+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Шанс измениться
Просмотров: 495     Комментариев: 0

В прошлом году в издательском доме «Никея» вышла в свет новая книга игумена Нектария (Морозова) под названием «Таинство исповеди. Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога». В этом небольшом издании собраны ответы, кажется, на все возможные вопросы, которыми задается современный православный христианин, готовясь к исповеди. В доступной и где­-то даже увлекательной форме, приводя примеры из реальной жизни, автор дает разъяснение самых разных недоумений и заблуждений, которые возникают у живущих церковной жизнью людей. А главное — в книге дано четкое, очень ясное объяснение того, чем в действительности должна быть настоящая исповедь, настоящее покаяние, которое неразрывно связано с ходом нашей каждодневной жизни.

Чтобы воспринять размышления о том, что такое исповедь в подлинном ее понимании, нужно для начала хотя бы раз в своей жизни постоять у аналоя с крестом и Евангелием. И не просто постоять, побеседовав со священником о беспокоящих душу проблемах, но и постараться ответить себе на вопрос: зачем мне это таинство нужно, какая у него сокровенная цель?

…Моя первая исповедь состоялась совершенно случайно, неожиданно для меня. Я не готовилась к ней. Это был, можно сказать, эксперимент: мне было интересно, что со мной потом будет, произойдет ли вообще что-­то. И «что­-то» потом произошло. Начались изменения в моей жизни — очень непривычные, сложные, бурные и при всем этом именно такие, которые были мне на тот момент очень нужны. Но осознание важности Таинства Покаяния, понимание того, насколько это на самом деле глубокое и серьезнейшее дело, пришло ко мне точно не сразу после первой исповеди. Оно приходило, приходит и, надеюсь, еще будет приходить «по крупиночке» с каждым новым открытием, по маленькому «камушку» при осознании своих ошибок.

В книге игумена Нектария, священника с почти двадцатилетним пастырским стажем, передан живой, настоящий, выстраданный опыт общения и взаимодействия с большим количеством очень разных людей, опыт соприкосновения с самыми различными судьбами, опыт сопереживания, сострадания и помощи тем, кто обращался к нему за советом. Имея это в виду, можно без сомнения поверить тем выводам и наставлениям, которые даны автором книги.

Одна из самых важных мыслей, которую следует понять читателю этой книги и вообще любому православному христианину, живущему церковной жизнью, заключается в том, что покаяние не является какой­то временной «процедурой», к которой человек прибегает только в ситуациях, когда в жизни беда случается или кошки на душе скребут, да еще, как это часто бывает, когда надо исповедоваться перед Причастием, иначе к Чаше не допустят. На самом деле, покаяние — это дело не одного только дня, даже если в этот день ты откладываешь все привычные дела и садишься в укромном месте, чтобы разобраться со своими мыслями, чувствами и поступками. Отец Нектарий пишет об этом так: «Очень неразумно жить беспечно неделю, две, три, может, даже и месяц, а потом вдруг спохватываться: “Что произошло в моей жизни за это время и что творилось в моей душе?” — и пытаться все это единовременно суммировать, проанализировать и принести на исповедь. Не то что за месяц — за несколько дней происходит много событий, и мы, не будучи внимательны, себя за это время упускаем».

Процесс покаяния происходит не один или несколько дней — дело покаяния должно быть делом всей нашей сознательной жизни. Иначе говоря, «вся жизнь христианина должна быть одним непрестанным покаянием: до той поры, пока человек живет, оно не должно прекращаться».

Труд над собой, как и любое человеческое дело, требует регулярности, постоянства — если, конечно, есть желание сделать это дело достойно, а не бесплодно и бесцельно потратить время. Можно привести такой пример, который вроде бы никак не связан с Таинством Покаяния. Человек для поддержания своего физического здоровья начинает заниматься бегом. Из своей практики я знаю точно, что если выходить на пробежки довольно редко, без соблюдения плана и режима, результата от занятий никогда не будет. Такой ленивый бегун будет только уставать и от отсутствия должного постоянства каждый раз убеждаться, что бегать ему тяжело и безрадостно. Это ведет к откладыванию пробежек «на потом» — в ожидании момента, когда появится наконец чувство полной готовности, чтобы взяться и побежать. Но… такого чувства никогда не появится, потому что в жизни, в любой ее ситуации, всегда найдутся причины, чтобы чего­то не делать, особенно если человека в этом уже постигло разочарование.

Независимо от того, чем мы занимаемся — физическими упражнениями, укрепляющими наше тело, или покаянным деланием, оздоравливающим наш дух, скрепляющим звеном в этом является системность. Работая над собой, человеку необходимо знать, что в этом занятии нет перерывов на «отдых» и «выходные», иначе всё начатое им может оказаться напрасным.

Еще одной частой ошибкой в подготовке к Таинству Исповеди можно назвать шаблонный подход к этому очень важному делу. Отец Нектарий говорит об этом так: «Формальное отношение к исповеди и ее профанация как раз заключаются в том, что человек просто “высыпает” все свои грехи перед аналоем с крестом и Евангелием, словно опрокидывая мусорное ведро над контейнером, не принимая никаких решений, не анализируя причины своих падений и не собираясь ничего всерьез в своей жизни менять». Автор говорит о том, почему и как исповедь становится живой и искренней потребностью души, которая чувствует за собой вину за совершенные поступки, боль за допущенные в жизни ошибки. Игумен Нектарий не без сожаления отмечает, что сегодняшнее отношение общества к духовной жизни — более чем несерьезное, безответственное, ленивое и легкомысленное: о жизни в Церкви мы часто думаем совершенно превратно. «Зачем ты идешь на исповедь, по большому счету? Для того, чтобы примириться с Богом, попросить у него прощения за те грехи, в которых осознаешь себя виноватым. Если ты идешь не для этого — не ходи: твое покаяние будет формальным, бесполезным». Можно добавить: не только бесполезным, но и бессмысленным, ведь оно будет не для Бога, а как бы «на ветер». Весь смысл христианской жизни — в личных взаимоотношениях с Богом, а смысл покаяния — в осознанном желании приблизиться к своему Творцу, испросив у Него прощения. Ориентируясь на эту мысль, можно представить себе, как следовало бы готовиться к Таинству Исповеди и вообще вести свою духовную жизнь.

Когда человек впервые приходит на исповедь, у него может порой не быть представлений о том, как следует исповедоваться, в чем смысл настоящего покаяния, каково его значение для духовной жизни. Но все это не столь важно, это вопрос времени, если у человека есть при этом всего одно желание — ему очень хочется измениться. К священнику, вереницей принимающему исповедающихся, и к Самому Христу, невидимо предстоящему тут же, нужно идти с сильной потребностью убрать из своей жизни что­то, мешающее полноценно жить — пусть даже это «что­то» пока никак не облекается в слова, а просто чувствуется. Игумен Нектарий так и написал в своей книге: «Желание другой жизни — это критерий истинного покаяния». Истинное покаяние не может быть иным, кроме как выстраданным и выплаканным, — но это чудесный шанс измениться, и слава Богу, если человек за этот шанс ухватится. Ведь только безумец, утопая в бурной реке, не воспользуется брошенным спасательным жилетом.

Газета «Православная вера» № 23 (618)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.