Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Слово Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, на торжественном акте, посвященном двенадцатому выпуску Саратовской Православной Духовной семинарии
Просмотров: 3164     Комментариев: 0

Закончился еще один учебный год. Вновь позади остаются месяцы занятий, экзаменационных сессий и зачетов. Я благодарю Бога, милостиво хранившего и покрывавшего нас во все это время. Благодарю проректорский и преподавательский состав, благодарю и самих учащихся за понесенные в течение времени обучения труды и послушания. В особенности хочу выразить благодарность проректору по воспитательной работе иеромонаху Варфоломею (Денисову). Я не скажу, что воспитательский процесс поставлен у нас идеально, что в нем нет никаких недостатков, напротив, многое еще нуждается в исправлении. Однако все познается в сравнении, и потому можно говорить, что на сегодняшний день нравственная атмосфера в нашей семинарии достаточно благоприятная.

Сегодня особый день для выпускников. Это день, когда они оставляют стены Саратовской духовной семинарии. Закончился один этап жизни, и его сменяет другой. Не всегда и не для всех этот своеобразный переход оказывается легким и благополучным, не все бывают к нему готовы. И потому сложившейся уже традицией стало обращение в этот день ректора к выпускникам со словом напутствия и наставления. Впрочем, в такой же, а может быть, даже и в большей мере, наставление требуется сегодня и тем студентам, которые остаются в СПДС. Ведь если выпускники переходят сейчас в иную школу ― школу жизни, то прочих еще можем чему-то научить мы, преподавательский и воспитательский состав семинарии.

Опыт показывает, что год за годом нам приходится говорить примерно об одних и тех же вещах. Но тот же опыт обогащает нас, дает некое новое понимание ставших уже привычными фактов и явлений.

Нет, казалось бы, нужды напоминать, что мы живем сегодня в совершенно секулярном мире. Но вот на что важно обратить внимание: этот мир становится все более и более агрессивным по отношению к людям, решившим сделать главным содержанием своей жизни служение Церкви. Это не внешняя агрессия, не гонения, не притеснения со стороны власти, выпавшие на долю наших совсем недавних предшественников. Однако она не менее, а может быть даже и более опасна. Мир затягивает в себя священнослужителя, делает его «своим» ― в худшем смысле этого слова, растворяет в себе. И очень многими пастырями сегодня совершенно забывается та очень важная истина, что на земле мы являемся служителями Царя Небесного, принадлежим к Его вечному Царству. И суть нашего служения заключается в том, чтобы помочь найти путь, ведущий в это Царство, врата, открывающие вход в него, как можно большему количеству людей.

В семинарии мы постоянно говорим о необходимости пользоваться пятью годами пребывания в ней для приобретения знаний, сетуем на то, как порой пренебрежительно относятся некоторые студенты к возможности учиться, которую предоставил им Господь и которой они, переступая порог духовной школы, казалось бы, сами искали. И вправду: в современном мире священник-неуч, вчерашний троечник, а тем более двоечник, выглядит жалко. В первую очередь ― по сравнению с хорошо знающими свое учение, Священное Писание и вместе с тем не пренебрегающими мирской премудростью сектантами. Во вторую ― по отношению к образованным безбожникам или же представителям той «духовности нового века», которая станет, скорее всего, так называемой религией антихриста, когда он явится на земле. Священник, не знающий, помимо богословских дисциплин, истории своей страны, ее культуры, традиций, не знающий литературы, становится для людей мирских, имеющих о Церкви превратное представление, еще одним свидетельством ее отсталости. Он служит лишним доказательством той ложной, но активно внедряющейся в общественное сознание врагами Православия идеи, что Церковь ― достояние прошлого, что ей уже не остается места в настоящем.

Вот почему так важно сейчас пастырю быть если не на голову выше сегодняшних образованных людей, то, по крайней мере,― ровней для них. Нужно быть очень внимательными к тому, что происходит вокруг нас. Нужно помнить, что мир ― больной, и нам приходится держать руку на его пульсе, чтобы не упустить, не просмотреть тех людей, которые, быть может, еще не знают Христа, но могут завтра или послезавтра войти в спасительную ограду Церкви.

Однако недостаток знаний ― не самая страшная беда сегодняшнего пастыря. Гораздо более опасный, угрожающий симптом ― нецерковность даже некоторых современных клириков. Нет подлинной укорененности в церковной жизни, нет настоящей, глубокой погруженности в нее, и приходится видеть, как священник, многие уже годы служащий в сане, остается человеком светским, для Церкви по сути внешним.

Мы должны помнить, что быть священником значит не просто совершать богослужения и требы, а именно жить своим служением, не делить свою жизнь на две неравные части ― в Церкви и вне ее. Как мы судим о мирянине, церковный он человек или же нет? Один из признаков церковности ― то, регулярно ли мирянин причащается, вообще участвует в Таинствах Церкви, живет литургической жизнью. Но ведь священник и причащается, и прочие Таинства совершает по необходимости, по долгу. И как понять ― является ли это для него стержнем его бытия, или же он несет свое служение просто как повинность, причем такую, которая кажется подчас очень тяжкой?

Думаю, что ответ на этот вопрос могут подсказать и другие признаки воцерковленности, которые мы обычно так же применяем к мирянам. Любит ли человек богослужение, стремится ли он по возможности присутствовать на нем? Любит ли человек молитву, является ли для него молитвенное правило не юридической формальностью, а подлинной, желанной возможностью общения с Богом? Входят ли в круг его чтения книги святоотеческие, книги, знакомящие его с духовным опытом подвижников благочестия, как прославленных, так и еще не прославленных в лике святых? В Евангелии ли ищет он разрешение возникающих у него недоумений, старается ли сообразовывать свою деятельность, свою внешнюю и внутреннюю жизнь с волей Божией? Если на все эти вопросы можно ответить скорее положительно, нежели отрицательно, то перед нами церковный человек.

Намного важнее, чтобы эти вопросы почаще обращали к себе сами пастыри, в том числе и пастыри будущие ― сегодняшние выпускники и учащиеся семинарии.

Помните о том, что в мире сегодня очень мало правды, мало любви, мало подлинного, настоящего. И много боли, много скорби, много несправедливости и лжи. И все это буквально толкает людей к дверям храма ― ведь им некуда оказывается идти. Мы видим этих людей, стоящих перед иконами в храме, не знающих нередко, кто на этих иконах изображен, робко спрашивающих, куда поставить свечу, чтобы кто-то выздоровел, кто-то сдал экзамен, у кого-то стало хотя бы немного полегче на душе. Вот именно эти люди, не знающие еще ничего о Боге, но тянущиеся к Нему, чувствующие, что нет никого, кто бы так любил их, как Он,― они и есть ваша потенциальная паства. Ваш долг, ваша задача ― приобрести их для Церкви, для Христа, уловить их, по слову Спасителя, своими апостольскими сетями.

Для этого нужно, чтобы они поняли, поверили вам, что все, что вы говорите им о Боге и о жизни в Нем,― правда. А для этого необходимо, чтобы слово ваше было словом не книжным, а опытным, из вашего личного опыта родившимся. Если вы говорите человеку: «Обратись к Богу, и все в твоей жизни изменится», то необходимо, чтобы и вы в полной мере пережили эту перемену. Если советуете не угнетаться скорбью, а принести покаяние в своих грехах, которые эту скорбь обусловили, то нужно, чтобы и вы сами познали спасительное действие этого Таинства. Если убеждаете молиться и указываете на это, как на источник скорой помощи Божией, то естественно, что и вы лично должны прежде познать силу молитвы.

Говоря о нашем общем служении, мы чаще всего делаем акцент на понятии долга, жертвенности, преданности этому служению. Но сегодня я хотел бы вспомнить и о другом его аспекте.

Каждый человек хочет быть счастливым, знать, что его жизнь сложилась так, как он хотел, состоялась. Хочет ли этого каждый из нас? Думаю, что да. Но вот вы выбираете для себя жизненный путь. И путь это совершенно особый ― путь священника, пастыря душ человеческих, не только раба, но и друга Божия. Нет дела более высокого и удивительного на земле, чем священство. Кто-то из вас уже стал, большинство скорее всего станет священниками. И потому знайте: если вы будете настоящими пастырями, то счастье, чувство полноты жизни, того, что она сложилась и состоялась, станут вашим достоянием. Будут испытания, будут скорби, но все это вы перенесете, со всем этим справитесь, потому что вас никогда не оставит Господь.

Но если состоится хиротония, и вы станете священниками лишь по имени, а не по призванию, не по самой жизни своей, то хотя бы и горы золотые вам кто-то дал, не будет у вас счастья, и все, что ни приобретете на земле, окажется потом разбитым корытом, и кончится все крахом и разочарованием.

И потому я призываю сегодня вас всех: и покидающих стены семинарии, и остающихся в ее стенах всмотритесь в себя и в свою жизнь. Постарайтесь понять, чего в ней еще не хватает для соответствия сделанному выбору, чтобы недостающее можно было восполнить, а неисправное исправить. Есть такое расхожее выражение: «жизнь сама всему научит». Оно верно, но не совсем. Жизнь будет учить, причем порой очень строго, даже сурово, но научит только тех, кто сам хочет научиться. Вот и вы ― желайте всем сердцем научиться тому, что вы должны знать и уметь как пастыри. И пользуйтесь для этого научения каждой возможностью ― и теми, которые предоставляет вам жизнь, и теми, которые открыты пока еще для вас в духовной школе.

Искренне, от сердца желаю всем вам от Господа духовного мира и радости, а вместе с тем и благополучия в ваших земных делах. Но более всего желаю одного ― чтобы каждому из вас Господь даровал познание, в чем заключается Его воля о вас, и дал силы, чтобы волю эту исполнить.