«Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду…». Эти знаменитые и волнующие слова из огласительного слова святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407) мы слышим на праздничном ночном богослужении после Пасхального канона перед началом Божественной литургии. Почему из всего богатейшего святоотеческого наследия для чтения на богослужении в великий праздник Пасхи Христовой Церковь выбрала именно это «Слово»?
Среди отцов Церкви и духовных писателей святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского, можно считать одним из наиболее известных. Слова из его трудов, отличающихся прекрасным возвышенным языком, часто цитируют, и, пожалуй, нет духовной темы, на которую он не писал бы. Современники за его отточенное и глубокое слово, которое всегда било точно в цель, прозвали его Златоустом.
Святитель Иоанн Златоуст оставил обширное наследие. Это догматико-полемические и экзегетические труды, пастырские, катехизические и нравственно-аскетические сочинения, праздничные слова и беседы, гомилии. И конечно, главное его произведение — «Последование Божественной литургии», которая служится в большую часть дней богослужебного года и именуется в церковном обиходе Литургия Иоанна Златоуста.
Кроме этого «Огласительного слова на святую Пасху» известно еще о семи словах святителя, посвященных празднику Светлого Христова Воскресения. Из истории Церкви мы знаем, что во времена святителя Иоанна Златоуста оглашение длилось несколько лет. Само таинство Крещения было общественным и торжественным событием и совершалось несколько раз в год — в канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник. Но это слово святителя обращено не только к принявшим святое Крещение накануне Пасхи, но и ко всем нам.
Именно это «Слово» святителя уникально по своей форме и композиции. Удивительно, но в нем нет воспоминания «предыстории» событий праздника Пасхи, не упоминается исход из рабства, нет рассказа о самих евангельских событиях, не упоминается распятия, нет рассказа о Воскресении, и даже ни разу не упоминается название самого праздника. «Слово» основано на нескольких евангельских притчах: о виноградарях, о званых на вечерю, о брачном пире, о талантах. При этом оно насыщено символами и образами, которые раскрывают смысл и значение слов «Христос воскресе!». Иногда его даже называют словесной иконой праздника Пасхи.
Многие богословы писали о святителе Иоанне Златоусте. Сегодня мы обратимся к слову одного из выдающихся церковных иерархов второй половины XVIII века — митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) (1737–1812), произнесенного им 13 ноября 1775 года.
Так, владыка Платон говорит, что святитель Иоанн Златоуст относится к тем пастырям, «которые все силы свои истощавают в пользу стада Христова и добродетелию светят, яко град на горе поставленный». Святитель был нищелюбив и воздержан: «…себя изнурял до изнеможения, дабы чрез то смирить играющую плоть и дать более силы действовать духу и разуму…», к кающимся грешникам снисходителен, «…изъясняя и возвеличивая Божие милосердие, чтобы, кто сколько ни был отягощен тьмами пороков и беззаконий, но, если в том истинно покается, — от милосердия Божия отвержен быть не может». Поэтому Златоуста называли еще и «проповедником покаяния». «Се — великий пример просвещения и добродетели! Отверзите недра внимания вашего к слышанию его полезных наставлений, не молчит бо и доселе его богоглаголивый язык. Составьте ему истинный праздник подражанием его добродетелям: сия есть благовонная жертва прославившему его Богу», — заключает митрополит Московский и Коломенский Платон.
В конце XIX века Александр Александрович Бронзов (1858–1937) — доктор наук, преподаватель СПбДА, известный русский ученый и духовный писатель, опубликовал в десятом номере журнала «Христианское чтение» за 1897 год свою объемную и обстоятельную статью с разъяснениями догматического и нравственного смысла «О пасхальном «огласительном слове» св. Иоанна Златоуста». Сегодня статья доступна в Интернете, например, ее можно прочитать на православном портале «Азбука.ру».
А. А. Бронзов отмечает, что в «Слове» «в высшей степени выразительно раскрывается и выясняется великое значение Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых». Поскольку это «слово огласительное», то понятно почему святитель обращается именно к притче «о работниках единодесятого часа» и «приглашает насладиться настоящим Светлым Христовым торжеством и тех, кто обратился ко Христу и ведет нравственно-добрую жизнь, начиная с первых лет своего земного бытия, — и тех, кто в данном случае провел в религиозном неведении и греховно целую четверть своей жизни, лишь по миновании ее только вступив в лоно Христовой Церкви и, таким образом, став на единственно надежный и единственно верный путь ко спасению, — и тех, кто нежелательным образом провел целую половину своей жизни, и тех, кто пробудился к новой, христианской жизни лишь по истечении трех четвертей назначенного ему Богом земного века, — и, наконец, тех, кто познал божественную истину и стал поступать в согласии и соответствии с ней лишь на закате своих дней».
Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что это самое известное и удивительное слово на Пасху, и сегодня без него немыслимо праздничное пасхальное богослужение, ибо именно оно наиболее полно, точно и емко выражает смысл праздника Светлого Христова Воскресения, что и добавить уже нечего… Разве только слова митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина): «Ты же, святителю Божий, предстояй престолу Владычню! Испроси нам, странствующим в пути жизни сей, руководство всесильной благодати Его, да дух проповеданной тобою истины наставит нас на всякую истину. Аминь».
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 5 (16), май 2024 г.