Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Слово Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, на торжественном акте, посвященном выпуску Саратовской Православной Духовной Семинарии. 2005 год
Просмотров: 2711     Комментариев: 0

Закончился еще один учебный год. Я благодарю Бога, милостиво хранившего и покрывавшего нас во все это время. Благодарю проректорский и преподавательский состав, благодарю и самих учащихся за понесенные в течение времени обучения труды и послушания.

Для студентов 5 курса сегодня — особый день, день выпуска, когда они покидают стены семинарии, в которой провели последние 5 лет. Это не значит, что мы прощаемся с ними: кто-то, конечно, уезжает в другие епархии, но большинство остается у нас, на Саратовской земле, и нам, даст Бог, еще долгие годы предстоит вместе нести свое церковное служение.

Господь в Евангелии говорит о том, что Он пришел принести на землю не мир, но меч (см.: Мф. 10, 34). Это значит, что все время земной жизни для христианина — время духовной брани, борьбы как против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12), так и против собственных страстей и греховных немощей. И тем более верно это в отношении священника, который отвечает перед Богом уже не только за самого себя, но и за паству, вверенную его попечению.

В этом смысле можно сказать, что семинария, пора учебы в ней,— это глубокий тыл, где есть возможность овладеть искусством вести духовную войну, набраться сил. А служение на приходе — это уже передовая, на которой приходится пользоваться теми навыками, которые удалось приобрести ранее.

Поэтому мое слово обращено сейчас главным образом к тем, кто вот-вот выступит или даже уже выступил на эту передовую линию.

Практически два тысячелетия тому назад Спаситель сказал, обращаясь к Своим учениками и апостолам: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37). И как каждое евангельское слово, эти слова не только по-прежнему, но даже особенно актуальны в наши дни.

Делателей катастрофически мало, еще меньше — делателей ревностных, искусных, знающих. А жатва при этом не просто обильна, но крайне затруднена тем, что земля, на которой приходится трудиться сегодня, земля человеческих сердец, слишком долго пребывала в запустении, и каких только плевел не появилось на ней за это время!

Вы только закончили семинарию, кто-то, правда, уже рукоположен в священный сан, но в общем ваше служение еще только-только начинается и вам предстоит путь нелегкого, однако необходимого пастырского становления. Господь в Таинстве хиротонии подает потребную для служения в сане благодать, но для того, чтобы стать настоящим пастырем, необходим опыт, необходимо понимание того, что искусство пастырства — это то, чему учится человек всю свою жизнь.

Священник — тот, кто приводит людей ко Христу, примиряет и соединяет с Ним в Таинствах Покаяния и Евхаристии, учит их жизни по Евангелию, жизни во Христе. Но для того, чтобы миссия его в мире могла быть успешной, он в первую очередь сам должен являть окружающим образец такого доброго христианского жития. Думаю, вы сами уже хорошо знаете, как это порой бывает непросто. Нет человека совершенного, несовершенны и мы с Вами, призванные Господом на служение Его Церкви и Его народу. И потому от нас на протяжении всего жизненного пути требуется неустанный труд самовоспитания, самопонуждения, приходится в буквальном смысле ломать — не себя, а свои страсти. Это бывает очень нелегко, бывает больно, однако другого пути нет, иначе невозможно стать не только добрым пастырем, но и просто настоящим христианином. И притом надо всегда помнить, что за скорбью понуждения себя обязательно приходит та радость, которую Господь подает Своим верным рабам и служителям и с которой не может сравниться ничто иное.

Помните и о том, как нуждаются в хорошем священнике люди, как они его ждут. Никогда не думайте, что церковный народ, как говорили фарисеи, невежда (Ин. 7, 49). Народ — наш главный судья после Бога. Посмотрите, какие разные есть даже у нас в епархии приходы. Взять два сельских храма — в приблизительно одинаковом состоянии, с одинаковым населением вокруг,— и вот в один из них в воскресный день приходит 10-15 человек, а в другой — 80-100. А дело все — только в настоятеле: как он радеет о приходе, как он умеет найти с людьми общий язык, главное — насколько он любит их и заботится о них.

К сожалению, часто приходится видеть, каким ошибочным бывает представление священников, особенно недавно рукоположенных, о том, что такое приход. Кажется, что это — нечто уже готовое: тебя на него назначили, и остается только жить да служить, все остальное само собой сложится. Но на самом деле мы живем в стране, где приход "сам собой" не сложится и не создастся. Людей надо именно приводить в храм, как приводят ребенка, который еще не знает, как следует, как и куда идти.

Если бы зарубежные сектанты рассуждали так, как рассуждают очень часто многие наши батюшки, и иеговисты, например, говорили бы: "А чего я туда, в Россию, поеду, кто там будет ко мне ходить?", то, наверное, сект в России сегодня просто не было бы.

Но ведь, к сожалению, ходят к сектантам люди, и в некоторых местах — больше, нежели в православные храмы. Почему? Потому что те знают, как надо работать с людьми, как завоевать их доверие, а главное — потому что не ленятся.

Нам обязательно нужно понять, что наш путь в современной России — это миссионерство. Мы с вами живем в стране, которая знала Христа, но забыла о Нем, причем порой настолько, что приходится говорить о христианстве, как о чем-то совершенно не знакомом для людей. Из этого и приходится исходить сегодня священнику в своем служении. Не люди должны искать путь к нам, а мы — выходить навстречу им. Нужно искать язык, не унижающий священных понятий, но ясный для людей нецерковных, нужно искать дорогу к их сердцам, вселять в них ту добрую обеспокоенность, которая заставляет человека задумываться о смысле своего бытия и в конечном итоге обретать его в Боге.

И, естественно, мы не сможем убедить людей в том, что не является содержанием нашей собственной жизни. Отвечая на запросы современников, мы должны предлагать им не заученные истины, а то, что вошло в наше сердце, в чем мы убедились на опыте, чем живем сами. Люди очень хорошо чувствуют: верим ли мы по-настоящему в то, что говорим, и если видят в нас живую веру, то ее огонек загорается и в их сердцах. Если мы сами всегда и во всем надеемся на Бога, не только верим в Него, но и доверяем Ему, то мы сможем убедить и приходящих к нам в храмы, что надеющийся на Господа не постыдится никогда. Если мы знаем, что Господь всегда находится рядом с нами, видит каждый наш поступок, слышит каждое слово, угадывает любое сердечное движение, то мы сможем научить жить перед Богом и других. Если все наши дела и слова основываются на уверенности в том, что есть Праведный Судия, Который непременно воздаст каждому сообразно с его жизнью на земле, то эту уверенность воспримет от нас наша паства, наши прихожане.

Храм должен стать для нас самым главным, самым дорогим, что у нас есть на земле. Нормальный, здравомыслящий человек не может не заботиться о своей семье и о своем доме. Но храм для нас — больше, чем семья и дом. Это — дом Божий, который поручен нам, это народ Божий, за который мы в ответе.

Всё должно находиться во внимании священника-настоятеля: и состояние храма, и коллектив тех людей, которые несут в нем церковное послушание, и, безусловно, те, кто в него приходит.

Семья складывается не сразу, она постепенно крепнет, утверждается во взаимной любви ее членов. Так же и приход. Начало прихода — хорошо поставленное богослужение, совершаемое по уставу, без спешки, без небрежения, а, напротив, с благоговением, с любовью к службе. Далее обязательно — хорошая проповедь, доступная пониманию всех, кто находится в храме, обращенная к сердцу человека, неформальная, живая. Затем — серьезное отношение к исповеди прихожан, внимание к каждому из них, к их душевных немощам, их скорбям и недоумениям. И обязательно — общая жизнь, общие дела, которыми живут вместе пастырь и его паства. В идеале приход и должен стать именно семьей, где все друг друга знают, готовы друг другу помочь, чем-то пожертвовать ради ближнего, семьей, в которой священник — отец, а прихожане — его дети.

Ко всему надо относиться очень серьезно: чем больше отдаетесь вы своему служению, тем большей бывает и отдача. Вы можете совершать требы, не всматриваясь в лица тех, кто пришел к вам с просьбой о молитве, не запоминая ни этих лиц, ни имен. Но угодна ли Богу такая молитва, действенна ли она? И придут ли эти люди в храм еще? А вот если вы почувствуете их боль и от души помолитесь о них Богу, если вы проявите внимание к ним, если и требу, будь то панихида, освящение машины или квартиры, превратите в повод для маленькой проповеди, то это обязательно принесет плод, и люди потянутся к вам, потянутся в Церковь, ко Христу. Ведь именно мы для них, не знающих церковной жизни, являемся ее образом и лицом. Более того, об этом страшно так просто сказать, мы для них — свидетели о Боге, по нам порою судят они, какого Бога мы проповедуем, действительно ли этот Бог есть Любовь и мы — Его служители.

И, безусловно, в сфере особого нашего внимания — дети и молодежь, настоящее и будущее Церкви. Часто можно слышать, иногда даже в от преподавателей в духовных школах такие слова: "Вот, вы придете на приход, вас там встретят бабушки…". Это уже давно неактуально. Время идет, и тех "бабушек", из которых состояла во многом еще недавно наша Церковь, остается на этой земле все меньше и меньше.

Сможем мы сегодня привести в храм молодых людей, детей, удержать их в церковной ограде, научить их любить церковную жизнь — будет кому завтра в храме молиться, трудиться, служить. Не найдем общего языка с молодыми, не сможем открыть для них глубину и красоту Православия — и храмы окажутся пустыми, кроме нас там не будет никого.

Раз за разом приходится говорить об одном и том же: насколько необходимы нам сегодня воскресные школы, насколько важно внимание к ним со стороны духовенства. И школа должна быть не для галочки, не только для того, чтобы отчитаться в том, что она есть, а самой настоящей, в которой ребенок, юноша или даже взрослый человек мог бы получить хотя бы самые элементарные познания в области христианства, его вероучения, истории, аскетики.

И этого мало, ведь в воскресных школах мы можем учить только тех, кто уже сам переступил церковный порог, выразил желание больше узнать о своей вере и жизни по ней. А за пределами этого лежит огромный мир, в котором слово о Христе слышится редко, в котором с самых ранних лет ребенок впитывает и узнает что угодно, только не евангельские истины.

Поэтому необходимо самим идти в обычные, общеобразовательные школы и другие учебные заведения. Просить о такой возможности директоров школ, настаивать, убеждать. И результат не заставит себя ждать, отклик будет обязательно. Опыт показывает, что если в храм приходят дети, то в результате он наполняется и родителями, которые идут следом за своими сыновьями и дочерями.

Надо помнить, что для Бога драгоценен каждый человек, поэтому Церкви необходимо бороться даже за одну-единственную душу, стараться приобрести, сохранить, возрастить ее для вечности. И людей надо учить тому, чтобы в своей повседневной жизни они не были лишь пассивными наблюдателями, но сами свидетельствовали окружающему миру об открывшейся им истине, были готовы поделиться своим духовным достоянием с теми, с кем оказываются они рядом.

Вы закончили сегодня семинарию. Вам не всегда было просто в ее стенах. Иногда трудно было смиряться перед начальством, иногда вы уставали от послушаний, самой учебы. Но сейчас, выходя из ее стен и сталкиваясь в своем пастырском служении с реальной жизнью, вы очень быстро поймете, каким ценным было это время, как надо было им пользоваться, и, думаю, не раз пожалеете о том, что было упущено, на что не хватило ревности и усердия. А пожалев, быть может, так же не раз с благодарностью вспомните тех, кто учил о воспитывал вас, казался порой не в меру настойчивым и педантичным.

У мира сегодня очень много вопросов к нам и надо уметь на них отвечать, помня притом, что мир этот меняется каждый день, его развитие не останавливается ни на минуту и вызовы его христианству становятся все более и более дерзкими. Отвечать нужно честно, без лукавства, без той уклончивости, которая всегда служит свидетельством малодушия и малознания. И рядом уже не будет ни преподавателей, ни дежурных помощников.

Существенную помощь вам окажут в этом книги, благодаря им вы сможете приумножить свои познания, только бы имелось для этого соответствующее усердие. Вообще мы живем в уникальное время, когда издано книг, кажется, гораздо больше, чем когда-то в православной Российской империи. И этим сокровищем знания, пока оно еще находится в нашем распоряжении, нужно спешить пользоваться. Причем не только самим читать, но и рекомендовать чтение как главное средство самообразования и прихожанам. Мы не всегда можем уделить все необходимое внимание обратившемуся к нам человеку, но мы должны знать, что посоветовать ему: какую книгу, какой учебник, чтобы удовлетворить его интерес, помочь наверстать упущенное, потерянное за годы пребывания вне Церкви. А для это надо по-настоящему знать и любить литературу, чтобы разбираться в ней, помогать в этом другим людям.

Повторюсь еще раз: ваша учеба под кровом Саратовской духовной школы завершилась, но впереди учеба более долгая и более трудная. Она будет проходить теперь в школе жизни, которая по отношению к своим воспитанникам бывает куда строже и взыскательнее любого самого придирчивого преподавателя и даже инспектора. И я от всего сердца желаю вам быть в этой школе хорошими, внимательными и терпеливыми учениками. Господь Сам избрал и поставил нас, чтобы мы шли и приносили угодный Ему плод (см.: Ин.: 15, 16). И плод этот в нашем с вами случае — люди, которыми растет и наполняется Церковь, люди, в лице которых мы служим Самому Христу. Ведь с нас, пастырей, на Страшном Своем Суде спросит Бог не только о том, как прожили отпущенную нам жизнь лично мы, но и о том, есть ли нам с чем, точнее, с кем, предстать пред Его лицом. И как же важно, чтобы могли мы тогда с полным правом сказать: Вот я и дети, которых Ты дал мне, Господи (ср.: Ис. 8, 18)!

Помощи от милосердного и всесильного Бога желаю вам, дорогие отцы и братия, Своей благодатью да покроет он вас во все дни вашего служения и да соделает из вас пастырей добрых, всегда готовых подражать в своем подвиге Ему — Начальнику и Совершителю нашего общего спасения.