Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Слово Высокопреосвященнейшего Лонгина, Митрополита Саратовского и Вольского, на выпускном акте Саратовской православной духовной семинарии
Просмотров: 2307     Комментариев: 0

Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

Юбилейный 25-й выпуск Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиального женского духовного училища проходит сегодня в непривычном для нас формате. Тем не менее я сердечно приветствую всех вас и поздравляю наших выпускников и выпускниц с завершением учебы, с очень важным этапом вашей жизни!

В особых условиях прошли и последние месяцы учебного года: обучение наших студентов велось в онлайн-режиме. И хотя в таком положении находятся сегодня учащиеся всех учебных заведений, но семинария, наряду с творческими вузами, оказалась в числе тех, кто наиболее пострадал от карантинных мер. Для нас эта ситуация не просто трудна, но и совершенно ненормальна, поскольку в духовных школах процесс обучения тесно связан с процессом воспитания, с совместным участием в богослужении всех наших учащих и учащихся.

Каждый раз, обращаясь к нашим студентам — выпускникам и вновь поступившим, я говорю о высоте священнического призвания; о том, как велико, как сложно служение священника и какую ответственность оно накладывает на человека. Оно сложно не только внутренне — душевно, духовно, психологически. Заметно усложняются и внешние условия жизни Церкви. Лет 10-15 назад эти мои слова воспринимались скептически — как правильные, но не совсем соотносящиеся с жизнью, как некое преувеличение со стороны архиерея. Многие, приходившие в Церковь, были уверены, что их ждет исключительно спокойная и благополучная жизнь. Все эти годы я старался это впечатление развеять.

И вот та ситуация, в которой мы оказались в последние месяцы, ясно показала нам несколько важных вещей. Прежде всего — насколько хрупка наша церковная жизнь, насколько она зависит от внешних обстоятельств. Мы увидели, как невысоко оценивается окружающим нас миром место Церкви и веры в человеческой жизни. Выяснилось, что многие видят в этом нечто третьестепенное, без чего можно обойтись и о чем даже не стоит говорить серьезным людям. Без особых разговоров, без попыток прислушаться к Церкви, найти какие-то компромиссы, в преддверии Пасхи власти распорядились просто закрыть храмы и велели верующим людям расходиться по домам.

И судя по всем признакам, сложности в жизни Церкви со временем будут только увеличиваться — даже независимо от чьей-то злой воли и нехорошего отношения. Просто потому, что меняется мир, в котором мы живем. Направление этих изменений очевидно, поскольку они идут уже несколько десятилетий. Но в сложившейся ситуации они стали очень быстрыми, стремительными.

То состояние мира, к которому мы приближаемся, провидел еще преподобный Антоний Великий: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорит: ″Ты безумствуешь″, потому что не такой, как мы»...

Для Церкви очень важно найти свое место в этом быстро меняющемся мире. Конечно, место это — то же самое, каким оно было со времени Пятидесятницы. Православная Церковь, христиане — это соль мира, свет миру, то, ради чего и стоит этот мир. Церковь будет существовать до его окончания — и врата адовы, как мы знаем, не одолеют ее. Однако внешние условия нашего существования могут меняться, и достаточно радикально. Вся история Церкви — тому свидетельство.

Мы должны быть готовы к тому, что нам не удастся прожить всю жизнь так, как говорится в молитве: «…Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Мы об этом молимся, мы просим этого у Бога. Но спокойные периоды в жизни Церкви длятся обычно недолго, и, по многим признакам, в нашей с вами жизни этот период заканчивается.

Это вовсе не значит, что надо бежать сломя голову с церковного корабля. Это значит, что нам нужно быть более внимательными, более ответственными и самоотверженными, чем когда бы то ни было. Хотя и внимательность, и самоотверженность, и преданность для священнослужителя — это необходимые качества в любое время и в любых обстоятельствах.

Господь ничего не делает случайно. В ситуации, которую мы переживаем, надо видеть руку Божию, напоминание Божие и усвоить для себя несколько важных уроков.

Во-первых, мы не должны забывать о тех, кто служил Богу в гораздо более тяжелых и сложных условиях, чем сегодня находимся мы сами. И в их жизни, служении надо видеть пример для себя. Некоторые из нас застали священников старшего поколения, прошедших через гонения советского времени. И мы помним, что, несмотря на пережитое, это были люди радостные, полные любви, без следа «выгорания», о котором сегодня часто говорят, или разочарования в своем служении — несмотря на то, что трудностей, как внутренних, так и внешних, на их пути было предостаточно.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) делился с молодым духовенством таким воспоминанием: «Очень укрепило меня наставление Святейшего Патриарха Алексия I в самом начале моего пастырства, когда церковная жизнь стала открываться во всей полноте: и в радости богообщения, но и со всеми своими многочисленными искушениями и отступлениями от правды Божией. Святейший на мой вопрос: ″Что делать?″ — ответил: ″Я дал тебе при рукоположении Служебник. Все, что там написано, исполняй, а все, что затем находит, терпи″».

Духовенство старшего поколения отличали две важнейшие черты. Первая — это преданность своему служению до самозабвения, желание служить Богу. Они всегда помнили о Боге и не искали своего. И второе важнейшее для священника качество — это любовь к людям.

Вообще, служение священника — доброе, успешное, правильное — базируется на трех основах: это знание Священного Писания, усвоение опыта святых отцов и личное исполнение Христовых заповедей. И все мы видели батюшек, которые жили именно так. Их служение было успешным, их любили люди, и им всегда сопутствовала сердечная радость о Господе. И сегодня есть хорошие священники. И я всегда советую молодым людям: ищите для себя добрые примеры и старайтесь им следовать.

Еще один урок нынешней ситуации: очень многие из нас должны переоценить место Церкви в своей жизни. Очень плохо, когда вера и церковная жизнь становятся каким-то довеском к обычной жизни — причем это касается как мирян, так и духовенства. Но вера во Христа должна быть фундаментом, основой жизни человека, особенно, если этот человек — священник или собирается служить Церкви. В Евангелии дан непреложный духовный закон: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). А если этого нет, то очень многое может у нас отняться, как отнялось в этом году.

Среди наших выпускников многие уже служат в священном сане. Думаю, за те месяцы, когда наши прихожане находились на самоизоляции, все добросовестные батюшки по-особому почувствовали свою неразрывную связь с церковным народом. Это еще один урок, который мы должны запомнить. И эта связь должна в дальнейшем только укрепиться.

Мы служим для того, чтобы проповедовать людям Христа, привести их ко Христу и ко спасению. Святитель Николай Японский, который нес свое служение в чужеродном, даже враждебном окружении, так говорил об особенностях этой проповеди: «Сначала полюби тех, кому ты хочешь рассказать о Христе. Затем сделай так, чтобы они тебя полюбили. А потом говори им о Христе».

Нужно понимать, что люди сегодня в большинстве своем находятся в потерянном состоянии: рушатся привычные вещи, те основы жизни, которые прежде казались незыблемыми. И мы должны, с одной стороны, утешить людей, а с другой — объяснять им, что происходит, ведь только с позиции Евангелия можно правильно понимать события, происходящие в современном мире.

И, конечно, главная наша проповедь должна заключаться в примере собственной жизни. Как говорил Сам Спаситель: Прииди и виждь (Ин. 1, 46). Но добродетели не появляются в человеке сами по себе, с принятием священного сана. Мы должны сами в первую очередь вести ту внимательную жизнь, которой призваны учить своих прихожан.

Святитель Тихон, Патриарх Московский, так говорил об этом в своем наставлении к новорукоположенному иерею: «Помни, что успех пастырского делания не столько зависит от внешних мероприятий, сколько является следствием духовного подвига и благодатной жизни самого пастыря. Священник лишь в том случае может быть истинным созидателем душ и руководителем их ко Христу, когда он сам созидает себя духовно и в своей совести проходит путь христианского самоусовершенствования. Да иначе и быть не может, ибо таков закон духовной жизни! Надобно, говорит святый Григорий Богослов, прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; освятиться, потом освящать. Один опытный в духовной жизни старец говорил: не сделаешь добра в другом больше, чем сколько будет его в тебе самом».

Главным делом священнослужителя является совершение Божественной литургии, в которой людям преподаются Святые Дары для соединения со Христом и вечной жизни. Служение Литургии является главным таинством на земле, поэтому его совершитель должен обязательно молитвенно готовиться к нему. У священника должно быть время для сосредоточенной молитвы и потребность в ней, которая тоже сама по себе не возникает. Так же, как и любой христианин, священник поначалу должен себя понуждать читать молитвенное правило, учить себя внимательно и смиренно произносить слова молитвы. Человеку, который молится и хранит чистоту души, Господь со временем подает Свои дарования: укрепляет в вере, в чувстве Своей близости, и тогда молитва становится для него необходимой как воздух. Священник обязательно должен быть молитвенником. Именно этого ищут от священника люди: чем еще мы можем помочь миру, кроме нашей молитвы?

Священнику нужно особо следить за чистотой своей души, своим поведением, словами, поступками, помыслами. Поэтому ему очень нужна исповедь и советы опытного духовника. Любому христианину трудно обойтись без духовного руководства. Поэтому повторю совет: ищите доброго примера и постарайтесь найти духовника среди старших собратьев.

Конечно, священник должен уделять время и внимание своей семье, жене и детям. К сожалению, мы видим, что в семейной жизни молодого духовенства бывает, как правило, много проблем. Прежде всего, потому, что в выборе спутника или спутницы жизни молодые люди руководствуются мирскими понятиями, а брак и супружество в современном мире обесцениваются. Но семью не случайно называют «малой Церковью»: взаимоотношения в Церкви и семье во многом похожи. Семейная жизнь, даже через совместное преодоление каких-то сложностей, воспитывает в людях самые необходимые христианские человеческие качества: любовь, верность, терпение, понимание, умение заботиться о других. Мне хотелось бы пожелать тем, кто уже вступил в брак и кто только собирается это сделать, чтобы ваша семейная жизнь строилась на твердом основании веры, чтобы супруги священников были настоящими помощницами своим супругам в несении пастырского креста; чтобы сами батюшки всегда осознавали свою ответственность перед Церковью и своей семьей.

В заключение скажу коротко о других важных вещах. Не привыкайте к служению, всегда сохраняйте благоговение к алтарю Господню. При тех процессах, которые сегодня происходят в мире, особенно важно сохранять послушание священноначалию, внутрицерковное единство, потому что это не просто правило корпоративной этики, но это евангельская основа церковной жизни. На все бури в современном мире мы должны отвечать молитвой и стоянием в вере, твердым исповедованием своей веры. Это самое главное.

Я сердечно приветствую также выпускниц Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. В этом году окончили обучение 2 девушки, они получили очень востребованную сегодня специальность регента церковного хора и уже получили назначение.

Я хотел бы пожелать нашим выпускникам и выпускницам как можно более полно реализовать в жизни свое призвание. Быть настоящим христианином, любить Бога и людей — это самое большое счастье и самое большое утешение, которое может иметь человек на земле, в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах. От всей души желаю этого каждому из вас. И дай Бог, чтобы дальнейшие годы вашего служения были наполнены счастливым осознанием: мы исполняем все, что в наших силах, чтобы послужить Церкви Христовой.

Я благодарю профессорско-преподавательскую корпорацию семинарии и женского духовного училища за ответственную и добросовестную работу практически в чрезвычайных обстоятельствах, когда вам пришлось за короткое время освоить новые требования, новые технологии. Желаю помощи Божией в проведении вступительной кампании, которая также пройдет дистанционно. Дай Бог всем нам скорейшего возвращения к нормальным условиям жизни, работы и учебы.

Еще раз поздравляю выпускников с окончанием обучения в семинарии! Желаю всем крепкого здоровья, успехов в дальнейшем служении, радости и полноты жизни с Богом!