+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Согревая и утешая любовью
Просмотров: 696     Комментариев: 0

Следующее церковное воскресенье вновь обратит нас к подвигу жен­-мироносиц — тех, которые не только при земной жизни Христа следовали за Ним и служили Ему, но и после страшной Его смерти сохранили верность; несмотря на явную опасность, не усомнились в своем долге достойно похоронить Учителя, исполнить все положенные погребальные обряды. С жен-­мироносиц началась история женского подвига в Христовой Церкви. Чем она продолжилась? Святым мученичеством и неустанной молитвой; созданием христианской семьи, воспитанием детей и духовным трудом монахинь; строительством храмов, учреждением монастырей, сохранением веры в эпоху безбожия… И, конечно, всегда, во все времена — делами любви, милосердия, помощью нищим, убогим, больным, заключенным: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

А как служат женщины Церкви сегодня, какие пути они находят или могут найти? Какие дары и душевные качества женщины востребованы в сегодняшней Церкви? Есть ли здесь трудности, проблемы? Об этом мы спросили наших собеседников.

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саратовской епархии:

— Прежде всего, служение женщин в Церкви — очень важное и очень разностороннее. Я бы сказал, пожалуй, даже так: если бы не женщины в Церкви, то многие стороны церковной жизни у нас бы сегодня находились в запустении. Если мы посмотрим на наши храмы, то увидим, что по большей части в них работают на самых разных должностях именно сотрудницы, а не сотрудники, и прихожанок бывает значительно больше, чем мужчин-прихожан. Почему это так, отдельный вопрос — просто нужно это принять как некий факт. Так же, как мы принимаем как факт то, что именно жены-мироносицы пришли ко гробу Спасителя для того, чтобы помазать Его миром, и именно они стали первыми свидетелями Его воскресения. Мы знаем, что мироносицы следовали за Христом во время Его земного странствования — и, наверное, до тех пор, пока будет существовать мир и будет в нем Церковь Христова, которую врата ада не одолеют (Мф. 16, 18), женщины в Церкви будут продолжать свое подвижническое служение.

И это, безусловно, не только какие-то хозяйственные послушания — на самом деле, женщины сегодня очень часто выполняют и апостольскую миссию. В этом нет ничего удивительного: в Церкви есть целый ряд равноапостольных жен, начиная с равноапостольной Марии Магдалины и заканчивая равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. И самая реальная, самая эффективная миссия — когда один человек приводит другого и говорит о том же, о чем говорили в свое время апостолы: приди и посмотри, мне там хорошо, и та жизнь, которая там, для меня самое главное. Сегодня женщины этот апостольский долг выполняют: в доступной им мере проповедуют истины христианства и в огромной мере приводят ко Христу, в Церковь других людей. И за всё это служение мы, священники, очень им благодарны и, насколько можем, стараемся их поддерживать и о них заботиться.

Протоиерей Владимир Пархоменко, настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Усть-Курдюме, духовник Саратовской православной духовной семинарии и Саратовской епархии:

— Прежде всего, служение человека (женщина то будь или мужчина) Церкви должно быть не вынужденным, не вымученным («Ты непременно должен!»), а естественным и свободным. Будет человек заниматься какой-то конкретной работой в храме, на приходе или не будет — это зависит от его личности, его психологических особенностей, дарований, семейных и иных обстоятельств. Не надо думать, что воцерковление непременно должно сопровождаться какой-то внешней активностью. Если человек занят чем-то иным, если он читает духовную литературу, открывает для себя богатейшее богословие Православной Церкви, ее литургику, историю, традиции и не спешит включаться, скажем, в социальную деятельность на приходе — это вовсе не значит, что человек чем-то плох. В письмах оптинских старцев, в письмах святителя Феофана Затворника, адресованных именно женщинам, девушкам, мы не раз встретим добрые предостережения от излишней суетливости, от искусственного поиска каких-то общественно важных дел. И здесь нельзя не вспомнить евангельских Марфу и Марию. «Ничего не делавшая», а только слушавшая Учителя Мария, как сказал о ней Спаситель, избрала благую часть, которая не отнимется у неё (Лк. 10, 42). А вот Марфа в своих заботах о многом (там же) могла потерять, пропустить что-то очень важное для спасения. Поэтому, как ни важно накормить голодных, Марфа тоже должна быть в той или иной мере Марией.

Но при всем этом нужно, наверное, сказать спасибо женщинам, на плечах которых держится большая часть наших церковных, приходских послушаний: церковная лавка, ризничная, трапезная, уборка храма, социальная работа — причем, не только за зарплату, но и просто во славу Божию. В сельских храмах хоры состоят зачастую из одних женщин, и читают за богослужением они же. Конечно, у нас есть прекрасные воцерковленные мужчины, которые тоже всегда готовы прийти на помощь настоятелю, но обойтись без женщин, трудящихся в храме, мы сегодня не можем никак.

Что делать прихожанке, у которой возникло желание помогать Церкви практически? Подойти к настоятелю своего приходского храма и посоветоваться. Полагаю, у него есть что предложить женщине: волонтерская деятельность, любительский хор (если данные позволяют), работа с детьми, подготовка праздников, приходская библиотека и т. д.

Галина Власова, стар­шая сестра епархиального общества «Милосердие»:

— Исходя из опыта нашего сестрического служения, в настоящее время на первом плане должно быть человеческое участие, по сути — именно утешение, то есть проявление любви к ближнему. Наверное, это всегда должно быть на первом месте, но сейчас особенно остро ощутимы человеческая разобщенность и одиночество. Помощь одеждой, продуктами, предметами быта — важна и часто необходима. Но желание радоваться жизни преобладает даже над самыми насущными каждодневными потребностями. Человеку, попавшему в беду, оказавшемуся в одиночестве, важно знать, что из мира не ушло добро, участие, сострадание, простое человеческое тепло.

Апостол Павел призывает к радости. Но настоящая, тихая, мирная радость, которая окрыляет жизнь, без веры невозможна. Через свое служение ближнему сестры милосердия имеют возможность напомнить, подсказать человеку эти истины, познакомить страждущего с верой, в которую он был когда-то крещен, но о которой ничего не знает. И как же дороги нам те мгновенья, когда мы видим: скорбящее сердце немного оттаивает, в глазах появляется теплота, и мы слышим тихие слова благодарности Богу.

Женщина от природы одарена повышенной способностью сопереживать и утешать любовью. Если у вас есть желание и возможность послужить страждущему ближнему, приходите к нам, в общество «Милосердие». Приходите, чтобы дежурить в больницах, ухаживать за брошенными детьми, пациентами неврологических, паллиативных отделений, людьми тяжелоболящими и зачастую одинокими. Приходите, чтобы через труды на нашем гуманитарном складе оказать помощь бездомному бродяге, многодетной семье, другим нуждающимся. Приходите, если имеете автомобиль и можете помочь, например, доставить собранные на гуманитарном складе вещи одинокой маме. Приходите, чтобы протягивать руку тому, кто по своей или чужой вине попал в беду. Чем больше людей к нам придет, тем больше будет возможностей оказать поддержку, проявить участие, подарить тепло ближнему.

 Газета «Православная вера», № 09 (677), май 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Во время диаконской хиротонии будущий пастырь снимает в алтаре обручальное кольцо и кладет его на престол. С этого момента он обручен с Церковью, высший приоритет в его жизни — служение, к которому его призвал Господь. Но вот жена священнослужителя свое кольцо не снимает. Она до конца своей жизни принимает это положение вещей: на первом месте у супруга — Церковь, на втором — семья. Легко ли это принять? Служение супруги священника, матушки, как принято ее называть, — в чем оно заключается? Каков он — крест современной матушки? Об этом мы поговорили с женами священников из разных епархий Русской Православной Церкви

Просмотров: 2818
Комментариев: 0