Дорогие о Господе отцы и братия!
Я рад новой встрече с вами 1 сентября, в день начала нового учебного года в Саратовской Православной Духовной семинарии. Особенно рад приветствовать первокурсников, для которых сегодня начинается совершенно особый, даже думаю, важнейший период в их жизни.
По традиции, мы говорим с вами в этот день, что такое духовная школа, какие возможности она дает своим воспитанникам, и какого отклика ждет от них. И эти слова адресованы не только тем, кто только переступил порог семинарии, но и всем, кто уже учится в ней. Каждый из вас должен четко осознавать, почему он находится здесь, видеть цель своего пребывания в духовной школе. И если пока этого понимания нет, или наоборот, есть сомнения в правильности выбранного пути, то еще остается время учебы, когда можно разобраться в себе и многое исправить.
Я очень надеюсь, что большинство юношей, здесь присутствующих, приняло решение о поступлении в семинарию по одной причине ― желая стать священником, послужить Богу, Церкви и людям. Вы должны быть готовы к тому, что приняв сан, в отличие от выпускников любого светского вуза, вы начнете не просто «профессиональную деятельность», у которой могут быть самые разные цели, а именно служение на благо Церкви и народа Божия. Само понятие служения стало чужеродным для современного мира, которому трудно понять, как может человек иметь центром своей жизни что-либо иное, кроме исполнения собственной воли и материального благополучия. А ведь частью этого мира являемся все мы, и современный христианин вольно или невольно подвержен его влиянию и порой живет по его законам, старается быть «как все».
Но христианская жизнь ― это путь изменения себя, путь обожения, приближения по мере сил к тому образу, который даровал нам Господь, к тому, какими хотел бы Он нас видеть. И вся образовательная и воспитательная система в духовной школе построена так, чтобы помочь вам в этом, дать будущему пастырю все то, что пригодится ему в его служении. И я прошу вас использовать это «время благоприятное» ― время учебы, подготовки к пастырству ― не только для получения некой суммы знаний, но и воспринимая его как время научения духовной брани в глубоком тылу, перед тем, как выйти на передовую самой настоящей кровопролитной битвы: не только против собственных страстей и греховных немощей, но и, как говорит Апостол, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, вся жизнь которого ― образец пастырского служения, в своих дневниках не устает говорить о высоте и величии священства, о том, что «достойный священник ― друг Божий, поставленный исполнять волю Его», о том, что «все сословие священников должно быть светом Церкви».
Там же отец Иоанн не раз говорит о «полномочиях», которые «дал вечный Первосвященник Христос архиереям и священникам». Полномочия эти следующие: во-первых, ходатайствовать за людей пред Богом; во-вторых, совершать таинства спасительные; в-третьих, руководствовать людей ― в проповедях, на исповеди, в личной беседе.
Итак, на первое место святой праведный Иоанн ставит идеал священства как посредничества между Богом и людьми, которое выражается, прежде всего, в молитве за пасомых.
Церковь была и остается тем местом, куда приходят люди, очень часто измученные, больные, пережившие порой страшные события в своей жизни, которым просто некуда больше пойти в этом мире со своим горем. И мы должны, по слову Апостола, плакать с плачущими и радоваться с радующимися (ср.: Рим. 12, 15), но главное ― молиться за них, ходатайствовать за них пред Богом, просить Его помощи в нуждах и благодарить за благодеяния. Жизнь показывает, что храмы и строятся, и восстанавливаются, наполняются прихожанами и живут полноценной жизнью там, где благоговейно совершается богослужение, священник сам молится от всего сердца и учит этому свою паству. И, конечно, приобрести опыт молитвы, любовь к молитве, осознать свою нужду в ней будущий священник должен еще до того, как приступит к своему служению.
Как это можно сделать? Прежде всего, в храме. Сейчас семинарским храмом является Архиерейский храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Это наша главная учебная аудитория. Здесь наши воспитанники проходят богослужебную практику, учатся жить жизнью Церкви, приступают к Таинствам. Богослужебная практика, внимание к тому, что читается и поется в храме ― это наилучшая возможность открыть для себя глубину и красоту православного богослужения, полюбить его.
Только тот священник, который сам любит службу и молитву, сможет по-настоящему воцерковить паству, создать приход, который объединяют не только общие дела (хотя и они необходимы, особенно дела милосердия), но и совместная молитва. Есть такая старая монашеская пословица: «Келья и храм всему научат». Речь в ней идет о молитве: молитва в храме, за богослужением, и молитва личная, келейная,― это то главное средство, которое сближает нас с Богом, помогает нам исправить свое сердце.
Второе полномочие, о котором нам говорит отец Иоанн Кронштадтский,― это полномочие совершать спасительные таинства. По рукоположении Господь подает священнику особую благодать совершать таинства, право «вязать и решить», делает священника своим соработником. Ведь цель Бога ― спасти людей, погибающих во грехах, и для священника не может быть иной жизненной задачи.. Человеку Богом дана поразительная возможность изменения, постепенного возрастания и восхождения от силы в силу ― через покаяние, через внимательную, серьезную церковную жизнь, и священник первым должен воспользоваться этим даром, жить тем, чему он учит людей.
Можно говорить, без всякого сомнения, что священство ― самое высокое, самое радостное призвание на земле. Однако ответственность священника также ни с чем не сравнима, ведь за каждую душу человеческую, порученную нам Господом, нам предстоит дать Ему ответ. Вот почему пастырское служение требует всего человека без остатка, приложения всех его сил. По слову того же святого Иоанна Кронштадтского, «везде нужны труды: благодать дается не для лености и нерадения, а как пособие нашей немощи».
Поэтому еще одна важная часть нашей семинарской жизни ― это несение послушаний самого разного характера: от богослужебных, о которых мы уже говорили, до самых простых и необходимых хозяйственных. Не надо относиться к ним как к чему-то второстепенному: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк.16, 10).
Вообще любой труд в Церкви ― в храме ли, в семинарии или монастыре ― не случайно называется послушанием. Очень часто приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, трудиться, когда нет желания, понуждать себя слушаться. В этом случае труд становится не просто делом, но и настоящей духовной работой, помогающей человеку обрести те качества, которые необходимы христианину, тем более, будущему пастырю. И, конечно, трудно рассчитывать на то, что семинарист, который сегодня выполняет порученное ему дело спустя рукава или прячется за спины товарищей, завтра станет ревностным священнослужителем.
Люди, приходящие в храм, очень нуждаются в пастырском слове, наставлении. Наш долг ― выходить к ним навстречу, осуществлять то «полномочие руководства», о котором также говорил отец Иоанн. Поэтому по окончании семинарии я хотел бы видеть вас всесторонне образованными людьми.
Все предметы, которые преподаются в духовной школе, по большому счету составляют «науку спасения», которую вам предстоит освоить и затем учить ей других. Их содержание ― взаимоотношения Бога и человека, единение человека с Богом. Поэтому ни в коем случае не воспринимайте то, что вы изучаете, как что-то внешнее, постороннее. Наоборот: все, что вы слышите на лекциях, читаете в книгах, имеет самое прямое отношение к вашей собственной жизни. Особенно это касается чтения святоотеческих творений. Постарайтесь за годы обучения полнее познакомиться с творениями святых отцов и учителей Церкви.
Сегодня большинство из тех, кто приходит в Церковь ― взрослые, уже обладающие каким-то жизненным опытом люди. Они ищут Бога, пытаются обрести веру во многом рассудочным путем, и для того, чтобы помочь им войти в Церковь, важно ответить на множество их вопросов. Поэтому сегодня особенно велика потребность в образованном и грамотном духовенстве, которое понимает запросы современного мира и готово общаться с ним. И я рад, что многие наши выпускники, и даже еще учащиеся воспитанники, приняв сан, насколько сейчас можно судить, положили начало благое своему пастырскому служению.
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в семинарском храме на службе возносятся молитвенные прошения за всех, кто находится в духовной школе,— за «зде начальствующих, учащих и учащихся». То есть перед Богом, в литургическом смысле мы с вами составляем нечто единое целое. Давайте постараемся, чтобы и в нашей повседневной жизни это тоже было так. Инспекции духовной школы в течение наступающего года предстоит большой труд, требующий деликатности и внимания для того, чтобы воспитательная работа в СПДС не была сведена в итоге к системе взысканий и поощрений. К счастью, в нашей семинарии, прежде всего, трудами иеромонаха отца Варфоломея (Денисова), который совмещает две важные должности ― первого проректора семинарии и проректора по воспитательной работе ― в последние годы сложилась вполне доброжелательная атмосфера, за что я благодарю его и его помощников. Дежурным помощникам хочу напомнить, что в каждом деле очень важен личный пример и добрые человеческие отношения между людьми. Иногда достаточно строгих воспитателей наши студенты вспоминают с благодарностью и любовью, если эта строгость была справедливой, и если студенты видят, что воспитатель сам живет так, как учит других.
В заключение ― еще несколько замечаний о том, как будет строиться наша жизнь в новом учебном году.
По результатам экзаменов в СПДС поступили 32 человека. Мы очень рады всем вам, но особенно отрадно, что большинство поступивших на этот раз ― из Саратовской области. В целом это свидетельство о том, что церковная жизнь в епархии становится активнее и «моложе», появляется больше людей, готовых посвятить жизнь Церкви.
В этом году в семинарии восстановлено также нескольких студентов, которые были отчислены ранее за плохую успеваемость или за недолжное поведение. Они дали заверение, что переосмыслили свое отношение к пребыванию в духовной школе. Но мне хотелось бы сообщить им, что они приняты с испытательным сроком, и если инспекции станет ясно, что они продолжают относиться к жизни, к своим обязанностям по-прежнему, они будут отчислены уже без всяких предупреждений и без права восстановления. Для этого не надо будет совершать каких-то чрезвычайных поступков, будет достаточно просто совокупности поведенческих реакций.
Еще раз повторю, что время пребывания в семинарии ― это время, в которое человек проверяет себя, готов ли он к будущему своему служению. И если он ощущает, что не готов, то лучше вовремя покинуть стены духовного учебного заведения. Но если воспитанник по-настоящему понимает, для чего он оказался в семинарии, все труды пятилетнего пребывания в ней будут для него вполне по силам.
В минувшем году нашей семинарии было возвращено ее историческое здание. Это радостное событие, но оно потребует от всех нас и многих усилий, потому что здание это нуждается в капитальном ремонте. Ремонтируется сейчас и епархиальное управление, поэтому уже в сентябре-октябре семинарская трапезная будет перенесена в возвращенный корпус. Будут внесены некоторые изменения в расписание, потребуется чуть больше времени для того, чтобы дойти до трапезной, но в целом, я надеюсь, эти организационные сложности не помешают вам в учебе.
Я еще раз поздравляю всех вас, дорогие отцы и братия, с началом нового учебного года. С благодарностью Богу будем пользоваться тем, что дает нам сегодня Господь: возможностью учиться и учить, свободой проповедовать, совершать богослужения, участвовать в таинствах. Я убежден, что те труды, которые вы понесете ради Бога, дадут плод в свое время, и станут спасительными и для вас самих, и для тех людей, которым вы сможете помочь, исполняя свое служение. От всего сердца призываю на всех вас Божие благословение и Божию помощь.