+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Сотворение как Сретение
Просмотров: 566     Комментариев: 0

Праздник Сретения Господня несет особую радость. И это не случайно. Именно через встречи мы становимся теми, кем мы являемся. Уже более двух тысяч лет в сердцах христиан живет память о той особой Встрече, которая некогда состоялась между Богом и человеком, между Творцом и творением. Однако задолго до этого события Бог уже встречался с человеком, о чем нам повествует Священное Писание…

Встреча — это связь. Чаще всего — краткая, мгновенная, не запоминающаяся, но иногда — невероятно значительная, содержательная, порой космически уникальная и вселенски важная. И даже несмотря на то, что встречи бывают незначительными, все они не случайны.

Встреча наших родителей не была случайна. Не случайно мы встречаем на своем пути друзей, коллег, знакомых и незнакомцев. Не случайно неверующий человек встречается с Богом.

Конечно, не случайны и встречи в Священном Писании. Каждая из них имеет некий сакральный смысл. В жизни любого значительного библейского персонажа была особая встреча, которая влекла за собой какие-то события — судьбоносные, важные. Вспомним, как Ева встретилась с дьяволом в облике змия… Вспомним судьбоносные встречи Авраама, Лота и Моисея с Богом в лицах Ангелов, встречу Иосифа с его братьями в Египте, встречу Ангела со старцем Симеоном, будущим Богоприимцем…

В Новом Завете также множество встреч: встреча Пресвятой Богородицы с Архангелом Гавриилом, с праведной Елизаветой; встреча пророка Иоанна Крестителя со Христом Спасителем, волхвов — со Святым семейством, встреча Христа с учениками, с Закхеем, Лазарем, самаритянкою, слепцами, с пророками Моисеем и Илией на горе Фавор, с праведниками по сошествии во ад… Там же, в аду, состоялась встреча Ветхого Адама с Новым Адамом. А после были встреча Христа с апостолами по Воскресении, встреча Савла — будущего Павла — с Господом и многое другое.

Встреча — сретение — связь. Причинно-следственная связь — это ядро данных событий.

Нужно сказать, что акт Божественного Творения — это тоже Сретение. Это — Особое Начало, Особая Связь, Особая Встреча с большой буквы — это Первовстреча, ПротоСретение. Бог творит мир и встречается со Своим произведением, творением.

Бог Троица, Отец, Сын и Святой Дух, в Божественном Своем совете решает сотворить человека по образу Своему: И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их (Быт. 1, 26–27).

Бог творит человека, и происходит первая встреча Творца с богоподобной тварью. Нужно сказать, что Бог идет на риск, сотворяя человека…

Как нам известно, человек пал. История разделилась на «до» и «после» грехопадения. Человек утратил рай. После грехопадения начинается история новых отношений человека с Богом для спасения первого. И не просто спасения, а восстановления утраченной связи. Именно в этом заключается истинный смысл религии. «Ре» — восстановление, «лиго» — вяжу, связь. Религия есть восстановление утраченной связи с Богом.

Именно это важнейшее содержание нашего бытия символизируют устремленные навстречу друг другу пальцы Бога и первочеловека Адама на знаменитой фреске Микеланджело. Это напоминание всему человечеству о том, что произошло, и о том, что необходимо делать для возобновления отношений, для восстановления связи. После грехопадения Бог все время «подступает», приближается к человеку — готовит его к встрече с Собой, выпестывает его, возделывает… Он подводит его к такому смирению, которое сможет Бога и принять, и вместить.

Бог через огромное количество встреч подступает к Ною и заключает с ним впоследствии завет, затем Он приближается к Аврааму, с которым также будет заключен завет, Он подступает к Моисею — особо близко на горе Синай, Он глаголет через пророков… Господь и Пресвятой Богородице возвещает через Ангела о Своем волеизъявлении, здесь также можно увидеть это подступание. Он подступает к Иоанну Крестителю, когда тот еще находится во утробе…

Подступил Господь и к старцу Симеону, когда этот толковник из числа 70‑ти осуществлял перевод и усомнился. К Симеону — воспротивившемуся, выразившему свое несогласие с Божественной Буквой: …се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (Ис. 7, 14).

Божественный Художник сообщает о Своем движении навстречу человеку. Творец умаляется до масштабов собственного творения. Этот процесс является самоуничижением Бога через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти (см.: Фил. 2, 7). По­гречески этот процесс называется «кенозис».

Бог сотворяет и благословляет воспротивившегося Адама, а потом Сам оказывается на руках у благословляющего Его старца Симеона — также воспротивившегося когда­то. Творец, вылепивший человека из глины, оказывается беззащитным на руках у сотворенного из праха земного. Ветхий Днями лежит на ветхих руках Симеона…

Мы знаем из Евангелия, что старец, взяв на руки Христа, благословил Бога и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля… (Лк. 2, 22–29).

По слову святителя Афанасия Александрийского, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. <…> Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем».

Недаром преподобный Иустин Попович говорил, что «человек создан Богом боголиким существом. С одной Божественною целью — во всей жизни своей уподобляться Богу, живя Богом, мысля Богом, желая Богом, работая Богом. А это значит непрерывно и бесконечно совершенствоваться Богом. Для этого Бог и Господь стал человеком, и явил Себя, и остался Церковью в мире как Богочеловек. С какой целью? Чтобы об!ожить человека…».

В Евангелии Спаситель, напоминая человеку, каким образом последнему возможно спасение, говорит следующее: …ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… (Мф. 25, 35–36). Эти встречи, когда Сам Бог в образе ближнего нашего встречается с нами, жизненно необходимы каждому из нас, именно эта связь позволяет нам реализовать замысел Божий о нас.

Творение должно быть подготовлено к сретению с Творцом. Каждый из нас должен быть готов не только к своей личной встрече с Богом в жизни, но и к всеобщей встрече — на Страшном Суде.

К этому нас подготавливает богословская мысль, об этом нам напоминает праздник Сретения. Совсем скоро после него мы услышим в храмах: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче»…

Газета «Православная вера», № 02 (670), январь 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

15 февраля по новому стилю, на 40‑й день после Рождества Христова, Церковь отмечает Сретение Господне. Что мы знаем об этом празднике? Зачем родители с Младенцем Иисусом пришли в храм? В чем был смысл прозвучавших в тот день пророчеств? Какое отношение праздник Сретения имеет к каждому из нас? Об этом мы беседуем с настоятелем храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете протоиереем Кириллом Краснощековым

Просмотров: 1806
Комментариев: 0

На молебне, который я регулярно совершаю для рожениц в саратовском перинатальном центре неподалеку от вокзала, во время отпуста почти всегда поминаю святого праведного Симеона Богоприимца. И немного рассказываю присутствующим о нем, а еще о том, в чем заключается подвиг материнства и зачем состоялась Встреча ветхого старца, Младенца и Его Матери…

Просмотров: 2332
Комментариев: 1

То ли в шутку, то ли всерьез, говоря о Сретении, люди нередко упоминают о встрече зимы с весной. Однако речь идет о другой встрече. Что означает Сретение? Каков исторический смысл этого события и каково его значение сегодня? Об этом мы побеседовали с настоятелем саратовского храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) протоиереем Александром Домовитовым

Просмотров: 3690
Комментариев: 0

14 февраля вышла в эфир новая телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии

ВИДЕО

Просмотров: 3020
Комментариев: 0

Каждый церковный праздник — воспоминание о том или ином событии в истории мира, в истории Церкви, которое совершилось по воле Божией «нас и нашего ради спасения». Воспоминание важное, нужное, помогающее нам горЕ обратить свои сердца, отрешиться хотя бы ненадолго от сиюминутных попечений и забот, выбраться из постоянно затягивающего в себя болота повседневных, забирающих большую часть наших телесных и душевных сил дел. А порой — и заставляющее обратить внимание не только на содержание наступившего праздничного дня, но и на содержание нашего сердца, задуматься не только о том, что происходило на рассматриваемом отрезке Священной истории, но и о том, что некогда имело место в нашей собственной жизни

Просмотров: 2081
Комментариев: 0

Есть удивительный церковный праздник — Сретение Господне. Мало кто теперь знает о нем, ибо он так часто приходится на будний, рабочий день, тонет в ритме и суматохе нашей такой обыденной, такой грубо материалистической жизни!

Просмотров: 2955
Комментариев: 0

Настоящий праздник Сретения Господня называется так потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятодневного Младенца, Господа Иисуса Христа с Пречитою Его Материю, взял Его на руки и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:29-32)

Просмотров: 2324
Комментариев: 0