это был, нам не удалось. Этот уникальный антиминс, хранившийся архиепископом Пименом, был обнаружен совсем недавно — о нем сообщается впервые на страницах нашего журнала.

Сам антиминс представляет собой зеленую льняную ткань размером 19х26 см, он обернут в шелковый илитон желтого цвета. На нем находится рисунок Голгофы и надпись: «Благодатию Всесвятаго и Животворящаго Духа освятися Антиминс сей еже есть священная трапеза ради приношения Божественныя Жертвы Тела и Крови Господней во Святей Литургии в походнем храме Всех Святых в земли Русской просиявших». А также подпись: «Божиею Милостию Смиренный Афанасий Епископ Ковровский».

Как утверждает исследователь жизни святителя игумен Афанасий (Селичев) — настоятель Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьев-Польский (Владимирская епархия), на антиминсе несомненный почерк владыки. По его мнению, слово «походный» на нем написано, чтобы служить было можно там, где понадобится. Возможно также, что он раздавал подобные антиминсы священникам, которые были с ним в общении. Про раздачу можно сделать вывод из факта тайных хиротоний, совершавшихся владыкой, — он не ставил священников без выдачи подобных антиминсов. Возможно, название походного храма такое же, как и домовой церкви святителя, объясняется тем, что он мог распределить несколько антиминсов по верным мирянам на предмет сохранности — при обыске могли отобрать один, тогда у хранителей можно было взять другой.

В отличие от владимирского, даты на нем нет, нет и благословения первоиерарха. Следовательно, антиминс был освящен после смерти Святейшего Патриарха Тихона, скорее всего в 30-х годах, когда священномученик Петр Крутицкий был недоступен для общения, а с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием владыка уже порвал отношения. Можно отметить, что саратовский антиминс в гораздо лучшей сохранности, надпись на нем также сделана иначе — она каллиграфическая, а Голгофа нарисована художественно.

Недавно эта уникальная реликвия была передана в Музей истории Саратовской митрополии, где уже заняла место в экспозиции — ее может увидеть каждый желающий. В музее находится еще один зримый символ общения двух архипастырей — икона Софии, Премудрости Божией (работы М. Н. Соколовой). Она была написана по личной просьбе бывшего наместника Лавры и до самой его кончины находилась в келье архиепископа Саратовского и Вольского Пимена. Поклониться святым мощам святителя Афанасия можно в Саратовском Никольском мужском монастыре, где находится его икона-мощевик.

В заглавие этой работы вынесено словосочетание из одного письма архимандрита Пимена. В нем, давая характеристику человеку, который был близок к ним обоим, он написал, что «это человек, редкий по своему духовному складу, человек со святоотеческой душой. Возможно, ради таких людей или по молитвам таких людей и мир стоит». Имя владыки Афанасия (Сахарова) вспоминается всякий раз, когда сугубо чествуется память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» — Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Делом своей жизни святитель считал прославление и утверждение почитания русских святых, и теперь в связи с открытием новых данных мы можем сказать, что свою лепту в этот труд внес деятельным участием и будущий архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской).

Письма архимандрита Пимена (Хмелевского) епископу Афанасию (Сахарову) и одно письмо епископа Афанасия архимандриту Пимену публикуются далее. 

Автор благодарит за консультации и поддержку: игумена Афанасия (Селичева) (Владимирская епархия), иеромонаха Сильвестра (Кучеренко) (СТСЛ), О. В. Косик (ПСТГУ), И. И. Ковалеву (ПСТГУ), Т. М. Бабину; а также за содействие: иерея Николая Генсицкого, иерея Максима Плякина, монахиню Иулианию (Самсонову), О. В. Гришанину.

* * *

Письма архимандрита Пимена (Хмелевского) к епископу Афанасию (Сахарову)

 

№ 1 [12]

27 сентября 1958 г.

Архимандрит Пимен в своем рабочем кабинете в Лавре. Фото из личного архива Т. М. БабинойБлагословите, Ваше Преосвященство!

Дорогой Владыка, мною сегодня получено Ваше любезное письмо с приглашением прибыть за св[ятой] иконою Всех Русских Святых. Я тотчас искренне обрадовался представившемуся случаю навестить Ваше Преосвященство. Однако сегодня же вечером я узнал, что Святейший Патриарх приезжает из Одессы 1-го октября, то есть ранее предполагавшегося срока, и в этот день я должен буду встречать его на аэродроме, а далее пойдут заботы по приготовлению к празднику Преподобного Сергия и к приему Святейшего в Лавре. Следовательно, в моем распоряжении остаются только два дня: понедельник 29-го и вторник 30-го сентября. Если смогу, то в один из этих дней приеду, если же нет, то наша с Вами встреча, дорогой Владыка, состоится в дни праздника Преподобного после того, как Вы вернетесь из Владимира. С любовию и радостью встречу Вас и создам наилучшие условия для ночлега и жизни в Лавре.

Предполагается приезд также архиепископа Бориса [13], архиепископа Палладия [14], епископа Иосифа (Станиславского) [15] и других гостей.

О поездке Людмилы Анатольевны к отцу я знаю и молюсь о здравии болящего р[аба] Б[ожия] Анатолия.

Я думаю, что если Бог благословит поехать, то мне в качестве проводника
о. Феодорит [16] не потребуется. Найду и так. Иеромонах Феодорит, кстати, очень уважаемый мною старец, духовно настроенный, честный, хороший проповедник.

Низко кланяюсь Вашему Преосвященству, испрашивая благословения и св[ятых] молитв.

Нижайший послушник

архим[андрит] Пимен.

27.IX.1958.

Воздвижение Честнаго Креста Господня.

23 ч[аса] 30 м[инут]

Д. 35. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 29/IX‑58».

№ 2

17 ноября 1958 г.

Благословите, дорогой Владыка!

Низенько кланяюсь Вашему Преосвященству и хочу сказать вот о чем. В Серапионовой палате в мощевике большая половина частиц — св[ятые] мощи русских святых. Их так много, что мы решили не вынимать их и не переносить в храм Всех Святых, в земле Российской просиявших. Значит, будем делать ковчежец только для тех св[ятых] мощей, которые Вами пожертвованы. До сих пор мастер еще не освободился, а поэтому к изготовлению ковчежца не приступили. Думаю расположить св[ятые] частицы согласно Вашим указаниям. Как Ваше, Владыка, здоровье теперь?

Приезжайте как-нибудь к нам помолиться и погостить.

Ваше св[ятое] имя записал в свой недостойный помянник.

Искренне желаю Вашему Преосвященству здравия и духовной бодрости.

Прошу св[ятых] молитв и Вашего благословения.

Может быть, иной раз помянете и мою маму Стефаниду, почти всегда болящую.

С любовию преданный послушник В[ашего] Преосв[ященст]ва

архим[андрит] Пимен.

17.XI.58

Д. 36. Л. 16. Подлинник. Автограф на бланке наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 20/XI‑58».

№ 3

1 декабря 1958 г.

Благословите, дорогой Владыка!

Не знаю, как Вас и благодарить за Ваше письмо, в котором Вы поздравляете меня с дорогой для меня именинницей — мамой. Это было так трогательно с Вашей стороны! И как Вы, Владыка, хорошо сказали, что «завидуете без зависти» тем, кто имеет маму. Да, я считаю себя очень счастливым человеком. До прошлого года я был еще счастливее, но 24 июля 1957 года скончался мой отец — протоиерей Иоанн, и мы с мамой осиротели.

Письмо Вашего Преосвященства я получил лишь 27 ноября вечером, когда вернулся из краткого путешествия. По благословению Святейшего Патриарха я ездил на одни сутки повидаться с мамой в день ее Ангела. Я гостил у нее 1 1/2 дня. Столько же ушло на дорогу. За это время и пришло Ваше письмо.

За Вашу маму р[абу] Б[ожию] Матрону я помолился — в день ее кончины. Праздник преподобного Никона прошел у нас торжественно. Всенощных было две: в Трапезном храме и в Никоновском. Ранних обеден тоже было две. Перед поздней обедней (после ранней в Никоновском храме) я служил с братией молебен у гробницы преподобного Никона.

Благословение Вашего Преосвященства о. Феодориту передал, чем несказанно его обрадовал.

Добро пожаловать, дорогой Владыка, в Вашу Лавру. Очень мне было отрадно узнать, что все величайшие изменения в Вашей жизни (постриг, хиротония) происходили под кровом преподобного Сергия.

Прошу Ваших, Владыка, св[ятых] молитв и благословения.

Мечтаю побеседовать хотя немножечко в дополнение к тому моему краткому визиту и к этим лаконичным письмам. Буду ждать, когда Господь даст на это Свое благословение.

С любовию нижайший послушник Вашего Преосвященства

архим[андрит] Пимен.

1.XII.58

Д. 36. Л. 47–48. Подлинник. Автограф. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол [учено] 6/XII‑58».

№ 4

26 декабря 1958 г.

ПОЧТИТЕЛЬНЕЙШЕ ПОЗДРАВЛЯЮ ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО с ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА и НОВОЛЕТИЕМ.

Нижайший послушник Вашего Преосвященства

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

архимандрит Пимен.

1 января 1959 г.

P. S.

Ваше Преосвященство!

Дорогой Владыка, вчера я был у Святейшего в Переделкине и попросил его подтвердить его разрешение еще в начале 1958 года приехать Вам в Лавру и в любой воскресный день совершить у нас Богослужение. Святейший Патриарх дал свое согласие.

Как я слышал от Людмилы Анатольевны [17], Вы, по-видимому, приедете лишь после Рождества? Но возможно, она имела в виду длительный срок на выяснение этого вопроса. Тогда приезжайте, Владыка, когда пожелаете. Всегда Вам будем рады и примем Вас как дорогого гостя. Желательно, конечно, чтобы Вы предупредили письмом о приезде.

Низкий Вам поклон от о. Феодорита.

Прошу Вашего благословения и св[ятых] молитв.

Мечтаю не спеша побеседовать о разных житейско-духовных вопросах.

Вашего Преосвященства преданный послушник

архим[андрит] Пимен.

26.XII.58.

Д. 37. Л. 109. До постскриптума машинопись. Публикуется впервые. Окончание — д. 65. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 29/XII-58».

№ 5

Около 18 января 1959 г.

Благословите, дорогой Владыка!

Мне очень неудобно, что я не тотчас пишу Вам по получении присланного Вами интереснейшего труда по вопросу о поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Мне очень хотелось поскорее прочесть эту объемистую работу, но вот были праздники Рождества Христова с ежедневными службами, затем приехал в Лавру на три дня Святейший Патриарх, и я никак не смог прочесть Вами присланное. Поэтому сейчас я глубоко благодарю Вас, Ваше Преосвященство, за этот ценный и любезный подарок. А немного позже я напишу Вам уже после того, как прочту Ваш труд.

У меня есть радостная новость. По благословению Святейшего Патриарха я поеду после Крещения Господня на недельку к маме и даже думаю ее привезти с собою в Лавру недельки на две-три погостить. Но еще не уверен, удастся ли это осуществить. Очень уж она болезненная. Дал бы Бог исполнить эту мою мечту.

Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения.

Преданный послушник Вашего Преосвященства

недостойный архим[андрит] Пимен.

Д. 65. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 18/I‑59».

№ 6

16 февраля 1959 г.

Благословите, дорогой Владыка!

Когда пришло ко мне письмо Вашего Преосвященства, извещавшее о кончине приснопамятного отца Иеракса [18], немедленно в Лавре стали молиться о его упокоении. Святое имя этого благочестивого и дорогого нашего старца я велел вписать бесплатно в вечный синодик.

К сожалению, я не знал лично о. Иеракса. Из Вашего письма и по отзывам других знавших его лиц чувствую, что это был исключительный христианин, благоговейный инок, каких теперь мало.

Спаси, Господи, за приложенные строки стихотворения, посвященного дорогому новопреставленному [19]. Догадываюсь, что авторство принадлежит тому же лицу, которое рекламировало Вам мои палестинские фотокартины [20]. Вот уж действительно можно сказать, что этот наш общий друг вполне заслуживает быть обрисованным строками своего же стихотворения (за исключением разве слов «старческий вид», но в переносном смысле и их можно оставить). Это человек, редкий по своему духовному складу, человек со святоотеческой душой. Возможно, ради таких людей или по молитвам таких людей и мир стоит. В те немногие и редкие часы, когда я вижусь с этим поэтом, я чувствую, что значит жить в благодати, и хочется даже словами евангельских дев сказать «Дадите нам от елея Вашего… [21]»

Благословение Вашего Преосвященства передал и о. Феодориту, который сейчас выздоравливает от гриппа, и маме, которая низко Вам кланяется, сердечно благодарит за молитвы и желает Вам, Владыка, всего доброго от Господа Бога. На нее лечащий ее доктор также произвел самое отрадное впечатление, и она сказала, что теперь таких людей нет. Когда увижу (или услышу) доктора, обязательно передам, что Вы нуждаетесь в медицине.

Очень рад тому, что побывал в Петушках. Теперь дорогу знаю очень хорошо и смело могу ехать в третий раз, если благословит Господь. Уж очень тут много разных хлопот.

Прошу благословения Вашего Преосвященства и св[ятых] молитв для себя и для мамы. С благоговением и любовью Ваш послушник а[рхимандрит] Пимен.

3 (16).II.1959 г.

Д. 65. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 19/II-59».

№ 7

28 февраля 1959 г.

Благословите, Ваше Преосвященство!

Пишу эти строки лежа в постели. Поэтому простите за неровный почерк. Вчера меня схватил сильный грипп. И вот лежу. Принимаю экстренные меры. Думаю на днях подняться совершенно. Имею такое предчувствие, что грипп хотя и сильный, но недолгий.

Мне написала Людмила Анатольевна, что Вы, Владыко, имеете возможность в родительскую субботу в 12 ч. выехать к нам из Петушков. Я уже сделал распоряжение, чтобы к этому часу Вам подали машину (выйдет отсюда примерно в 10 часов). Когда Вы приедете, то поместим Вас в гостинице на втором этаже в № 7. Кроме того, немедленно угостим обедом. Дорогой Владыка, я жажду Вас видеть и с Вами поговорить, отвести душу.

И мамочку мою Вы благословите и с нею познакомитесь. Заранее радуюсь этому счастью.

О. Иеракса поминаем.

В отношении автора стиха я «промахнулся» и не угадал. Меня ввели в заблуждение слова «один наш общий друг».

Прошу св[ятых] молитв и благословения Вашего Преосвященства.

Нижайший послушник Ваш

а[рхимандрит] Пимен.

28.II.59.

Нижайший поклон от мамы.

P. S.

Очень будем счастливы принять у себя и сослужить с Преосвященнейшим братом нашей обители, то есть с Вами, дорогой Владыка. Приезжайте! (Относительно 25.I.59 г. я не уверен, может быть, еще к этому дню и не возвращусь).

Д. 65. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 2/III-59».

№ 8

1 апреля 1959 г.

Благословите, Ваше Преосвященство!

Богослужение возглавляет наместник СТСЛ архимандрит Пимен (Хмелевской). Фото из личного архива Т. М. БабинойСегодня, дорогой Владыка, я утром напечатал Ваш адрес на конверте, вложил туда письмо для Вас из Академии и решил писать Вам небольшое письмо. И вдруг мне приносят письмо от Вас. Академическое письмо было принесено к Вам в гостиницу, когда Вы там жили. Какой-то чудак положил его на стол, Вы уехали, затем другой чудак понес его в почтовый ящик и опустил. Письмо побывало в Москве и вернулось в Академию [22].

Спаси Вас Господи, Владыка, за присланное. Почти всех преподобных и святителей я постараюсь ввести за поминовением на литии («Владыко, Многомилостиве…»), только разве собеседников Преподобного и святых Московской области не всегда буду упоминать во избежание лишних разговоров. Пусть сначала привьется первая практика. Не решаюсь за всякой литией упоминать: «и всех святых, в земле Российской просиявших». Это очень нужное добавление, но его нужно добавлять во всех храмах по всей Руси, а для этого должно быть специальное указание Патриарха или Синода. Мне кажется, что если я самовольно начну на всякой литии поминать: «и всех св[ятых], в земле Российской просиявших», то это внесет недоумение. Скажут: чем же тогда будет отличаться поминовение в день всех русских святых? Но эти мои страхи несерьезные. Поговорю с Святейшим и, может быть, стану так делать. То же и в отношении диаконского поминовения по 50-м псалме (без упоминания имен святых). Если Святейший благословит, начну так делать. (О службе на Благовещение скажу позже.)

Передал благословение и привет Вашего Преосвященства моей маме. Это ее очень утешило. Она еще лежит с последствиями гриппа, но уже встает и ходит по комнате. У меня эти последствия тоже затянулись: часто, даже очень часто болит сердце, как-то тошнит, слабость в ногах, большая одышка на лестницах, утомляемость и иногда температура до 36,9°. Пью лекарства, стараюсь по мере возможности отдыхать, вот сплю только плохо. Наш общий врач тоже, бедненькая, болеет. Был грипп, давший осложнение на сердце. Лечение моей мамы поэтому она производит «на расстоянии».

Спаси Господи за привет через о. Феодорита. Дорогой Владыка, пожалуйста, напишите, когда бы Вы хотели приехать, пошлю машину, и Вы у нас помолитесь, погостите. Думаю, что в дни помимо Страстной и Пасхальной недели не нужно и Святейшего ставить в известность. (Он как-то мне высказал, что в эти седмицы наместник должен служить сам, и когда в прошлом году у нас пребывал еп[ископ] Серафим [23], то он служил очень мало; так Святейший и указал: «служить будет по указанию наместника»). Этими словами я, Владыка, совсем не хочу сделать намек: мол, не приезжайте в это время. Если пожелаете, то я и в эти дни постараюсь устроить для Вас у Святейшего возможность приезда. Но это на Ваше усмотрение.

Службу на Благовещение рассмотрю попозже. Сейчас ее читает мама.

Простите и благословите.

Прошу Ваших святительских молитв для меня и мамы. О Вас молюсь.

Ваш преданный послушник а[рхимандрит] Пимен.

1.IV.59.

Д. 39. Л. 17–18 об. Подлинник. Автограф.

№ 9

7 апреля 1959 г.

Благословите,

Ваше Преосвященство!

Начал писать эти строки в 17 ч. 45 м. 6‑го апреля. Пишу под удары лаврского колокола — канун радостного праздника Благовещения! Следовательно, пока в моем распоряжении минут 8–10. Закончу позже.

Пишу дополнительный ответ на Ваше, дорогой Владыка, письмо, присланное вместе с каноном Благовещению и др[угими] бумагами. Теперь я за литией поминаю всех радонежских угодников (святителей, преподобных, подвизавшихся под руководством препод[обного] Сергия или его собеседников, кроме святых Московской области).

В пятницу у нас был постриг. Я постригал одновременно четырех монахов. Это редкий случай. Двум из них я дал имена в честь преп. Мартиниана и преп. Арсения. Двух других назвал Ферапонт (ученик препод[обного] Сергия) и Филарет. А почему, Владыка, в Вашем списке нет имен препод[обного] Ферапонта (Можайского-Белоезерского), преп[одобных] Онисима, Василия, Григория (Авнежского) и др.? Лики этих святых обычно изображаются на иконе «Собор Радонежских Чудотворцев».

Относительно канона на Благовещение скажу следующее. Я там не нашел ничего такого, с чем можно было не согласиться. Читали мы его, конечно, как всегда, на 8, а не на 12. Поэтому каждый тропарь пришлось повторить только один раз. Я дал чтецам указание читать так, как написано в Вашей бумаге [24] (т. е. не читать сразу все 4 тропаря, а по 2, и лишь повторив эту пару-диалог, читать следующие). Начался канон. Слышу: читают по-старому. Я послал пономаря для напоминания. Пономарь передал не точно, чтецы не поняли, что от них требуется, и продолжали читать по-своему. Когда в конце службы я спросил их, почему они все перепутали, они попросили прощения и со свойственной монахам скромностью и рассеянностью ответили, что, когда я им объяснял в алтаре, они все поняли, а когда стали читать, то понимать перестали. Между прочим, и уставщик, и другие иноки категорически возразили против слов «Ангел возопи» и т. д. Читали с обычным единственным припевом «Пресв[ятая] Богородице, спаси нас»…

Сегодня пишу о. Антонию [25] в Жировицы, попрошу прислать службу в праздник Чудотворной иконы, а также пишу о. Севастиану [26] в Почаев относительно фотографирования икон русских святых.

Самочувствие мое улучшилось. Вчера за всенощной был в состоянии помазывать всех подходивших верующих. Правда, еще есть боли в сердце, одышка и утомляемость. Температура уже целую неделю нормальная, и я больше ее и мерить не буду. Мама тоже болеет, хотя и пыталась три раза выходить в церковь. Думаю все-таки, что она поднимется. На этой неделе поднимается от одра болезни и наш доктор. У нее какие-то последствия гриппа (второго) отразились на сердце. Поклон Вашему Преосвященству от о[тца] благочинного игумена Феодорита и от моей мамы. Прошу ваших св[ятых] молитв и благословения для всех нас и для братии.

С любовию преданный послушник В[ашего] Пр[еосвященства]

архим[андрит] Пимен.

7.IV.1959

P. S. Киот для св[ятых] мощей (мощевик) уже заказан. Изготовят после Пасхи.

Д. 39. Л. 32–33 об. Подлинник. Автограф. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 10/IV‑59».

№ 10

Около 3 мая 1959 г. [27]

Прошу принять мое сыновнее, почтительнейшее поздравление со СВЕТОНОСНЫМ и ВСЕРАДОСТНЫМ ПРАЗДНИКОМ СВ[ЯТОЙ] ПАСХИ, с пожеланием ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ Великих Милостей от ГОСПОДА, здоровья и всякого благополучия.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО АРХИПАСТЫРЯ и ОТЦА, нижайший послушник.

Наместник Троице-Сергиевой Лавры: архимандрит Пимен.

Лавра 1959 г.

P. S.

Дорогой Владыка, простите меня за редкое и краткое писание и благословите меня недостойного Вашим благодатным архиерейским благословением.

Все Ваши письма получил. В разговоре со Святейшим Патриархом коснулся вопроса о поминовении Радонежских угодников на литии. Он категорически запретил это делать, сказав, что на литии положено поминать только храмового святого и святого дне, а все остальное — отсебятина духовенства.

Поэтому чтобы не обидеть никого из святых, я просил бы Вас, Владыка, в свободные минутки составить самый полный список учеников и собеседников Преподобного (включая и святых — настоятелей) с указанием точного дня их памяти. (Если возможно, конечно; ведь есть святые, память которых не указывается.) На днях я постригал в монашество протоиерея Иоанна Сокаля [28]. Дал ему имя преподобного Иннокентия, ученика преп. Сергия, «не упоминаемого в житии, но изображаемого на древней иконе вместе с учениками Преподобного».

Теперь, по благословению Святейшего, постриги стали производить не в Трапезном храме, а в Троицком соборе (или в Никоновском приделе), причем — без народа, и имя тянется по жребию из нескольких записочек, полагаемых в раку Преподобного.

О статейке в память св. Димитрия Ростовского еще не говорил с преподавателями, но поговорю. Преподаватель Паст[ырского] Богословия [29] сейчас не в состоянии этим делом заняться, тем более что после Пасхи он едет на лечение в Одессу.

Людмила Анатольевна представила меня специалисту — доктору, который изучил меня детально и изучил рентгеновский снимок, после чего сказал, что состояние моего здоровья в опасности — нужно срочное курортное лечение. Патриарх согласен. У меня находят железистый туберкулез легких и еще что-то, связанное с легкими.

У самой Людм[илы] Ан[атольевны] было воспаление легких, перенесенное на ногах (а думали, что осложнения на сердце после гриппа). Теперь и ее заставляют делать рентген.

Мама уезжает после Пасхи. Я передал ей Ваше благословение и привет.

Прошу св[ятых] молитв и благословения Вашего Преосвященства для меня и мамы.

С любовию а[рхимандрит] П[имен].

P. P. S. Был ответ от Почаевского наместника. Обещает заказать фотокопии. Жировицкий наместник прислал только тропарь и пр[очее] на бумажечке. Обещает разыскать остальное.

Д. 39. Л. 145–146 об. Подлинник. Машинопись, начиная от «P. S.», — рукопись.

№ 11

11 мая 1959 г.

11.V.59

В день хиротонии епископа Смоленского Иннокентия (Сокаля) (сидит крайний слева). Архив Церковно-археологического кабинета МДАиСВаше Преосвященство!

Дорогой Владыка, я имею великую честь и сердечное удовольствие искренне поздравить Вашу Святыню с днем Ангела. Да сохранит Вас Господь на долгие годы на благо Русской Православной Церкви и на утешение и радость всех почитающих Вас Ваших друзей, среди которых имею дерзновение отвести крошечный уголочек и для моего недостоинства. Всегда о Вас молюсь. Моя мама уехала 7.V домой. 10.V в Лавре была хиротония архим[андрита] Иннокентия (Сокаль) во еп[ископа] Смоленского. В среду утром я еду на 33 дня на лечение в Одессу. Прошу св[ятых] молитв и благословения.

В ночь на 6.V видел один сон, в котором Преподобный благословил меня своею рукою и сказал: «Путь тебе добрый». Видимо, это к Одессе относилось?

6.V у меня и у мамы гостил доктор [30] с папой и мамой.

До свидания! С любовию Вашего Преосв[ященства] недост[ойный] послушник а[рхимандрит] П[имен].

Д. 39. Л. 90. Подлинник. Автограф на бланке наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена.

№ 12

28 июля 1959 г.

Ваше Преосвященство,

благословите убогого наместника и не прогневайтесь на большую медлительность, с какою я отвечаю на Ваше письмо, полученное мною месяц тому назад.

Масса церковных и иных иностранных гостей, службы и дела не дали мне возможности сосредоточиться для этого благочестивого дела — письма Вашему Преосвященству.

Сегодня утром, наконец, привезли изготовленную крышку для ковчега со св[ятыми] мощами русских и других святых.

К сожалению, в прорезах для крестов имеются неточности, в гравировке имеются ошибки и еще не изготовлен столик-подставка. Все это сейчас делается, а я приехал в Москву провожать Святейшего Патриарха и пишу эти строчки в Чистом пер[еулке].

Вчера тоже весь день был в Москве. Был прием в Совете по делам Церкви в честь Патриарха Феодосия [31].

В воскресенье был прием у еп[ископа] Василия (Самахи) [32], и вот так езжу по приемам и по лаврским делам.

Что касается службы преп. Афанасию Брестскому, то, к сожалению, все мои попытки помочь Вам не увенчались успехом, так как я никак не мог узнать, кто настоятель Брестского собора, а во всей Белоруссии у меня нет такого близкого человека, который бы смог оказать помощь в этом деле. По-моему, Вам, Владыка, хорошо было бы написать прямо в Брест: Собор, настоятелю.

Мечтаю побывать еще раз в Ваших краях, но пока это было невозможно.

Всегда буду рад видеть Вас Лаврским гостем. Приезжайте. Сговоримся, пришлем Вам машину.

Прошу Ваших св[ятых] молитв.

С любовию

Ваш а[рхимандрит] Пимен.

28.VII.59

Д. 40. Л. 53–53«а». Подлинник. Автограф.

№ 13

21 августа 1959 г.

Благословите, Ваше Преосвященство!

Сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка, за письмо от 16.VIII.59 и благословение. Также благодарю за поздравление с днем Ангела, хотя я его праздную не теперь, но после Успения. Святейший Патриарх приглашает меня продолжать лечение в Одессе, и на свои подлинные именины я в Лавре буду отсутствовать.

Мне тоже очень хотелось бы Вас навестить. Несколько раз порывался это сделать. Но как-то велика до Вас дорога.

Об о[тце] архимандрите Исидоре [33] молимся.

Мощевик почти готов. Мастер-гравер наделал ошибок в надписях и еще не переделал. На днях все завершим.

Маме передам и привет и благословение. Спаси Господи.

Испрашиваю паки св[ятых] молитв и благословения. Нижайший послушник Вашего Преосв[ященства]

арх[имандрит] Пимен.

21.VIII.59.

Д. 40. Л. 67. Подлинник. Автограф на бланке наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена.

№ 14

29 марта 1960 г.

Благословите, Ваше Преосвященство!

С нижайшим поклоном обращается к Вам Ваш преданный послушник. Сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка, за письмо, а также за привет и благословение маме. Она теперь немного болеет и будет утешена этим вниманием.

Наконец сфотографировали на цветную пленку икону всех Русских Святых, а в следующий понедельник привезут пробу.

В отношении почаевских изображений, я вспомнил, что именно Вы имеете в виду. На днях я напишу о[тцу] наместнику, чтобы он переснял все группы святых по векам, расположенные в галерее по пути к св[ятым] мощам препод[обного] Иова.

Очень рад был услышать по телефону от доктора, что Ваше здоровье улучшилось.

Искренне желаю Вам, Ваше Преосвященство, доброго здоровья и духовной бодрости для встречи величайшего светлого праздника Пасхи.

Прошу благословения и св[ятых] молитв.

Преданный послушник

архим[андрит] Пимен.

29.III.1960.

Д. 60. Л. 3. Подлинник. Автограф.

№ 15

Около 17 апреля 1960 г. [34]

Прошу принять мое сыновнее, почтительнейшее поздравление со СВЕТОНОСНЫМ и ВСЕРАДОСТНЫМ ПРАЗДНИКОМ СВ[ЯТОЙ] ПАСХИ, с пожеланием ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ Великих Милостей от ГОСПОДА, здоровья и всякого благополучия.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО АРХИПАСТЫРЯ И ОТЦА, нижайший послушник.

Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен.

Лавра 1960 г.

Д. 59. Л. 97. Подлинник. Машинопись. Публикуется впервые.

№ 16

9 мая 1960 г.

Письмо архимандрита Пимена от 9 мая 1960 г.Почтительнейше прошу Ваше Преосвященство принять мое сердечное, сыновнее поздравление с приближающимся днем Вашего Ангела.

Искренне желаю здоровья, бодрости, расцвета духовной жизни и всего доброго.

Прошу благословения и св[ятых] молитв.

Недостойный послушник Вашего Преосвященства

архим[андрит] Пимен с братией.

9.V.1960.

Д. 43. Л. 1. Подлинник. Автограф на бланке наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена. Публикуется впервые.

№ 17

15 июня 1960 г.

Благословите, дорогой Владыка!

Наконец собрался к вам приехать, причем — вместе с подарком — фотоизображением Всех Русских Святых (освященным на св[ятых] мощах преп[одобного] Сергия), но обстоятельства повернулись так, что я вынужден посылать к Вам только о[тца] благочинного.

Мне все-таки очень хочется Вас навестить. Постараюсь это сделать позже. Прошу св[ятых] молитв и благословения.

С любовию архим[андрит] Пимен.

15.VI.60.

Д. 43 (2). Л. 51. Подлинник. Автограф на бланке наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена.

№ 18

22 июля 1960 г.

Сердечно благодарю Вас, Ваше Преосвященство, за Ваше внимание и поздравление с праздником, которое пришло ко мне лишь 20.VII и я не смог передать Ваше приветствие Святейшему Патриарху, который уже уехал в Москву.

С удовольствием передам Ваше благословение моей маме.

Мое здоровье в блестящем состоянии. Совершенно не беспокойтесь. Видимо, это Вашими молитвами.

Привет о. Феодориту, о. Тихону [35] и о. Кириллу передал. Они благодарят.

Все низко Вам кланяемся.

Прошу св[ятых] молитв и благословения.

арх[имандрит] Пимен.

22.VII.60.

Д. 43 (2). Л. 77. Подлинник. Автограф на бланке наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена. Публикуется впервые.

№ 19

1 января 1961 г.

ПОЧТИТЕЛЬНЕЙШЕ ПОЗДРАВЛЯЮ ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО С ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И НОВОЛЕТИЕМ.

Искренне желаю полного здоровья и крепости духовных сил. (Слышал, что Вы заболели?).

Испрашиваю св[ятых] молитв и благословения.

Нижайший послушник Вашего Преосвященства

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

архимандрит Пимен.

1 января 1961 г.

Д. 45. Л. 4. Подлинник. Машинопись, 2-й и 3-й абзацы, — рукопись. Публикуется впервые.

№ 20

Около 5 апреля 1961 г. [36]

Прошу принять мое сыновнее, почтительнейшее поздравление со СВЕТОНОСНЫМ и ВСЕРАДОСТНЫМ ПРАЗДНИКОМ Св. ПАСХИ, с пожеланием ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ Великих Милостей от ГОСПОДА, здоровья и всякого благополучия.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО АРХИПАСТЫРЯ и ОТЦА, нижайший послушник

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

архимандрит Пимен

Лавра 1961 г.

Д. 47. Л. 12. Подлинник. Машинопись. Сверху надпись еп. Афанасия: «Пол[учено] 5 апр. 61». Публикуется впервые.

№ 21

11 мая 1961 г.

Крестный ход на Светлой седмице в Лавре. Апрель 1963 г. Фото из личного архива Т. М. БабинойБлагословите, Ваше Преосвященство!

Прошу Вас, дорогой Владыка, принять мое сердечное сыновнее поздравление с приближающимся днем Вашего Ангела. От всей души желаю Вам крепкого здоровья, новых и новых духовных сил, благополучия и радости.

Живу несбывающейся мечтой о поездке к Вам в гости на часок с о[тцом] благочинным. Хочется верить, что эта мечта все же сбудется.

Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения.

Мы тут всегда о Вас, Владыка, молимся, помним Вас и с любовью о Вас думаем.

Низко кланяется Вам моя мама и благодарит за привет и благословение.

С любовью и уважением

нижайший послушник Вашего Пр[еосвященст]ва

архим[андрит] Пимен.

11.V.61

Д. 49. Л. 90. Подлинник. Автограф.

№ 22

2 октября 1961 г.

Ваше Преосвященство!

Сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка, за письмо, полученное мною позавчера, 30 сентября, и за поздравление с днем Ангела. От всей души и Вам желаю бодрости духа и всего доброго. Мечтаю Вас навестить в конце осени или зимою с о[тцом] благочинным. Сейчас болею гриппом.

Прошу Ваших св[ятых] молитв.

С любовью Ваш послушник

арх[имандрит] Пимен.

2.X.1961

Д. 65. Лист без номера. Ксерокопия с подлинника открытки.

№ 23

1 января 1962 г.

ПОЧТИТЕЛЬНЕЙШЕ ПОЗДРАВЛЯЮ ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО с РАДОСТНЫМ ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И НОВОЛЕТИЕМ.

ПРОШУ ПРИНЯТЬ ИСКРЕННИЕ СЫНОВНИЕ ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ ЗДОРОВЬЯ, ДУХОВНЫХ СИЛ И ВСЯКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ.

ИСПРАШИВАЮ СВ[ЯТЫХ] МОЛИТВ и БЛАГОСЛОВЕНИЯ.

Нижайший послушник Вашего Преосвященства

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

архим[андрит] Пимен.

Д. 52. Л. 14. Подлинник. Машинопись. Автограф на бланке наместника Троице-Сергиевой Лавры. Публикуется впервые.

№ 24

Около 29 апреля 1962 г. [37]

Прошу принять мое сыновнее, почтительнейшее поздравление со СВЕТОНОСНЫМ и ВСЕРАДОСТНЫМ ПРАЗДНИКОМ Св. ПАСХИ, с пожеланием ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ Великих Милостей от ГОСПОДА, здоровья и всякого благополучия.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО АРХИПАСТЫРЯ и ОТЦА, нижайший послушник

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

архимандрит Пимен

Лавра 1962 г.

Д. 55. Л. 22. Подлинник. Машинопись. Публикуется впервые.

Письмо епископа Афанасия (Сахарова) к архимандриту Пимену (Хмелевскому)

 

3 января 1959 г. [38]

пос. Петушки Владимирской обл.

Святителя Петра митрополита

Письменный стол епископа Афанасия, современное фото. Фото с сайта Успенского женского монастыря г. Александрова http://alexandrov-obitel.ru/ Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Наместник!

Сердечно приветствую Вас с праздниками Рождества Христова, Обрезания и Богоявления и с гражданским Новолетием. Молитвенно желаю Вам милости о Господе, благопоспешения в устроении собственного дома души и мудрости и помощи Божией в руководстве по пути ко спасению монашеского братства Святой нашей Лавры.

Глубоко благодарен Вам за Ваше предстательство пред Святейшим священноархимандритом Лавры о разрешении мне служения в родной Лавре. Благодарю за Ваше милое оригинальное «Добро пожаловать», хотя Вы и не вышлете такого экипажа, изображение которого Вы прислали мне в письме.

Думаю, если Бог благословит и если с Божией помощию буду жив и здоров, после Крещения побывать в родной Лавре, поклониться Великому Авве нашему, помолиться в храмах, усладиться беседою усты к устом с Вами и с благоговейными иноками, коими не скудна и ныне обитель Сергиева.

Посылаю Вам небольшой гостинчик, плод моих размышлений и занятий. Может быть, написанное мной будет небезынтересно для Вас. Только простите, что посылаю Вам рукопись в непереплетенном виде. Но мне не хотелось откладывать это дело надолго, а у нас здесь переплести негде.

Уже около двух недель я живу в новом помещении в домике, для меня построенном. Я, кажется, писал Вам, что теперешнее мое жилище находится по другую сторону той же улицы, почти прямо против того дома, в котором Вы навещали меня, и если бы Вы когда-либо вздумали снова навестить меня, чему я был бы очень рад, то Вам не пришлось [бы] долго меня разыскивать, и к нам во двор можно въехать прямо с машиной. Мой почтовый адрес остается прежний, только № дома теперь не «три», а «ЧЕТЫРЕ».

Прошу усердно Ваших святых молитв наипаче пред ракою Преподобного.

Да хранит Вас Господь.

Призываю Божие благословение на Вас и на всю братию.

Спасайтесь о Господе.

С любовию богомолец Ваш [епископ Афанасий]

3 января 1959 года.

 


[1] Наука о церковных праздниках.

[2] Автором данной статьи установлено, что первое из опубликованных в книге писем, датированное 19.07.57 года, не принадлежит будущему саратовскому архиерею: оно написано другим архимандритом Пименом — не Хмелевским, а Извековым — будущим Святейшим Патриархом всея Руси, который был на тот момент наместником Троице-Сергиевой Лавры, в то время как архимандрит Пимен (Хмелевской) находился за границей. В этом письме наместник Лавры сообщает епископу Афанасию о том, что иконописец и реставратор Мария Николаевна Соколова (в будущем монахиня Иулиания) согласилась выполнить его заказ.

[3] Родилась 8 сентября 1923 года в с. Святогорье Вятской губернии (ныне Удмуртия). В 1947 году закончила Ижевский медицинский институт. С 1952 по 1955 год обучалась в аспирантуре Института терапии Академии медицинских наук. Лечила, в частности, главного регента Троице-Сергиевой Лавры постриженика архимандрита Пимена (Хмелевского) архимандрита Матфея (Мормыля). Жила в Сергиевом Посаде. Скончалась 5 сентября 2011 года, похоронена на местном старом кладбище. По данным О. В. Косик.

[4] М. Н. Соколова, в будущем монахиня Иулиания (1899–1981) — духовная дочь святого праведного Алексия Мечева. После открытия Лавры в 1946 году как художник-иконописец была приглашена трудиться в ней. Одной из ее первых больших творческих работ была роспись Серапионовой палаты, посвященная преподобному Сергию Радонежскому.

[5] Из письма от 11/24 июля 1954 года, текст предлагался святителем такой: «Сей святый образ Всех святых, в земле Русской просиявших, первый в такой (композиции), по благословению и указанию Преосвященного Афанасия, епископа Ковровского, написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442, от Рождества же во плоти Бога Слова 1934-е в январе — мае месяцах. Освящен сей образ Преосвященным Афанасием после малой вечерни под Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, 27 мая — [9] июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса в селении Лосино-Островской Московской области при участии хора Московского святителя Николая, что в Клённиках, церкви».

[6] Известно, что М. Н. Соколова около 1955 года написала еще одну творческую копию первого образа. Речь в письме архимандрита Пимена могла бы быть об этой иконе, которая писалась для крипты Успенского собора. Однако она писалась Соколовой в Лавре — за ней не было необходимости отправляться в такое путешествие.

[7] Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. М., 2000. С. 581–584.

[8] Первая, после выхода на свободу, служба в Лавре епископа Афанасия состоялась 29 сентября 1956 года, он совершил всенощное бдение в Успенском соборе, а на следующий день там же Литургию вместе с епископом Вениамином (Новицким; 1900–1976), который, как и епископ Афанасий, тогда недавно освободился из лагеря.

[9] Серапионовая палата устроена на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему было явление Пресвятой Богородицы, и в ней поныне находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа, митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. В ней хранится часть пояса Богородицы и частицы святых мощей очень многих подвижников.

[10] Также в мощевике находятся: часть одежды прпп. Сергия Радонежского и Нила Столобенского, парча от раки прп. Сергия Радонежского, часть позумента от ризы свт. Митрофана Воронежского, частица ризы вкмч. Варвары; вата со св. мощей блгв. кн. Андрея, мч. Авраамия, прп. Евфимия Суздальского и свт. Софрония, часть одежды, древо от кельи и часть камня прп. Серафима Саровского; и святые мощи неизвестных святых, помещенные в три металлических креста.

[11] ЦИА ПСТГУ. Д. 8. Л. 67. Подлинник. Машинопись.

[12] Кроме оговоренных случаев публикуется по: Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову). В двух книгах. Авт. предисл., авт. примеч. О. В. Косик. Книга 2. О–Ю. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Москва. Издательство ПСТГУ. 2014. С. 160–174, 725–727.

[13] Архиепископ Херсонский и Одесский Борис (Вик; 1906–1965). Уроженец Саратова, скончался в сане митрополита.

[14] Архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский; 1896–1978).

[15] Имеется в виду архиепископ Иосиф (Савраш Иосиф Михайлович; 1909–1984). В 1957 г. он был хиротонисан во епископа Станиславского и Коломыйского.

[16] Иеромонах Феодорит (Воробьев; 1899–1973). В 1961 г. был возведен в сан архимандрита, был благочинным Лавры.

[17] Людмила Анатольевна — лечащий врач святителя Афанасия.

[18] Имеется в виду иеромонах Иеракс (Бочаров; 1880–1959). Постриженик Лавры. В 1943 г. арестован, отправлен в ИТЛ, после освобождения из лагеря направлен в Дом инвалидов в с. Большие Березники в Мордовии. После освобождения был пенсионером Патриархии.

[19] Имеются в виду стихи, посвященные о. Иераксу «Тихая тихость…», написанные его соузником географом и экономистом П. Н. Савицким.

[20] Возможно, имеется в виду иеромонах Кирилл (Павлов), ныне архимандрит, духовник Троице-Сергиевой Лавры. Речь идет о фотографиях Святой Земли, которые отец Пимен привез из Иерусалима и демонстрировал их в Лавре братии.

[21] Мф. 25, 8.

[22] Письмо от 6 марта 1959 г. за подписью ректора МДА протоиерея Константина Ружицкого, инспектора и секретаря Совета МДА, в котором выражается благодарность епископу Афанасию за пожертвованные в Церковно-археологический кабинет Академии шесть антиминсов времен патриарха Тихона.

[23] Возможно, имеется в виду епископ Полтавский и Кременчугский Серафим (Шарапов; 1878–1959).

[24] «Ваша бумага» — имеется в виду, видимо, примечание епископа Афанасия (Сахарова) о способе исполнения канона, посвященного Благовещению Пресвятой Богородицы. Это примечание было позднее опубликовано в «Зеленых минеях» (так называется в церковном обиходе издание миней Московской Патриархии 1980‑х гг.). В нем речь идет о необычной структуре канона, составленного преподобным Феофаном Начертанным († 843): каждая песнь, за исключением последней, девятой, представляет собой диалог между Пречистой Девой Марией и Архангелом Гавриилом. В примечании Владыка Афанасий объясняет, что исполнение канона должно быть диалогическим, с попеременным (антифонным) чтением двух чтецов. Тропари, в которых речь идет от лица Архангела, должны предваряться словами: «Ангел возопи», а те, которые произносятся от лица Богородицы, — словами: «Богородица рече», за исключением тропарей 8‑й песни, так как соответствующие выражения имеются в тексте тропарей этой песни, и 9‑й песни, имеющей свои особые припевы (см.: Минея. Март. Ч. 2. 25‑е число. М., 1984. С. 215–216).

[25] Имеется в виду архимандрит Антоний (Мельников; 1924–1986). С 1952 по 1956 г. он был инспектором Саратовской духовной семинарии и исполняющим обязанности секретаря Саратовского епархиального управления. Впоследствии — митрополит Ленинградский и Новгородский.

[26] Имеется в виду архимандрит Севастиан (Пилипчук; 1914–1992), впоследствии епископ Кировоградский и Николаевский.

[27] Датируется по дню Пасхи.

[28] Иннокентий (Сокаль Иван Иванович; 1883–1965), епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1950 по 1953 г. был ректором Саратовской духовной семинарии.

[29] Архимандрит Пимен преподавал Пастырское богословие в МДА с 1957 по 1959 г.

[30] Имеется в виду Л. А. Кутявина.

[31] Феодосий VI (Абурджели; 1889–1970), Патриарх Антиохии и всего Востока (1958–1970). В июле 1959 г. делегация представителей Антиохийской Церкви во главе с Патриархом Феодосием VI посетила Москву и ряд других городов Советского Союза.

[32] Епископ Василий (Самаха) в конце 1947 г. в сане архимандрита прибыл в Москву вместе с митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом) в качестве представителя Антиохийской Патриархии. В 1948–1962 гг. — настоятель возобновленного Антиохийского подворья. В 1955 г. в Сирии хиротонисан во епископа.

[33] Исидор (Скачков Иван Герасимович; 1883–1959), архимандрит, проживал в пос. Новые Петушки Владимирской обл.

[34] Датируется по дню Пасхи.

[35] Имеется в виду архимандрит Тихон (в миру Василий Петрович Агриков; 1916–2000), в схиме Пантелеимон. Уроженец Саратовской губернии, в 1950 г. Василий Агриков окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Духовную академию, которую окончил со степенью кандидата бого-словия. В 1953 г. пострижен в монашество и возведен в сан игумена, а в 1958 г. — в сан архимандрита. С 1959 г. — преподаватель Пастырского богословия в Московской Духовной Академии.

[36] Датируется по дате получения.

[37] Датируется по дню Пасхи.

[38] Публикуется по: Молитва всех вас спасет...  С. 536–537.

Журнал «Православие и современность» № 37 (53)

[Подготовил Валерий Теплов]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: