Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Слово Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, на торжественном акте, посвященном тринадцатому выпуску Саратовской Православной Духовной семинарии
Просмотров: 2886     Комментариев: 0

Дорогие о Господе отцы и братия!

 

Я рад поздравить вас с тем, что благополучно завершен еще один учебный год. По милости Божией он был для нас насыщенным и плодотворным. И мне хочется отметить, что все более заметными становятся добрые изменения, которые происходят в жизни саратовской духовной школы.

Сегодня стены семинарии покидают 32 воспитанника. Несмотря на то, что и в прошедшем году были люди, с которыми нам приходилось расставаться из-за их нежелания или неспособности учиться, очень отрадно, что из 16 выпускников 5-го курса большинство заканчивает обучение, будучи уже в священном сане. Главная задача духовной школы ― подготовка будущих пастырей к их служению. Для многих из вас это служение уже началось, и я вижу в этом результат не только ваших личных трудов, но и заслугу преподавательской корпорации семинарии (я вернусь еще к этой теме чуть позже).

По традиции, в первую очередь в этот день я обращаюсь к выпускникам. Мы часто говорим об отличии семинарии от любого другого светского вуза: о том, что здесь юноши осваивают не азы профессии, а готовятся к пастырскому труду, ответственнее которого нет на земле. Еще одно отличие духовной школы в том, что мы не прощаемся со своими выпускниками, и не только потому, что многие из вас остаются в Саратовской епархии. Закончив подготовку, вы вступаете на путь нашего общего служения Церкви Христовой и народу Божию. И главное, чего мне хочется пожелать каждому из вас ― научиться жить жизнью всей Церкви, стать частью единого церковного организма, Тела Христова. Этой задаче должны быть посвящены сегодня все силы вашей души, и от того, справитесь ли вы с ней, зависит вся ваша будущая жизнь и то, как сложится ваше дальнейшее служение.

Наверное, не стоит много говорить о том, в каком мире все мы живем ― в мире, провозгласившем своей главной ценностью стремление к наслаждениям и материальному благополучию. Но вот что удивительно: этот мир очень жесток и к тем, кто живет по его законам, и к тем, кто по каким-то причинам не вписался в существующую систему. И самые разные люди с надеждой обращают свой взор к Церкви, ищут Бога, имея о Нем и о церковной жизни иногда самые превратные представления. Но они тянутся к Церкви, чувствуя ее иноприродность суетному и холодному миру, в надежде на помощь и любовь. И непростительно бывает оставить их без внимания, утешения, страшно оттолкнуть.

Вы всегда должны помнить, что на нас, на православное духовенство обращены тысячи взглядов ― и любопытных, и доброжелательных, и враждебных. По тому, как проводите вы свою жизнь, будут судить о всей Церкви, о том, истинно ли слово Божие, действенны ли заповеди Христовы, потому что, как известно, истина проповедуется не словами, а жизнью. Все это накладывает на пастыря огромную ответственность, и сам человек не может полностью справиться с задачей, которую он принимает на себя. Поэтому просите помощи Божией, живите, прежде всего, богослужением и молитвой. Только глубокая молитвенная жизнь священника становится той силой, которая привлекает сердца людей к Богу, вселяет в них веру и упование, делает пастыря и паству единым целым. А на этом основании возможно строить и все прочее, и в прямом смысле, и в переносном.

Пять лет назад, когда я прибыл на Саратовскую кафедру, главной своей задачей я считал строительство храмов. За эти годы открылись более ста приходов, половина из ныне существующих, и сейчас приоритеты и проблемы епархии несколько поменялись. Храмы сегодня строятся быстрее, чем мы готовим священнослужителей. Теперь я бы сказал, что основная наша проблема ― недостаток кадров, просвещенного и ревностного духовенства. И мне со скорбью приходится говорить о том, что спустя некоторое время после рукоположения некоторые молодые батюшки забывают о том, что служение, которое они выбрали для себя ― служение жертвенное.

Много приходов открывается сейчас в сельской местности. Но, к сожалению, мало кто из выпускников готов служить на селе. Были случаи, когда после получения указа священник приходил ко мне со словами, что не может, не хочет и не будут служить в деревне. Или батюшка жаловался, что от него ушла молодая жена, потому что, видите ли, в деревне некуда пойти и нечем заняться… Причем речь, как правило, идет о селах с достаточно большим населением ― от тысячи до 5 тысяч человек, где может сложиться полноценная приходская жизнь. Там, где священники действительно «горят», исполняя свое служение, в таких же условиях появляются и приход, и прихожане. Мы приглашаем к себе священников из других епархий, из Украины и Молдавии, и оказывается, что они менее избалованы и с радостью едут служить в сельских храмах.

Поступая в семинарию, отцы и братия, вы говорили, что готовы взять на себя ответственность пастырского служения. Те, кто уже принял сан, подтверждали свою решимость в присяге перед хиротонией. Но служить — это значит, в первую очередь, принадлежать Богу, быть готовым принять волю Божию о себе, выраженную в решении священноначалия — будь то назначение настоятелем в полуразрушенный храм или на сельский приход, или какое-то иное возложенное на вас послушание. В духовной жизни не бывает мелочей. И, к сожалению, отказ от послушания, угашение пастырской ревности, равнодушие к своему служению и, в конечном итоге, острое чувство недовольства собственной жизнью могут стать со временем звеньями одной цепи. И наоборот: священника, который трудится с упованием на Бога, даже в самых тяжелых обстоятельствах не оставит Господь. Его достоянием обязательно станет чувство полноты жизни, радость видеть плоды своего служения.

Еще одно пожелание, или предостережение, которое я хотел бы высказать сегодняшним выпускникам: приступив к приходскому служению, не «утопать» в требах. Иногда приходится видеть, как молодые батюшки буквально за год-два превращаются из священников в требоисполнителей. Они могут, конечно, при этом неплохо себя чувствовать, но это очень обманчивое благодушие. Мир затягивает в себя такого священнослужителя, делает его «своим» в худшем смысле этого слова. Не по такому ли случаю сказал Спаситель: Соль ― добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 14, 34).

Для человека ответственного, стремящегося всей своей жизнью послужить Богу и Церкви, время учебы не заканчивается никогда. Священное Писание, учение Православной Церкви, изложенное святыми отцами, содержат в себе такое полное знание и мире и человеке, что, кажется, всей нашей жизни не хватит на то, чтобы воспринять это богатство умом и сердцем. Это поистине та вода живая, источник которой ― Сам Господь. И очень обидно, когда, выйдя из духовной школы, человек не только не ставит перед собой задачу внутреннего, духовного, интеллектуального роста, но и отбрасывает как ненужные в чисто практическом смысле знания, которые он получил здесь. Это неправильно и потому, что в числе нашей паствы ― все больше людей молодых, образованных, активных, любопытных, и священник должен быть готов ответить на их вопросы, посоветовать книги, которые были бы им интересны и полезны.

Кроме того, священник, не знающий литературы, истории своей страны, ее культуры, не интересующийся тем, что происходит в современной жизни, становится для людей, критически настроенных к Церкви, еще одним свидетельством ее отсталости. Все мы помним, какой общественный резонанс вызвало так называемое «письмо десяти академиков» президенту России с призывом не допустить преподавания «Основ православной культуры» в школе и признания богословия научной дисциплиной, с упреками в адрес Церкви в насаждении клерикализма и мракобесия. Конечно, во многом мы говорим с критиками и врагами Церкви на разных языках. Но, повторю еще раз, мы должны свидетельствовать об истине и глубине Православия всей своей жизнью, знать свою веру и культуру своего Отечества,― и для того, чтобы уметь найти общий язык с нашими современниками, и для того, чтобы не давать повода ищущим повода обвинять Церковь в отсталости.

Мне неоднократно приходилось говорить и о том, что мы с вами живем в стране, которая знала Христа, но забыла о Нем настолько, что христианство кажется чем-то совершенно незнакомым для современного человека. Поэтому сегодня служение священника в родной стране становится миссионерским по своей сути. Мы должны сами приходить к людям, искать дорогу к их сердцам, находить для них такие слова, которые заставляют человека задумываться о смысле своего бытия. И для этого Господь даровал нам «время благоприятное». В нашей епархии, в нашем регионе сейчас отношения с властью ― стабильные и доброжелательные. Нам идут навстречу, редко отказывают в наших просьбах, и единственное, что требуется от духовенства ― это активность. Поэтому, пожалуйста, прибыв на приход, налаживайте отношения с местной властью, проводите встречи в школах и клубах, выступайте в средствах массовой информации,― в общем, используйте любую возможность говорить с людьми о Христе и Церкви.

Говоря о том, с какими сложностями сталкивается Церковь в своей миссионерской работе, надо упомянуть об активности сектантских объединений (особенно это касается крупных городов области) и мусульманских общин. В частности, в минувшем году некие силы попытались раздуть конфликт вокруг установки Поклонных крестов на въездах в города и села. О возможности таких конфликтов священнику, конечно, нужно помнить, быть максимально корректным и дипломатичным. Но мы не можем при этом оставить выполнение своего долга, прекратить свою просветительскую деятельность среди православного народа.

Нам часто указывают на то, что другие религиозные организации бывают активнее нас, что людей привлекает, скажем, крепкое знание Священного Писания сектантами или организация общинной жизни у мусульман. Но ведь все это есть и в традициях Православной Церкви, и только от священника зависит, будут ли эти традиции реализованы на приходе, где он служит.

В семейном архиве известного московского пастыря протоиерея Александра Воскресенского, который начинал свое служение еще до революции, сохранился любопытный документ ― обращение к новому священнику от прихожан храма, куда прибыл этот батюшка. В нем содержались такие просьбы: «Не покидайте забот о храме сем. Пусть будет он прекрасным домом Божиим. Мы крепко верим: Господь поможет Вам это сделать. Разделите наши скорби и радости. Не оттолкните никого из нас. Не забудьте самую убогую избу; полюбите в ней живущих… Дай Вам, Господи, бодрости и крепости духа в трудах».

Конечно, прошло много лет, сменилось несколько поколений, но люди повсюду все так же ждут хорошего священника, доброго пастыря, который бы полюбил и наставил их. И я от всей души желаю всем вам стать именно такими пастырями словесного стада Христова. Нет дела более высокого и удивительного, но и более ответственного. Ведь на Страшном Своем Суде спросит Бог не только о том, как мы прожили свою собственную жизнь, но и о том, с чем, или точнее, с кем, мы предстанем пред Его лицом. И как же важно, чтобы могли мы тогда с полным правом сказать: Вот я и дети, которых Ты дал мне, Господи (ср.: Ис. 8, 18)!

Я еще раз поздравляю всех выпускников с успешным окончанием обучения. Сердечно благодарю всех преподавателей семинарии за труды, понесенные в этом году. Особо отмечу, что иеромонах Варфоломей (Денисов) стал первым проректором семинарии, но по-прежнему выполняет и обязанности инспектора, и вполне справляется с теми непростыми делами, которые ему поручены. Существенную помощь ему оказывает старший помощник иеромонах Герман (Лытус), который тоже очень неравнодушно относится к жизни семинарии.

Очень отрадно, что трудами проректоров в духовной школе сложилась вполне благоприятная атмосфера. В семинарии стало заметно больше таких воспитанников, которые не только серьезно относятся к учебе, но и стараются жить литургической, молитвенной жизнью, не ограничиваясь общим чтением утренних и вечерних молитв. Становится все больше тех, кто исповедуется и причащается по велению сердца, а не только в дни общесеминарских исповедей. Я хочу обратиться к тем, кто еще не закончил учебу: используйте это время по максимуму для того, чтобы стать по-настоящему церковными людьми.

В одной из стихир Великого вторника говорится: «Стяжи друга Господа, и станешь одесную Его». Господь в Таинстве хиротонии подает священнослужителю потребную для служения в сане благодать, но она будет поддерживать вас настолько, насколько вы сами будете отдаваться Богу и своему служению.

Искренне, от всего сердца желаю всем вам от Господа духовного мира и радости, а вместе с тем и благополучия в ваших земных делах. Но более всего ― стать истинными друзьями и соработниками Начальнику и Совершителю нашего спасения.

ФОТО