Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Смысл жизни — служение
Просмотров: 4688     Комментариев: 0

Слово к воспитанникам Саратовской Православной Духовной семинарии Ректора семинарии Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, на начало нового (2005-2006) учебного года.

Дорогие отцы и братия! Господь снова сподобил нас с вами дожить до начала нового учебного года. Впереди девять месяцев учебы и труда, семинарских занятий и несения послушаний. И, по традиции, прежде, нежели вы разойдетесь по аудиториям, я как ректор семинарии хотел бы обратиться к вам с небольшим словом.

Большинство из вас уже не раз слышали как от меня, так и от представителей инспекции и преподавательского состава, самые различные наставления относительно того, что такое духовная школа и каким подобает быть ее воспитаннику. Однако одна из характерных особенностей человека — это способность очень быстро забывать — забывать все, в том числе и самые нужные и самые важные вещи. Вот почему так часто нам приходится напоминать и друг другу, и, может быть, не в меньшей степени самим себе, вещи, которые, кажется, уже достаточно хорошо нам известны.

Вот таким напоминанием и является, по сути, мое сегодняшнее слово. А первое, что хотелось бы воскресить в вашей памяти, это слова преподобного аввы Дорофея о том, что любой человек, предпринимающий какое-либо действие и не понимающий при том его конечной цели, будет трудиться напрасно, а быть может, даже и во вред своей душе.

Если вы, Бог даст, станете священниками, то вам обязательно придется столкнуться с тем, что сегодня люди очень многое делают "просто так". "Просто так" женятся и выходят замуж, "просто так" рожают детей, "просто так" поступают куда-то учиться. И все эти необдуманные, безответственные действия приводят зачастую к очень плачевным результатам, так что, оказавшись в тупике, человек приходит порой в конце концов в храм и предлагает священнику разобраться со всем тем, что он в своей жизни по бездумности напутал и напортил. И никуда не денешься, приходится все оставлять и пытаться многое решать и исправлять вместе с таким человеком или даже за него.

Но это дело будущего, а пока надо разобраться в себе самих. Каждый учащийся семинарии, будь то пятикурсник или же вчерашний абитуриент, должен дать себе очень ясный ответ на вопрос, зачем он пришел в духовную школу. От этого ответа зависит, получит ли он пользу от пребывания в семинарских стенах, или же не получит ничего, кроме вреда, а может, навредит и другим. Согласитесь, жалко становится потраченного времени, сил и средств, когда, проучившись 3-4 года, семинарист вдруг понимает, что служение Церкви — не его стезя, что его сердце расположено к миру, все его стремление обращено к тем возможностям, которые предоставляет современная жизнь для удовлетворения обычных человеческих желаний.

С моей точки зрения, обучение в семинарии оправдано лишь в двух случаях: во-первых, если христианин желает послужить Богу в священном сане, и, во-вторых, если он хочет заниматься церковной наукой и преподавательской деятельностью. Ну а когда юноша не может толком объяснить не только, что он собирается делать после семинарии, но и зачем вообще пришел в нее, то чаще всего пребывание его в стенах духовной школы становится мучительным как для него, так и для преподавательского и воспитательского состава.

Четко поставленная цель многое определяет в жизни человека. Так и в данном случае. Для современного юноши пребывание в закрытом учебном заведении с достаточно строгим уставом — а именно таким является семинария — всегда непросто. Приходится понуждать себя слушаться, делать не то, что хочется, а то, что велят, трудиться, когда нет для этого желания, и многое подобное тому. А за пределами крошечного пятачка, на котором располагается семинария,— мир, в котором для молодого человека очень много искушающего, соблазнительного. Преодолевать эти соблазны, отсекать свою волю, выполнять послушания нелегко. Однако если студент понимает, ради чего он идет на это, то задача существенно облегчается: ведь он хочет быть священником. А священник и должен быть человеком, не просто сподобившимся дара благодати посредством хиротонии, но и подвижником, борющимся с грехом прежде всего в самом себе, неустанно работающим над своим сердцем.

Есть в этом отношении и другой очень важный момент. Смысл жизни пастыря, ее содержание — это служение, служение Богу, Церкви и людям, то есть жизнь не для себя, а для других, порой в ущерб своим сиюминутным, прагматическим интересам. В противном случае он не пастырь, но наемник, напрасно именующийся тем, кем не является в действительности. А служение может быть очень разным, и начинается оно для будущего священника именно в стенах духовной школы — с выполнения семинарских послушаний, будь то клирос, столовая или хозяйственные работы. Уже здесь можно понять, чего ищет будущий клирик: возможности посвятить свою жизнь Богу и людям, или же просто желает приобрести ремесло, которое будет доставлять ему хлеб насущный. И скажу прямо: с моей точки зрения, человек, неспособный на самоотверженный труд на благо Церкви, который даже самое простое дело выполняет буквально из под палки, в отношении пастырского служения профнепригоден. Он никогда не станет хорошим священником: он не будет получать от своего служения радости, его никогда не полюбят люди и, самое главное, он не угодит в своей жизни Богу. А ведь именно от этого зависит его собственное, личное спасение.

Еще, дорогие отцы и братия, я хотел бы напомнить вам слова апостола Павла, увещевающего всех христиан "дорожить временем, потому что дни лукавы" (ср.: Еф. 5, 16). Дни лукавы не только потому, что время, в которое мы живем,— время очень сложное, неискреннее, лживое. Все дело в том, что дни нашей жизни проходят очень быстро, кажется, что впереди — многие и многие годы. А потом вдруг видишь, что на самом деле большая их часть уже позади. Так и те годы, которые отведены вам для учебы в духовной школе: они пройдут и уже никогда не повторятся. У вас никогда больше не будет в жизни такого благодатного времени, когда все свои силы вы смогли бы сконцентрировать на приобретении необходимых для полноценного служения знаний, вам придется буквально разрываться между храмом, семьей, самыми различными жизненными проблемами. А сейчас вы ото всех попечений свободны, и у вас есть только одна забота: приобрести хорошее духовное образование, чтобы впоследствии стать хорошо подготовленными, грамотными пастырями.

Науки, которые вы изучаете в семинарии,— совершенно особые, отличные от тех, которые преподаются в светских школах и вузах. Их предмет — взаимоотношения Бога и человека, единение человека с Богом, или, что то же — спасение. И догматика, и литургика, и церковная история — все наполнено этим важнейшим содержанием. Поэтому ни в коем случае не воспринимайте то, что вы изучаете, как что-то внешнее, постороннее, нет, все, что вы слышите на лекциях, читаете в книгах, имеет самое прямое отношение и к вашей собственной жизни, и к жизни каждого человека.

И вот, что еще очень важно понять: то образование, которое человек приобретает в духовной школе, не исчерпывается лишь некой суммой полученной им в ее стенах информации. Ваша главная задача — стать по-настоящему церковными людьми, понять для себя, что такое подлинная, полноценная церковная жизнь, чтобы иметь впоследствии возможность донести это понимание и до своей паствы.

И в этом смысле главная аудитория для каждого семинариста — храм. Это касается всех — и тех, кто поет или читает на клиросе, и тех, кто в это время просто молится вместе с народом. Знать, глубоко понимать, любить богослужение необходимо любому человеку, желающему подвизаться на церковном поприще. Учитесь не просто присутствовать на службе, но и молиться, вслушиваться в каждое слово, которое раздается в церкви, сознавать смысл каждого священнодействия. Иначе как вы сможете научить любви к храму других людей, как сможете затеплить в них искорку духовной жизни, если не будете по-настоящему жить ею сами?

Горько бывает видеть, насколько порой простые прихожане, пришедшие в церковь, оказываются ревностнее, благоговейнее учащихся духовной школы! Как это понять: мирянин буквально впитывает в себя ту благодать, которая подается верующему в храме, а рядом семинарист, будущий пастырь, откровенно скучает, тяготится продолжительностью богослужения? Я не говорю, что это система, но, к сожалению, подобных примеров немало. Следите сами за собой, чтобы то стремление к Богу, та первая горячность, которые привели вас первоначально и в Церковь, и в стены семинарии, не угасли, не сменились той теплохладностью, которая как ничто другое противна Христу.

Помните и о том, что самый большой дар, которым мы с вами обладаем,— это дар веры, возможность быть в Церкви, или, что то же,— быть с Богом. Есть одна характерная закономерность, на которую мне давно пришлось обратить внимание и которая очевидна, думаю, не только для многих преподавателей, но и для самих учащихся. Среди наших студентов есть люди разных возрастов: кто-то пришел буквально со школьной скамьи, а кто-то — после того, как многое успел в жизни перепробовать, совершить, быть может, немало ошибок, перенести скорби. И вот, можно видеть, как люди, свою веру в полном смысле этого слова выстрадавшие, дорожат ею, совсем не стремятся уже к тем мнимым сладостям этого мира, горечь которых познали на своем опыте. А ребята помоложе зачастую оказываются куда более легкомысленными, куда менее ценящими возможность своего пребывания здесь. И я хочу обратиться к ним: не совершайте ошибок, которых можно избежать, не стремитесь сердцем к миру, не увлекайтесь им, а благодарите Бога, Который уже в юных летах привел вас сюда. Пользуйтесь этой милостью Божией, пользуйтесь тем временем, которое у вас есть.

И еще одна вещь, на которую я так же хотел бы обратить ваше внимание. На каждом богослужении в семинарском храме мы слышим молитвенные прошения, которые возносятся за всех, кто находится в духовной школе,— за "зде начальствующих, учащих и учащихся". То есть перед Богом, в литургическом смысле мы с вами есть нечто единое, цельное. Давайте постараемся, чтобы и в нашей повседневной жизни это тоже было так. Не воспринимайте своих преподавателей и воспитателей исключительно как начальство, поставленное над вами, начальство, чего-то требующее, что-то спрашивающее, за какие-то проступки наказывающее. Цель всего этого сложного процесса — помочь вам стать хорошими священниками. Ведь вполне возможно, что и кто-то из вас со временем, окончив нашу духовную школу, сам станет в ней не учащимся, а учащим, или даже начальствующим, как можно это видеть на примере наших прежних воспитанников. Тогда многое из того, что сегодня кажется трудным, или лишним, или обидным, обретет смысл, будет понято и оценено правильно. Постарайтесь возвыситься к этому пониманию уже сейчас, поверьте, что дело и труд у нас здесь общие. Это дело и труд — наше с вами служение Богу, созидание Тела Церкви. И если мы действительно будем единодушны и единомысленны в этом, то безусловно принесем Богу угодный и достойный плод, сподобимся милости Божией в вечности сами и поможем на пути ко спасению многим окружающим нас людям.

Господь да благословит вас всех, дорогие отцы и братия, и да укрепит в этом году и во все дни вашей жизни Своей всемощной благодатью. И всесильная помощь Его да пребудет всегда с вами.