Интервью Епископа Саратовского и Вольского Лонгина корреспонденту газеты «КП-Саратов»
В приемной Владыки Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского — царство покоя, тишины и весеннего солнца. Высокие потолки, высокие двери. Даже многочисленная оргтехника смотрится здесь как-то по-иному, не по-офисному. Бьют часы, и секретарь негромко приглашает нас войти в кабинет Владыки. А начинается наш разговор с высшим духовным лицом Саратовской области с самого что ни на есть светского события — смены губернатора: "Может ли этот отразиться на делах церковных? Как руководство епархии планирует выстраивать отношения с новым губернатором и его командой?"
— Надеюсь, что на делах церковных это если и отразится, то в лучшую сторону, пгодня? О каких проблемах вы бы сказали в первую очередь при встрече с губернатором?
— Наша встреча уже состоялась, и первым делом я пожелал, чтобы его служение принесло пользу людям. Необходимо и важно только одно — чтобы власть точно исполняла свои обязанности и относилась к ним как можно ответственнее, чтобы она заботилась о своем народе. Я просил и прошу Божьей помощи в том, чтобы новая власть максимально исполнила задачу, которая перед ней поставлена Самим Господом. Ну и, конечно, буду говорить с властью о тех проблемах, которые есть в епархии. В первую очередь это — возвращение храмов Церкви.
— На православной карте губернии есть какие-то конкретные "горячие точки" в этом вопросе?
— Есть. В храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины сейчас расположено казино "Карамболь". Когда в одной из комнат этого здания начались богослужения, это вызвало небывалую реакцию прессы: как же могут существовать под одной крышей храм и ночной клуб? Но почему никто не задается вопросом: как соседствуют уже более восьми лет то же увеселительное заведение и средняя школа, и насколько полезно для детей такое соседство? И для меня это — самая больная тема на сегодняшний день.
Благовещенская церковь в поселке Агафоновка превращена в жилой дом: верх срублен, надстроен этаж из кирпича вместо купола — а ведь это был красивейший храм в стиле русского модерна начала двадцатого века. Люди там сейчас живут в жутких условиях: все рассыпается, трещит. С мэрией у нас сложился хороший диалог — две квартиры она уже выделила (всего необходимо десять), думаю, рано или поздно мы эту проблему решим. Сложная ситуация с храмом во имя Страстей Господних (или Киновией) на Октябрьской, 41: помещение — в федеральной собственности, там сейчас спортивный клуб "Буревестник". Здание храма святого благоверного князя Александра Невского на Московской, 161 на заре перестройки вообще было продано, а затем приватизировано!
— А может, проще выстроить новые храмы?
— Однажды освященный храм остается храмом, и если мы имеем хотя бы малейшую возможность вернуть и восстановить его, мы будем это делать. Но было бы неправильным, несправедливым просто передать их нам — ведь забирали их не в том состоянии, в котором они сейчас находятся! Думаю, что восстановление старинных храмовых зданий должно быть совместным делом Церкви и государства. С любой точки зрения — страшно и недостойно жить среди развалин своей культуры и ходить по остаткам былого величия.
А новые церкви, конечно, строить надо. Город нам выделил восемь участков. Работа предстоит очень большая. Сравните: в Воронеже, который по населению примерно равен Саратову, — 80 приходов, а в епархии около 500. В Самаре — 45 приходов, в Тольятти, городе, который по всем параметрам сравним с нашим Балаково — 32 (а в Балаково у нас всего один храм). А когда я приехал в Саратов, реально здесь было всего 12 приходов, а во всей епархии — 75! Так что Саратовская епархия — в очень тяжелом состоянии: не хватает храмов, не хватает духовенства, особенно в глубинке. Есть у нас проблемы и с размещением Епархиального управления: из-за нехватки помещений не можем реализовать множество полноценных программ и проектов.
— Нынешний год начался не совсем спокойно: народ лихорадило от монетизации льгот, от повышения тарифов на ЖКХ… А с чем люди обращаются к вам? Есть ли связь между событиями светской жизни и тем, что тревожит человека в плане духовном?
— Церковь состоит из людей, поэтому проблемы людей — это проблемы Церкви. Ситуация с так называемой монетизацией, повышение квартплаты очень болезненно отразились на каждом человеке, на каждой семье. Может, эти меры и были оправданы с точки зрения экономики, но нужно было учитывать и специфику нашей жизни. Остатки системы социальных гарантий надо было подождать ломать хотя бы еще несколько лет, по крайней мере, не делать этого в год 60-летия Победы. Люди озлоблены, люди обижены. А священник является неким буфером, к нему идут, чтобы рассказать о своих проблемах — материальных и житейских в том числе. Это, конечно, не христианское чувство, но обида есть у многих — обида на государство.
— Но ведь Церковь учит смирению?
— Да, человек должен смиряться в своем духовном существе, но это не значит, что он не должен стремиться к нормальным условиям жизни. Церковь благословляет человеческий труд. А значит — и право человека пользоваться плодами этого труда.
— Одно время люди верующие протестовали против введения штрих-кодов, ИНН, новых паспортов. Насколько актуальны эти проблемы сейчас?
— Наша сегодняшняя жизнь — благодатная почва для расцвета всяческих суеверий (то есть "напрасных верований"). Этим умело пользуются всякие "народные умельцы": объявлениями "потомственных колдунов" пестрят все газеты. Известный миссионер и публицист диакон Андрей Кураев как-то написал, что Россия — это страна победившего оккультизма, и я с ним полностью согласен. Причем оккультное сознание проявляется в той или иной степени и у верующих людей. Это выражается в повышенном внимании к каким-то внешним действиям, которые, может быть, и являются нужными и важными, но которым нельзя придавать магическое значение.
Необходимо помнить всегда: Господь не спасает человека "насильно", без произволения самого человека! Нельзя спасти мужа от пьянства, подливая тайком ему в суп святую воду, это и есть магическое отношение к святыне. Благодать Божию принимают с верою, открывая себя Господу. Мы молимся: "Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны", — но Бог не может прийти к тому, кто этого не желает.
Если же возвращаться к разговору о паспортах и штрих-кодах — безусловно, мы действительно стоим на пороге создания нового всемирного тоталитарного государства. С формами контроля над обществом можно спорить, можно бороться, и я не считаю, что Церковь должна избегать правозащитной работы. Но никакого отношения к спасению души ни ИНН, ни новый паспорт не имеют. Ни в коем случае нельзя говорить, что принимающий эти документы отрекается от Христа, как у нас недавно на епархиальном совете заявил один наш священник. Естественно, что я запретил его в священнослужении. Такие высказывания противоречат позиции Церкви: позиции Святейшего Патриарха, Священного Синода, Архиерейского Собора. Все это — проявления оккультной идеологии. И принимать Христа, и отрекаться от Него можно только сознательно.
Хочу отметить, что все эти истерические настроения — еще и результат работы политтехнологов. Под эти циничные проекты выделяются средства, на которые выпускаются, а затем бесплатно рассылаются брошюры, книги, листовки, в основном, безымянные. Мне приходилось с ними знакомиться: когда их читаешь, возникает ощущение, что авторы просто издеваются над читателем. Но, к сожалению, есть категория людей, которые слишком доверчиво относится к подобной литературе. Поэтому главное делание Церкви — учить, просвещать, вооружать истинными православными знаниями.
— А на каком этапе находится сейчас решение вопроса о введении в школьную программу предмета "Основы православной культуры"?
— Я надеюсь встретить понимание в этом вопросе у нового главы исполнительной власти: половина субъектов федерации уже ввела эту дисциплину в региональный компонент образовательных программ, и я думаю, что Саратовская область не должна быть в числе регионов, которые сделают это последними. В Саратове и в Энгельсе — двух наших самых крупных населенных пунктах — уже состоялись первые выпуски курсов для преподавателей предмета "Основы православной культуры", открытых при СГУ для педагогов. Очень неплохо поставлена работа по введению этого факультатива в школах Вольска и Балашова — там есть не только очень хорошие наработки, но и опыт преподавания. Безусловно, многое в этом вопросе зависит от муниципальных органов. Во всех городах области у нас, слава Богу, сложились конструктивные отношения с исполнительной властью, возникло взаимопонимание с руководством Саратовского государственного университета. Думаю, что дальнейшее наше сотрудничество приведет к тому, что это будут не просто разовые мероприятия, а системная работа.
Газета «Комсомольская правда в Саратове» № 65-т/16 (23499-т), 21-28 апреля 2005 г.