Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Смирение. Возвращение. Оправдание
Просмотров: 1175     Комментариев: 0

Три подготовительных Недели – три ступени к Великому посту: о мытаре и фарисее; о блудном сыне; о Страшном Суде. Они помогают нам духовно очнуться, выйти из поверхностного и рассеянного состояния, увидеть себя в подлинной Божественной реальности – перед Ним.

Неделя о мытаре и фарисее – 5 февраля

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 9–14).

Казалось бы, кому не известно это место в Евангелии от Луки… Слово «фарисейство» стало нарицательным: мы периодически жалуемся на «наших фарисеев и фарисеек». Но жаловаться-то легко. А вот как на самом деле снискать мытарево смирение — такое, чтоб не сметь даже глаз поднять на небо и только повторять «Боже! Будь милостив…»? Вся наша мирская жизнь, начиная с детства, учит нас самоутверждению и самозащите. Всю жизнь мы, сознательно или бессознательно, ищем для себя положительных оценок, ловим одобрение и поддержку в реакциях других людей, создаем себе положительную значимость. И в Церковь мы входим, и на молитву мы встаем не голыми, но одетыми в эту нашу положительную самооценку, в наработанную значимость: «Я же не кто-нибудь, я…»

Неделя о мытаре и фарисее — день, когда Сам Спаситель призывает нас снять с себя эти доспехи и увидеть себя такими, какие мы есть. И именно такими себя видя, именно такими себя чувствуя, прямо из этого провала воззвать к Тому Единственному, Кто не погнушается ни единым грешником, ибо Сам сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию(Мк. 2, 17).

Святой праведный Алексий Мечев в своей проповеди обращает наше внимание вот на что: мы привыкли представлять себе мытаря каким-то жалким, чуть ли не в лохмотьях, а ведь он был, выражаясь современным языком, «человек из органов» (в данном случае — налоговых) — человек заметный и далеко не бедный. Любить-то его, конечно, не любили (кто же любит налоговиков?..), но побаивались точно, а может быть, и уважали по-своему. Словом, он был защищен. И он снял с себя эту защиту. Он предстал перед Господом таким, каким был: великим грешником.

«Молитва мытаря была воплем души, — говорил старец Алексий, — в смирении взиравшей на свои грехи и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания немощи. И Бог с благоволением внял ей, ибо Он видел человека, требующего Его помощи и сознающего собственное бессилие для обновления своей природы. Смирение сделало мытаря достойным благодати Божией».

Попытаемся и мы стать достойными.

Неделя о блудном сыне – 12 февраля

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение…

Притча о блудном сыне (см.: Лк.15, 11–32) невероятно богата смыслами. Постараемся понять, почему именно ее мы вспоминаем за две недели до начала Великого поста? Потому, что пост — не цель. Пост – Великий ли, однодневный ли – средство. Цель же — возвращение к Отцу. Возвращение отпавшего человека к Богу, стяжание Его благодати, обожение, соединение с Ним. А для того чтобы вернуться, надо как минимум осознать, что ты ушел. То есть — вот связь с предыдущей подготовительной неделей — взмолиться как мытарь, а не как фарисей. Или — возвращаясь во вторую из этих недель — сказать, подобно блудному сыну:встану, пойду к отцу моему…

В неосознанном нашем фарисействе нам может показаться, что мы, в отличие от персонажа Христовой притчи, никогда не уходили от Отца и не расточали Его даров, живя распутно: мы же верующие, воцерковленные люди! Слава Богу, если вправду так; но ведь мы уходим от Бога в каждом нашем грехе. Согрешая, мы каждый раз говорим «нет» Богу, с разной степенью осознанности отказываемся жить так, как Он велит, делаем другой выбор. Отец не останавливает нас — как отец из притчи не остановил сына, собравшегося в дальнюю сторону, Он предоставляет нам свободу, неотрывную от личной ответственности. Его любовь выражается в том, что в случае нашего свободного возращения Он всегда готов нас принять — как родных детей, без всякого исправительного срока  в наемниках. Он всегда рад, бесконечно, безмерно, нашему возвращению, то есть — покаянию.

Вот как говорит об отце и сыне из притчи, о Боге и человеке, митрополит Сурожский Антоний:

«Блудный сын возвращается домой, потому что память об отце придает ему силу вернуться. Его исповедь мужественна и совершенна: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (ср.: Лк. 15, 18–19). Он осужден собственной совестью, для себя у него нет оправдания, но в прощении есть тайна смирения, который мы должны учиться снова и снова. Мы должны учиться принимать прощение актом веры в любовь другого, в победу любви и жизни, смиренно принимать дар прощения, когда он предлагается».

Неделя о Страшном суде 19 февраля

Разговор Иисуса Христа с учениками о последнем дне земной истории, о Его Втором пришествии и Страшном Суде проходит через две главы Евангелия от Матфея – 24 и 25. В Неделю о Страшном Суде за Литургией читается фрагмент главы 25; мы же начнем с 24-й.

 …тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… (Мф. 24, 30).

В этой главе Евангелия от Матфея Спаситель отвечает на вопрос Своих учеников о кончине века, о Судном дне. Вся Его речь — суровое предупреждение. Мы читаем и понимаем:никому не удастся вызнать этот срок, никого заранее не предупредят, никому не дадут времени на особую подготовку. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. <…> Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 36, 42). О необходимости бодрствования говорит и притча о рабе, которого господин поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя (Мф. 24, 45), и который почему-то решил, что господин придет нескоро, а пока можно пожить в свое удовольствие.

Но как же непросто человеку жить в постоянной собранности, постоянной готовности к Суду! Не то что непросто, а невозможно, кажется. Тем более что и сама картина Страшного Суда — за пределом нашего воображения, и его неизбежность с трудом вмещается в наше сознание…

Но это вопрос веры, вопрос исповедания нами христианства. Оно не психотерапия, не успокоительное средство, как кажется многим. Оно бесконечно радостно… и столь же беспредельно страшно. Земная жизнь человека конечна. Земное бытие человечества — тоже. Бог терпелив и многомилостив, Он ждет нашего обращения, покаяния, возвращения… Но ждать вечно Он не станет, потому что это обессмыслило бы само Его ожидание. От каждого христианина требуется мужество принять факт неизбежности и окончательности того Суда, который недаром называют Страшным. И просить милости у Судии, подобно мытарю. И безотлагательно вставать и устремляться к  Отчему дому вслед за блудным сыном…

Но есть еще одна важнейшая правда о Суде и оправдании на нем. Она — в евангельском чтении Недели о Страшном Суде — главе 25. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 34–40).

Газета «Православная вера», № 02 (718), февраль 2023 г.

Материалы по теме

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 4000
Комментариев: 0

Други наши, сегодня, в Неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: "...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира", или: "...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" – мне хочется привести для вас мало кому известное свидетельство живого человека об истинности адских мук...

Просмотров: 7556
Комментариев: 0

Возлюбленные братия, попечалимся ныне о душах наших, которые закоснели и стали холодны, погрязнув в грехах. Как печалятся родители о своих любимых детях, которых потеряли, или скорбят о детях неверующих, так должны и мы печалиться о душах своих. Должны плакать, а если нет слез, то сетовать горько, ибо сердце наше полно злобы, зависти, корыстолюбия и сгорает пламенем различных страстей

Просмотров: 4369
Комментариев: 0

Каждый из нас уходит от Бога – иногда семь раз на дню, а Он терпеливо ждет нашего возвращения. Где-то в интернете я наткнулся на горькую, ироничную фразу: «Мои дети относятся ко мне как к Богу: почти никогда не делают того, что я говорю, игнорируют меня большую часть времени или даже делают вид, что меня вовсе нет, и зовут только тогда, когда им что-нибудь нужно»

Просмотров: 4350
Комментариев: 0

Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, не долго думая, он выбрал второе дерево

Просмотров: 3828
Комментариев: 0

Святые отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям

Просмотров: 3123
Комментариев: 0

Третья из подготовительных к Великому посту недель (воскресений) посвящена Страшному суду; в текущем году она приходится на 3 марта. Посреди храма — икона: праведники восходят к престолу Царя, грешники рушатся в бездну, полную демонов, или втягиваются в пасть зверя. И нужно понять, что это не просто устрашающая картинка. Это — пусть символически изображенная, но самая что ни на есть истина

Просмотров: 2851
Комментариев: 0

Если христианство говорит так много о падшем человеке, то потому, что знает и помнит высоту, откуда он ниспал, знает и помнит о божественной его природе, об «образе неизреченной славы в нем»

Просмотров: 4065
Комментариев: 0

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен…». В субботу 16 февраля, на утрене, которая, напомню, совершается вечером после вечерни, мы услышим, наконец, эту исполненную скорби и света песнь духовной весны — времени подготовки к Пасхе. И ни с чем не сравнимое, не передаваемое словами великопостное и пасхальное чувство возникнет — надеюсь и желаю — в душе каждого прихожанина…

Просмотров: 2971
Комментариев: 2

Отец Иоанн (Крестьянкин) однажды в разговоре мне сказал: «Сейчас люди в храм не входят, а вваливаются». Как завсегдатаи, как «свои», как имеющие здесь право на место, на предстояние. Они знают, что они здесь не последние люди, что это их храм, что здесь есть любовь, что здесь есть свобода, что они Богом любимы и Богом знаемы. И это правильно — мы действительно Богом любимы и Богом знаемы, мы — свободные люди. К большому сожалению, мы все неправильно воспользовались этой свободой

Просмотров: 8683
Комментариев: 0

Разве это не возмутительно? Разве это не аморально? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других – иудеев и язычников.
Этот вопрос задают до сих пор

Просмотров: 3041
Комментариев: 0

Итак, фарисейство не есть явление, относимое только к эпохе, когда Ветхий Завет встретился с Новым; фарисейство или его угроза присутствует в нашей жизни сегодня. Но каким образом искренне верующий человек становится фарисеем, как начинается и развивается эта болезнь, каковы ее симптомы и насколько она распространена в нашей церковной среде? Не называем ли мы порой фарисейством то, что на самом деле им не является? Вот как видит проблему Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 5192
Комментариев: 1

Вопрос: «Что во мне самом от фарисея?» — он немножко двоякий, он предполагает не только отрицательный, то есть самокритичный и покаянный, ответ. Потому что фарисейство исторически — явление неоднозначное. Фарисеи могут служить для нас и положительным, и отрицательным примером. Но вот беда — того положительного, что можно от фарисеев взять, во мне нет

Просмотров: 3583
Комментариев: 0

С точки зрения нашего постоянного автора Сергея Худиева одна из самых опасных граней фарисейства — властолюбие и злоупотребление духовной властью. Насколько велика эта угроза в Церкви сегодня?

Просмотров: 5700
Комментариев: 0

Евангелие – Книга жизни. И ситуации, описанные в ней, иногда почти во всех подробностях повторяются в действительности. Одна такая чудесная история произошла в эти выходные на моих глазах

Просмотров: 3926
Комментариев: 1

Не объективное учение Церкви, а свои личные, субъективные эмоции – вот что интересовало этих людей больше всего, вот почему они приходили в Церковь не как безнадежно больной приходит в последнюю лечебницу, а как скучающий тусовщик приходит на очередную вечеринку: на других посмотреть и себя показать

Просмотров: 3271
Комментариев: 0

А я вот думаю о фарисее из притчи и мне его почему-то очень жалко. И не только потому, что он вышел из храма «менее оправданным», чем мытарь, хотя и поэтому тоже. В сущности, что нам такого уж плохого о нем известно, чего это мы на него так ополчились, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей». А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти?

Просмотров: 3573
Комментариев: 11

Нам часто кажется, что если земля под ногами, а небо над головой, то и путь наш — туда, на небеса, — должен быть устремлен вверх. И да, и нет. Что там о новоначальном, восходящем на небеса? «Сдерни его за ногу вниз»? Почему? Потому, наверное, что подлинный путь христианина к восхождению — через нисхождение. Куда? Сначала — в глубину печали по Богу — о грехах своих. Затем — в глубину рождающегося от этой печали смирения

Просмотров: 3246
Комментариев: 0

Разве это не самая сущность греха? Не обращаемся ли мы к Богу так же спокойно, как младший сын из евангельской притчи, с той же наивной жестокостью требуя от Бога все, что Он может нам дать: здоровье, физическую крепость, вдохновение, ум, - все, чем мы можем быть и что можем иметь - чтобы унести это прочь и расточить, ни разу не вспомнив о Нем?

Просмотров: 5590
Комментариев: 0

В тpетье воскpесение, пpиготовляющее нас к Великомy Постy, мы слyшаем чтение пpитчи о Блyдном сыне (Лyка 15, 11-32). В пpитче и в стихиpах этого дня говоpится о покаянии человека, возвpащающегося из самовольного изгнания. Hам pассказывается о блyдном (моpально заблyдившемся) человеке, котоpый yшел в "далекyю стpанy" и там истpатил все, что он имел

Просмотров: 3486
Комментариев: 0

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей проповедь замечательного церковного писателя архимандрита Рафаила (Карелина). Она была произнесена в Неделю о мытаре и фарисее, которая является одним из вестников грядущего Великого поста. В этой проповеди идет речь об осуждении, гордыне и смирении

Просмотров: 4984
Комментариев: 0