+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Слово Высокопреосвященнейшего Лонгина, Митрополита Саратовского и Вольского, на торжественном акте, посвященном двадцать четвертому выпуску Саратовской православной духовной семинарии
Просмотров: 401     Комментариев: 0

Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

Я рад приветствовать вас на торжественном акте, поздравить всех с завершением учебного года! Мои особые поздравления — выпускникам и выпускницам Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиального женского духовного училища.

У духовных школ есть такая особенность. Мы готовим пастырей и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Вот почему наш выпускной акт несколько отличается от выпускного в любом другом учебном заведении. Во-первых, мы собираемся прежде всего в храме для совместной благодарственной молитвы к Богу, Подателю жизни и всех благ. Во-вторых, напоминаем, что ваша учеба не окончена: если вы хотите успешно и добросовестно нести свое служение, вам предстоит учиться всю жизнь. И в-третьих, с большинством из наших выпускников мы не расстаемся. Мы видим в тех, кто принял или готовится принять священный сан, своих собратьев и сослужителей. Мы готовы и дальше делиться с вами своим опытом, отвечать на вопросы, помогать друг другу в том служении, которое требует всей жизни человека без остатка.

Вот почему по традиции на выпускном акте мы еще раз говорим о том, в чем заключается служение священника и вообще служение Церкви, какие трудности вам могут встретиться и как научиться с ними справляться.

И, прежде всего, я хочу отметить, что вам предстоит служить Богу и Церкви в непростых условиях — в условиях меняющихся, и, в основном, к худшему. Я уже говорил не раз: «режим наибольшего благоприятствования» для Православной Церкви в России заканчивается, значительно изменился общий информационный фон вокруг нее (а в современном цифровом, информационном обществе он играет всё большее значение).

К сожалению, мы к этому не готовы, и особенно — молодое поколение священнослужителей. Слава Богу, многие уже поняли, что Церковь — это не место для красивой жизни в сытости и достатке; а место, где нужно много и напряженно трудиться. Однако у многих наших студентов, выпускников и молодого духовенства все-таки еще остается утопическая надежда, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,— то есть идти в ногу со временем и ничем не отличаться от тех людей, которые нас окружают. Это, к сожалению, заметно по некоторым нашим батюшкам, по тому, какие фотографии они выкладывают в соцсетях, какими себя видят и какое отношение к служению при этом демонстрируют. Однако сегодняшний день требует от нас гораздо большей собранности, внимательности и готовности к жертвенному труду.

Сегодня в Саратове сложилась уникальная ситуация – у нас быстро и очень значительно выросло количество приходов, благодаря программе строительства 20 новых православных храмов. И наш верующий народ постепенно расходится по этим новым храмам. Старые церкви в центре города уже перестали быть, если можно так выразиться, крупными центрами, куда прежде вливались людские потоки со всего Саратова. Такая схема была характерна достаточно долгое время и для нашего города, и для других городов России еще с советских времен. И очень хорошо, что ситуация меняется — потому что таким образом наша церковная жизнь приближается к тому, какой она должна быть. Храмов стало больше, у людей появилась возможность выбрать приход и по-настоящему влиться в церковную жизнь. И везде там, где служат добросовестные и ответственные священники, формируются общины, пока еще небольшие, где батюшка знает своих прихожан, где люди знакомы и помогают друг другу.

Многие наши новые храмы построены не в лучших, а, наоборот, в худших местах города. Нам передавались участки, которые были свободны, потому что не имели коммерческой ценности. Они отдавались нам по принципу: «На Тебе, Боже, что нам негоже». И, тем не менее, храмы были построены, и наступает момент истины: уже заметно, кто из новых настоятелей действительно заботится о своем храме, болеет душой о нем, кто работает с людьми, обращает на них внимание, старается проповедовать, собрать вокруг храма общину, а кто просто исполняет обязанности. И мы видим, что даже в неудобных местах, до которых порой даже добраться нелегко, благодаря усердию настоятелей на приходах собирается народ. И это очень радует. Это залог того, что наша церковная жизнь наконец-то становится на правильные рельсы. Храмы перестают быть местом, где удовлетворяются «культовые потребности населения», как говорили в советские годы уполномоченные по делам религии, а действительно становятся приходами, где собирается живая христианская община.

Думаю, сейчас всем нам необходимо внимательно изучить опыт Украинской Православной Церкви. Мы знаем, что на Украине каноническая Церковь подвергается гонениям на протяжении последних тридцати лет — тех самых, которые у нас можно было назвать «временем наибольшего благоприятствования». Но Украинская Церковь выстояла, и, более того, приобрела иммунитет к очень серьезным «болезням» — благодаря тому, что она научилась жить настоящей общинной жизнью. В условиях гонений (а мы видим, что в последние годы давление на Украинскую Церковь происходит очень серьезное) легко закрыть или передать раскольникам храм, где общины нет. И совсем другое дело – лишить своего храма приход, который готов его отстаивать, считая его родным и близким.

Вот такая общинная жизнь должна развиваться и у нас, независимо от того, как дальше будет складываться ситуация. Просто потому, что это хорошо и нормально для христиан. Сейчас я порой получаю письма от людей, которые спрашивают как бы со стороны: «А когда вы начнете строить храм в таком-то месте?»,— или: «А почему наш храм строится уже шесть лет, а не построен за один-два года? Будем жаловаться Патриарху!». Надо, чтобы люди понимали, что храм – это не место, куда они заходят как в магазин, а это их собственный дом, в строительстве и благоустройстве которого они должны участвовать, как и в жизни своего прихода.

Для того, чтобы этого добиться, очень многим нашим священникам нужно пересмотреть свое отношение к приходской жизни и к своему служению. За многие десятилетия у нас сформировалось, как я бы сказал, обоюдоиждивенческое настроение: и прихожане смотрят на храм как на место, куда они пришли для того, чтобы приобрести какие-то малопонятные, но тем не менее очевидные блага. И священники тоже относятся к храму просто как к месту работы: отслужил побыстрее и убежал. Это чувство должно преодолеваться с обеих сторон. Но для этого каждый священник, прежде всего, должен быть готов к самоотверженному, жертвенному служению. Он должен быть открытым к людям, должен быть учителем и проповедником Евангелия, сам должен показать пример искренней и осознанной христианской жизни. Эти прекрасные черты не приходят сами собой, не даются автоматически с рукоположением. Их нужно в себе воспитывать и прилагать к этому немалые усилия.

Известный духовник, исповедник веры архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил людям, которые просили его благословения на принятие священного сана: «Священство – добровольное мученичество». Он всегда предупреждал, что «служение это никаких земных благ не обещает достоверно. Сегодня в чести наше служение, а завтра в гонении и мученичестве». Но он же подчеркивал: «Труд велик, а награда за него безмерна»,— призывая помнить о неизмеримой важности этого служения для Вечности.

Священник – служитель Бога, ходатай перед Ним за людей. Он готовит людей к тому, ради чего Бог создал человека, — к жизни вечной. Он должен открыть для них эту жизнь, и убедить в необходимости здесь, на земле, жить по Божественному Закону — Евангелию.

Его главное дело – совершение Божественной литургии, а служение Святым Таинам, как говорится в молитвах, «велико и страшно самим небесным силам». К нему нельзя привыкать, нельзя терять страх Божий, который проявляется в нашем благоговении и сосредоточенности, — сколько бы лет ни прослужил священник. Отношение к богослужению, к алтарю Господню — важнейший показатель правильного понимания сути своего служения и, если так можно выразиться, его успешности.

В воспоминаниях о праведном Алексии Московском (Мечеве) говорится, что, когда он служил, то уже у входа в храм, в самом низу лестницы (а храм был на втором этаже) можно было почувствовать, что служит именно он: «так торжественно и проникновенно совершалось богослужение; чтение было особенно внятным, пение — более стройным. Все подтягивались, и вместе с тем души молящихся влеклись к Богу через молитву служащего, становились благоговейными через его благоговение». Вообще, должен сказать, что такое богослужение — самое главное, самое первое средство привлечения людей в храм. Только молитва, изнутри приходящее понимание, что в храме служат Вышнему Богу, что здесь земное соединяется с Небесным, может привлечь человека всерьез и подвигнуть его остаться в храме и начать новую жизнь.

Почему же даже в самые благополучные времена служение священника является добровольным мученичеством? Прежде всего, потому, что ради него священнику приходится во многом ограничивать себя, вести несколько иную жизнь, чем люди в окружающем нас мире. Приходится самому вести ту борьбу со страстями, которой священник должен научить людей, и которая никогда не бывают безболезненной.

Это служение тяжело и потому, что люди редко приходят в храм с радостью, но чаще всего со своим горем — порой в самые страшные, переломные моменты своей жизни. Но священнику нельзя оставаться к ним безучастным, нужно научиться плакать с плачущими (Рим. 12, 15) — принимать людскую боль как свою. Старые, опытные батюшки говорят: если бы не помощь Божия, не благодать священства, то это невозможно было бы перенести. 

Больно и от того, что сегодня люди, воспитанные телевизором и желтой прессой (благодаря им мы стали «страной победившего оккультизма»), приходят в храм со своими представлениями и предрассудками. Настало время, о котором сказал апостол Павел: здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты,— продолжает апостол,— будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 3-5).

Священник должен любить людей, а для начала нужно научиться их жалеть. Нельзя не жалеть людей, если знаешь, что каждого ждет Суд Божий и вечность, спасение — или гибель.

Как воздух важна для священника молитва к Богу. Нам очень нравится общаться с любимыми, близкими нам людьми здесь, на земле. Но удивительно, что молитва к Богу, общение с бесконечно любящим и внимающим нам Господом и Спасителем до конца жизни требует от человека усилий. В молитве священник укрепляет свою веру, обретает силу для своего служения и трезвое видение самого себя — понимает, Кто есть Господь, и кто — мы. Сегодня на священника, как правило, возложено много послушаний. Но еще чаще по молодости человек рассеивается, не умеет определять приоритеты и собирать себя воедино. Необходимо буквально отвоевывать время для молитвы — иногда у самого себя, у своих увлечений. Потому что иначе сердце священника пересохнет, и он не сможет служить. Сегодня часто говорят о «пастырском выгорании», которое на самом деле в большинстве случаев является не выгоранием, а угашанием духа, остыванием сердца ко всему, что связано с верой и служением. И чаще всего причиной пастырской деградации является недостаток молитвы, которая одна только привлекает благодать, «немощная врачующая и оскудевающее восполняющая».

Священнику еще больше, чем верующему мирянину, необходимо внимание к своему внутреннему человеку. Если у него нет трезвого видения самого себя, своих страстей, если нет живого хождения перед Живым Богом и понуждения себя к молитве, если он постоянно оправдывает себя, если материальная сторона жизни интересует его больше, чем духовная, — это приводит человека к падению. А вы знаете, что после совершения определенных грехов священник не может оставаться священником. Именно в этом, в абсолютном большинстве случаев, причина отпадения священника и запрета его в священнослужении (как бы красочно не описывалась на некоторых сайтах полученная таким образом «свобода от системы»).

Поэтому священнику очень важно следить за собой, понимать необходимость исповеди. Хорошо иметь опытного духовника, и исповедоваться не два раза в год во время общей исповеди духовенства, а гораздо чаще.

Опорой священнику должна быть его семья, его «малая церковь». Очень правильно, когда супруга священника ставит служение мужа на первое место, видит себя верной помощницей и подругой, разделяющей с батюшкой тяжесть его пастырского креста. Семейное счастье ведь тоже не дается даром: семейная жизнь требует от обоих супругов верности, терпения, любви деятельной, умения уступать и слышать друг друга.

К сожалению, такое зрелое отношение к супружеству сегодня встретишь нечасто. Проблема нестроений в семейной жизни духовенства стала так заметна, что в марте этого года ее поднимали на Высшем Церковном Совете с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он отметил, что современный мир диктует молодежи свои сомнительные представления о совместной жизни, семья теряет свою ценность в обществе в целом: «А ведь семьи духовенства не живут в изоляции, поэтому все то, что касается любого человека, его разума и сердца, касается и семей священнослужителей». Помимо прочего, Святейший Патриарх подчеркнул, что, несмотря на загруженность, священник должен уделять время своей семье: «Что бы ни происходило, семья должна занимать в жизни каждого женатого священника значимое место. Потому что семейная жизнь священника, тем более в сельской местности, где жизнь каждого — на виду, имеет совершенно особое значение. Это непременно должна быть жизнь, с которой люди хотели бы брать пример». «Нет такой сложности в семейной жизни, в отношениях между супругами, которая не может быть предотвращена или преодолена любовью и вниманием друг ко другу»,— считает Святейший.

И, сознавая, что семейная жизнь редко бывает безоблачной, я желаю вам, дорогие выпускники и выпускницы — тем, кто уже вступил в брак или готовится к этому, — не только счастья и взаимопонимания, но и опыта преодоления семейных и человеческих неурядиц с помощью терпения и любви. Этот опыт поможет вам стать сильнее, поможет батюшкам лучше понимать свою паству и стать со временем настоящими добрыми, опытными пастырями.

Приведу в заключение и верный совет преподобного старца Паисия Святогорца: «Приближайся к этому рассеянному миру, насколько можешь, с простотой, смирением и деятельной любовью… Постарайся, сколько будет сил, стать добрым пастырем, работая над собой, и ты увидишь, что прихожане будут подражать тебе и сделаются добрыми людьми без особых твоих трудов над ними. Следовательно, всякому стоит потрудиться над собой, выполняя свои обязанности. И это будет несуетный труд для ближнего». Думаю, он пригодится всем вам, выпускникам и выпускницам, кто видит свою дальнейшую жизнь в служении Церкви.

В этом году в нашем Межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы 4 выпускницы. Все они получили специальность регента церковного хора.

У нас сложилась уникальная ситуация: все воспитанницы, начиная со второго курса, уже работают, они все востребованы — поют на клиросе и руководят хорами. В связи с тем, что новых храмов много, у нас сохраняется дефицит регентов, певчих, чтецов. Я от души желаю вам успехов, дорогие сестры. Желаю все в жизни — и в служении Церкви, и в семейной жизни — делать с любовью и старанием. Тогда заповеди Христовы усваиваются сердцем и становятся тем, о чем Сам Господь сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11, 30).

Сегодня впервые мы вручаем выпускные документы церковного образца выпускникам курсов подготовки церковных специалистов в области катехизической деятельности при СПДС. Обучение на курсах длилось 3,5 года, их программа была очень серьезной. Я благодарю наших слушателей, которые посвящали учебе все свое свободное время, ведь это в большинстве своем работающие семейные люди, активные прихожане и сотрудники храмов митрополии. Мы надеемся, что полученные знания пригодятся в их христианской жизни, будут использованы в помощь приходу и Церкви.

От души благодарю за труды, понесенные в этом учебном году, профессорско-преподавательскую корпорацию нашей семинарии во главе с игуменом Варфоломеем (Денисовым), администрацию Межъепархиального женского духовного училища во главе с протоиереем Сергием Кляевым.

Еще раз желаю всем вам доброго пути и помощи Божией в дальнейших трудах, счастья и крепости! Пусть Господь хранит вас в мире и благоденствии на всех путях вашей жизни!

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.