Вот уже семь лет при воскресной школе «Омофор» Покровского храма в Покровске (Энгельсе) работает инклюзивный центр детского развития. Его посещают дети всех возрастов и способностей, независимо от физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных особенностей. Дети получают здесь все возможное для развития и дружбы.
Внимание родителям и детям
Центр дважды выигрывал Президентские гранты. Это позволило его педагогам создать образовательное пространство, в котором комфортно каждому ученику. Помимо фокуса на высокое качество занятий, здесь есть и второй важный фокус – на психологическую поддержку, человеческое тепло, индивидуальное внимание. Причем не только для детей, но и для их родителей. Ведь, как известно: счастливая мама – счастливый ребенок.
«Посещаем занятия воскресной школы уже давно. Нравится атмосфера тепла, доброты и взаимопонимания между детьми и педагогами, и что особенно важно – между детьми. Ребята с удовольствием идут на занятия, учатся, общаются, что очень важно для особенных детей. Педагоги доступно и с любовью преподносят материал на занятиях. Очень радует, что пока наши дети учатся новому, не забывают и про нас, родителей. Для нас проводят интересные тематические беседы, оборудовали комнату отдыха, где мы можем пообщаться», – рассказывает Ирина Арнаутова.
«Я – мама особенного ребенка Олега Башкевича. Очень благодарна за то, что моему сыну помогают социализироваться в обществе. Объясняют, как себя вести с другими людьми, что делать в том или ином случае. Помогают в учебе. Мне самой стало проще находить с ним контакт. Спасибо вам огромное!» – пишет другая мама.
«Моей дочке очень повезло, что появилась возможность посещать занятия в инклюзивном центре при Покровском храме. С самого первого посещения у Полины появилось желание ходить сюда постоянно: прекрасные педагоги, доброжелательное общение, интересные занятия. Для нее расширился круг общения, что очень важно для ее социализации. Меня впечатлило оснащение центра, компетентные педагоги, которые всегда дают нам познавательную информацию после каждого урока. Нам здесь очень уютно, светло и комфортно!» – делится Евгения Большова.
Пространство для развития и отдыха
Воскресная школа «Омофор» работает уже девять лет. Это время ее строительства и развития. На данный момент завершено оборудование мансардного этажа здания, созданы «сенсорный кабинет», зона отдыха для родителей, благоустроена территория, где теперь есть прекрасные спортивная и детская площадки, и даже уличные тренажеры. Наличие такого динамичного пространства дает свободу для творчества, позволяет педагогам внедрять новые методики обучения и реабилитации.
Например, кабинет «Сенсорный дом совы», который любят все: мягкое напольное покрытие, забавные гамаки, подвесные тренажеры, настенные модули и разные интересные штучки, которые так и хочется потрогать. А вот – кабинет для занятий психолога, на стене – большая, в человеческий рост икона Спасителя, нашего главного Врача душ и телес.
В пространстве школы дети могут и повеселиться от души, и активно развиваться – интеллектуально, культурно, физически, эмоционально. Педагоги помогают каждому ребенку раскрыться, как прекрасному цветку – во всей своей красоте его данных. Но благоухание напоминает об истинной цели человеческой жизни – найти свой путь к Богу. Здесь можно размышлять о серьезных вещах. Каждое занятие в центре начинается с совместной молитвы. Затем идет краткое повторение правил поведения, это формирует настрой на добрый, рабочий лад.
Такие интересные курсы
Как же проходят занятия центра? Давайте заглянем в некоторые кабинеты. Курс «Мы вместе» ведет психолог Оксана Александровна Буканова. Его задача – улучшение адаптивных механизмов психики ребенка в социуме. Работа в группе позволяет построить контакт с окружающим миром, лучше узнать себя – свои возможности и ограничения. А это, в свою очередь, позволяет эффективнее осваивать жизненные навыки и социальные умения. Курс проходит в формате тренинга – ребята, выполняя специальные упражнения, учатся взаимодействовать, договариваться, решать конфликтные ситуации. Дополнительно психолог использует игры, способствующие оздоровлению психологического климата и сплочению коллектива.
Оксана Александровна делает каждое свое занятие незабываемым для ребят:
– Психология – невероятно интересная наука, постигать которую не надоест никогда. Эмоции захлестывают подростков, это сложный этап взросления, и ребятам зачастую просто не хватает умений и навыков, чтобы справляться с ними, чтобы лучше понимать свои и чужие переживания. Поэтому на наших тренинговых занятиях мы знакомимся с особенностями проявления чувств тревоги и страха, с методами их регуляции, практикуемся в управлении своими чувствами, знакомимся с техниками эмоционального контроля. На наших занятиях бывает много игровых и веселых моментов. При этом стараемся доносить даже сложную информацию в максимально простой, доступной форме.
Очень интересный курс по «Нейрословесности», его ведет кандидат филологических наук Анастасия Николаевна Сивоплясова. Занятия направлены на разрешение трудностей, возникающих у детей во время письма и чтения. Особенно он помогает тем, у кого есть дисграфия, дискалькулия или дислексия. В занятия входят физкультминутки с кинезиологическими мячиками. А технику овладения письмом педагог взял из методики «Русской классической школы».
Вначале дети работают на индивидуальных грифельных дощечках, затем в тетрадях. Педагог отрабатывает с детьми не только технику письма и чтения, но и смысл каждого слова. А также активно использует такие упражнения, как корректурные пробы, чтение по спирали, словесные лабиринты и многое другое.
– Технологии обучения должны давать ребенку возможность понять и ощутить то, что он сделал сам. Иногда буквально пощупать результат своего труда, – говорит Анастасия Николаевна. – Для этого используют специальные упражнения, связанные с разного рода усилиями, двигательной и сенсорной активностью. Здесь действует универсальная закономерность: когда какое-либо действие, касающееся русского языка, начинает ощущаться телесно – это порождает желание ощутить нечто и мысленно.
Невозможно представить себе такое пространство без творческой мастерской. В центре ею руководит Светлана Александровна Васильева:
– Это прекрасная среда для развития таланта каждого ребенка. Комплекс занятий для детей включает в себя рисование, лепку, коллажи, аппликации, оригами, бумажную пластику и многое другое. Особенностью занятия творчеством является учет индивидуальных потребностей ребенка. Педагог «следует» за учеником, а не толкает его. Важен аспект свободного увлекательного со-творчества, именно это способствует детскому развитию.
Малыши-дошколята также посещают инклюзивный центр. Они мастерят поделки в творческой мастерской, а еще занимаются вместе с мамами в кружке «Координация и баланс».
Поддержать родителей
Руководитель инклюзивного центра Наталья Николаевна Савочкина грамотно выстраивает организационно-методическую работу.
– Инклюзивный центр уже стал местом «сборки» для многих семей, – отмечает она. – Все наши программы направлены на поддержку родителей. Задача инклюзивного центра – чтобы дети с инвалидностью как можно больше общались с нормотипичными сверстниками. Уже сейчас заметно, как лечит сама среда. Мы видим, что дети с самыми сложными особенностями здоровья включаются в процесс взаимодействия.
Православная образовательная среда располагает выстраивать весь этот трудоемкий процесс, делать инклюзию продуманной, милосердной. Самыми главными для нас партнерами в этом деле являются родители. Подготовленный родитель обеспечивает успех социализации ребенка. Поэтому мы планируем в ближайшем будущем запустить программы их поддержки, где родители смогут восстановиться, снять стресс и напряжение. Я верю, что наш православный инклюзивный центр станет мощной поддержкой для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью.