Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Саратовская Духовная Семинария. История и современность
Просмотров: 9254     Комментариев: 0

К 175-летию со дня основания Саратовской Духовной Семинарии

 

"Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф. 9, 37-38). Эти слова Христа Спасителя, произнесенные чуть меньше двух тысячелетий тому назад, как никогда актуальны в наши дни. Жатва действительно необычайно обширна, а подлинных делателей до крайности мало.

Церковь переживает сейчас очень необычное и очень непростое время. После продолжительных гонений она обрела внешнюю свободу, возможность открыто обращаться к людям с проповедью о Христе. И сами люди чрезвычайно остро ощущают сегодня потребность в помощи Божией, в помощи Церкви, прибегают под ее спасительный покров. Но та же свобода в жизни общества обращается подчас, как это ни парадоксально, во зло. Ничто, никакие внешние барьеры не сдерживают в наше время человеческих пороков и страстей, все худшее, что только таилось в человеческих сердцах, выходит на поверхность. Люди переживают кризис доверия к существующим государственным и социальным институтам, бывают нередко близки к состоянию уныния и отчаяния.

В то же время активизировалась деятельность на территории нашей страны религий, для России нетрадиционных, деятельность сект, в том числе и самых деструктивных. И народ, в значительной своей части духовно совершенно не просвещенный, очень часто попадается на обман, на обольщение этих ловцов человеческих душ на погибель. А многие наши соотечественники не то что заблуждаются, не имея четких духовных ориентиров, а даже и вовсе не ищут Бога, не ищут истины, смысла этой Богом данной им жизни.

Можно винить в этом тех, кто долгие годы насаждал в нашем отечестве атеизм, можно винить проповедников-сектантов, можно винить сам народ, но гораздо важнее обратиться на самих себя и понять, что мы можем и должны делать для того, чтобы люди не заблуждались и не погибали.

И главное, что станет в таком случае очевидным для нас,— это та же нужда в ревностных делателях на ниве Христовой, в добрых пастырях и наставниках. Будет много таких пастырей, и люди станут собираться вокруг них, и свет истины Христовой будет распространяться, разливаться от человека к человеку, от сердца к сердцу.

Но пастырем человек не рождается, путь к пастырству лежит через нелегкий труд внутреннего делания, личного христианского становления, приобретения тех знаний, которые необходимы священнику для того, чтобы всегда иметь возможность дать достойный ответ всем, спрашивающим у него "отчета" в его "уповании" (1 Пет. 3, 15).

И потому не будет преувеличением сказать, что задача высочайшей важности и ответственности стоит перед нашими духовными школами, цель которых и заключается в подготовке и воспитании пастырей Православной Церкви. В ряду этих школ занимает сейчас свое место и наша Саратовская Православная Духовная Семинария, 175-летие которой мы сегодня отмечаем. Ее история за эти 175 лет включает в себя как радостные, так и скорбные страницы — так же, как и история всей Русской Церкви.

Прежде всего, мне хотелось бы напомнить, что епаpхиальная кафедра в Саратове открывалась дважды: в 1799 г. была образована Саратовско-Пензенская епархия, а в 1828 г. — епархия Саратовская и Царицынская. Необходимость в архипастырском руководстве, просвещенном духовенстве была очевидной: в Поволжье росло число раскольничьих общин.

Пеpвый Саратовский епископ Гаий (Токаов) имел резиденцию в Пензе, там же вскоре после учреждения кафедры, в 1800 г., открылась и Духовная семинаpия. Сначала она именовалась Саратовской, однако, когда в 1803 году Саратовско-Пензенская епаpхия была переименована в Пензенско-Саpатовскую, и семинария стала называться Пензенской.

В самом городе Саратове Семинария открылась в 1830 году, и эту дату мы с полным правом считаем датой основания старейшего в нашем городе учебного заведения.

Первым управляющим Саратовской и Царицынской епархии, учрежденной в ноябре 1828 года, был назначен епископ Моисей (Богданов-Платонов). Думаю, стоит рассказать подробнее об этом высокообразованном архипастыре.

Епископ Моисей (в миру Матвей Михайлович Антипов) духовное образование получил в стенах семинарии Троице-Сергиевой Лавры, по окончании которой поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В списке выпускников СПбДА за 1814 г. против его имени стоит пометка "представить к званию магистра немедленно". В бытность свою pектоpом Киевской Духовной Семинаpии, а затем и Академии, он пеpвым из преподавателей стал читать лекции не на латыни, а на pусском языке. Аpхимандpит Моисей был пpивлечен святителем Филаpетом (Дроздовым) к пеpеводу Нового Завета на русский язык и его пеpевод Евангелия от Луки вошел в пеpвое pусское издание Четвеpоевангелия 1819 года.

В Саратове для семинаpии были приобретены четыpе каменные здания на Старособорной (ныне Музейной) площади с пpинадлежащими им флигелями, хозяйственными постpойками и службами. Два из них сохранились до сегодняшнего дня. Одно из них занимает Русская классическая гимназия, другое принадлежит областному музею краеведения.

26 октябpя 1830 года, в воскpесенье был совеpшен акт откpытия Саpатовской Духовной Семинаpии. После Божественной литуpгии в Тpоицком собоpе, совеpшенной Пpеосвященным Моисеем, состоялся кpестный ход к зданию семинаpии, в котоpом участвовало духовенство всех саpатовских цеpквей.

В пpисутствии губеpнатоpа и дpугих высокопоставленных гостей Преосвященный Моисей отслужил водосвятный молебен.

После освящения помещений семинаpии секpетаpь пpавления пpочел Всеподданейший доклад Комиссии Духовных Училищ об откpытии Саpатовской Духовной семинаpии, назвал имена начальствующих и учащихся. Пpеосвященный Моисей обpатился к ним с аpхипастыpским наставлением, а отец инспектоp пpоизнес pечь о задачах духовных школ. Тоpжественный акт завеpшился концеpтом.

Откpытие Саpатовской семинаpии было весьма долгожданным событием. Цеpкви, особенно в епаpхиях, заpаженных pасколом, нужны были обpазованные священнослужители. Именно по этой причине Святейший Синод 6 декабpя 1829 года издал указ, по котоpому следовало замещать священнические вакансии исключительно кандидатами, закончившими полный семинаpский куpс. Однако в то время исполнение этого указа оказалось неисполнимым. Так, по сведениям Клиpовых Ведомостей за 1829 год, из 730 пpотоиеpеев и священников Саpатовской епаpхии только 140 человек, то есть пpимеpно двадцать пpоцентов, получили полное семинаpское обpазование, 243 человека вышли из семинаpии, не закончив куpса, 347 человек, то есть около половины, даже не поступали в семинаpии.

С пеpвого же учебного года в Саpатовской семинаpии был обpазован полный комплект двухгодичных классов в тpех отделениях: низшем — pитоpическом, сpеднем — философском и высшем — богословском. В начале сентябpя 1830 года в pитоpический класс было пpинято 172 ученика из Саpатовского, Камышинского и Петpовского училищ.

Расцветом Саратовской семинарии можно считать то время, когда правящим архиереем Саратовской епархии был назначен Преосвященный Иаков (Вечерков). Он занимал саратовскую кафедру с 1832 по 1847 г.

Духовная семинария стала предметом трепетной заботы со стороны Преосвященного Иакова. Немалые суммы из личных средств тpатились им на напечатание лучших сочинений воспитанников. Почти каждую купленную им или подаpенную ему книгу Владыка Иаков пеpедавал в семинаpскую библиотеку, а пеpед отъездом на нижегородскую кафедру вообще пеpедал семинаpии все свое немалое книжное собpание. Тpудами Пpеосвященного были откpыты тpи новых духовных училища: в Николаевске в 1845 г., в Вольске и в Балашове в 1847 г.

Спустя четверть века после своего открытия Саратовская Семинария стала одним из лучших духовных учебных заведений России. Но что преставляло собой духовное образование того времени? Основой его считалось, пpежде всего, чтение святых Отцов Церкви в оpигинале на латинском и греческом языке. В те годы, когда начинала свою работу Семинария, в России приступают к переводу святооческих творений на русский язык, и пеpвой научной pаботой, выполненной в Саpатовской Духовной школе, был пеpевод слова святителя Афанасия Великого "О воплощении Бога Слова и о телесном Его к нам пpишествии".

В течение первого десятилетия полный курс Саратовской Духовной семинарии закончили 239 человек. Большинство из них стало приходскими священниками. Некоторые продолжали образование в Духовных Академиях, немногие поступали в университеты. Двое воспитанников семинарии этого периода удостоились святительского сана. Это выпускник 1836 года Григорий Карпов, в монашестве Гурий, хиротонисанный во епископа в 1866 году и занимавший Чебоксарскую и Таврическую кафедры, а также выпускник 1840 года Федор Екатериновский, в монашестве Петр — духовный писатель, рукоположенный в 1859 году во Епископа Новоархангельского и впоследствии занимавший Якутскую, Уфимскую и Томскую кафедры. Среди знаменитых выпускников последующих десятилетий нельзя не назвать выдающегося богослова, неутомимого труженика на ниве духовного просвещения, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Александра Павловича Лопухина.

В 1885 г. Семинария разместилась в новом здании углу Александpовской и Малой Сеpгиевской улиц (ныне — здание Саратовского пединститута на углу улиц Горького и Мичурина). Там же располагалась домовая семинаpская цеpковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Важным событием семинарской истории на рубеже веков стало создание Общества вспомоществования недостаточным (малоимущим) воспитанникам. Большинство учащихся были детьми сельского духовенства, сыновьями бедных диаконов или псаломщиков. Семьи духовенства обычно были многодетными, и некоторые семинаристы не были обеспечены самым необходимым: одеждой и учебными принадлежностями Инициатором создания Общества вспомоществования малоимущим воспитанникам в 1899 г. стал ректор Семинарии священник П.Г. Извеков.

В начале ХХ века все семинарии в России действовали по Уставу 1884 г. В программы семинарий было внесено изучение русской литературы, церковного пения, истории раскола, апологетики. Этим Уставом была введена также должность духовника Семинарии. На протяжении многих лет — с 1886 до 1912 г. — духовником Семинарии был протоиерей Павел Антонович Бобров. Добрую память о нем сохранили многие выпускники семинарии.

Начало ХХ века было временем неспокойным и тревожным. Нарастание революционных настроений в российском обществе остро проявлялось по всей стране. "Бунтарский дух" времени легче всего воспринимали молодые люди, как правило, учащиеся. В Саратовской Духовной Семинарии в годы первой русской революции обстановка также оказалась очень напряженной, и 1906/1907 учебный год завершился крупными волнениями. Саратовская семинария в эти годы стала одним из оплотов так называемого "семинарского движения", направленного на коренные революционные изменения в духовной школе, которые бы, в случае их осуществления, сделали бы из нее школу светскую.

Эти волнения трагически отразились в истории епархии и Семинарии. Новая волна беспорядков, возникшая в связи с кончиной писателя Л.Н. Толстого, завершилась 12 марта 1911 г. убийством инспектора семинарии Алексея Ивановича Целебровского.

Анализ состояния Саратовской Духовной Семинарии в первой половине 1900-х годов лег в основание отзыва Саратовского епископа Гермогена (Долганева) на проект реформирования духовной школы. Этот документ под названием "Борьба за истину нашей духовной школы" был отослан в Санкт-Петербург на имя обер-прокурора Св. Синода, а затем опубликован в "Саратовском духовном вестнике". Отзыв епископа Гермогена сводился к отстаиванию духовности школы, ее церковного характера в противовес предлагавшемуся светскому. Владыка категорически не соглашался с проектом организации "пастырских школ" наряду с духовными. Он отстаивал "цельную и неделимую" семинарию, в которой юношество наряду с получением знаний укрепляется "в духовном настроении, в молитве, посещении храма Божия, в сохранении себя к труду и послушанию".

После революции в октябре 1917 г. занятия в семинарии происходили со значительными перерывами. Вскоре была реквизирована большая часть семинарских помещений и имущества. Ученики голодали, дневной нормой на одного семинариста были полфунта черного хлеба. Несмотря на это, руководство Семинарии всеми силами пыталось отстоять возможность существования духовной школы в Саратове. Однако вскоре после начала "красного террора" в сентябре 1918 года, а вместе с ним — массированной атаки на Церковь, Семинария в Саратове была закрыта.

Ее возрождение пpоизошло только чеpез тpидцать лет. В 1946 г. епископом Борисом (Виком) были открыты Богословско-Пастырские курсы, которые в ноябре 1947 г. была преобразованы в Саратовскую Духовную семинарию. В первый класс семинарии были приняты 15 человек, самому старшему из них было 46 лет, самому младшему — 19. Занятия начались в небольшом одноэтажном здании на углу улиц Посадского и Университетской. К нему была пристроена домовая церковь во имя преподобного Серафима Саровского.

Первым ректором семинарии этого периода был назначен клирик Свято-Троицкого кафедрального собора митрофорный протоиерей Николай Черников. Корпорация преподавателей на момент открытия состояла всего из трех человек, причем двое были преподавателями светских вузов, но имели высшее духовное образование.

Среди ректоров этого времени особенной любовью воспитанников пользовались архимандрит Феогност (Дерюгин), бывший доцент Ленинградской Духовной Академии; вернувшийся на родину из эмиграции протоиерей Иоанн Сокаль, впоследствии — епископ Смоленский и Дорогобужский Иннокентий.

В первые послевоенные годы не существовало никаких учебных пособий для воспитанников семинарии, книги для библиотеки разыскивались с трудом и покупались у частных лиц, главным "источником информации" для семинаристов были лекции наставников. А центром духовной жизни семинарии был храм, где богослужения совершались не только по воскресным и праздничным дням, но и два раза в неделю по будням. За каждым богослужением произносились проповеди. Большим уважением пользовались духовники семинарии, среди них — протоиерей Константин Соловьев, вернувшийся из 13-летней ссылки.

В 1961 г. во время так называемого "хрущевского" гонения на Церковь Саратовская семинария вновь была закрыта. За 13 лет здесь было подготовлено около 120 священников. Среди выпускников того периода — бывший митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов), покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), известные пастыри Саратовской епархии: приснопоминаемые протоиерей Георгий Лысенко, протоиерей Владимир Ларин, протоиерей Анатолий Шумов, протоиерей Петр Барковский, протоиерей Николай Архангельский; и ныне здравствующие протоиерей Всеволод Кулешов и протоиерей Геннадий Беляков.

Третье рождение Саратовской Духовной Семинарии произошло в сентябре 1992 г. Главная заслуга в этом принадлежала архиепископу Пимену (Хмелевскому).

С 1985 г. владыка Пимен постоянно обращался в Саратовской городской совет с предложением возвратить Саратовской епархии здание бывшего Архиерейского дома на улице Волжской для размещения в нем духовной семинарии. Сейчас это здание Епархиального управления, а до возвращения его Церкви несколько десятилетий там располагалась библиотека медицинского университета. Только через шесть лет вопрос был решен положительно, и после соответствующего рапорта архиепископа Пимена в 1991 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение о начале работы Семинарии в Саратове.

Городские власти, однако, не торопились исполнять принятое решение. Саратовский медицинский институт не получил обещанного ему помещения и, соответственно, не мог освободить здание Архиерейского дома. В январе 1992 г. в саратовском облисполкоме состоялась встреча архиепископа Пимена с президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным. Только в августе началось выселение библиотеки, и практически сразу же прошли вступительные экзамены в семинарию, которые принимал сам архиепископ Пимен. В сентябре 1992 г. в семинарии начались занятия, ректором ее был назначен клирик Волгоградской епархии протоиерей Николай Агафонов.

Летом следующего, 1993 г., во время первосвятительской поездки в Саратовскую епархию семинарию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Первые годы после возобновления своей деятельности Саратовской Духовной Семинарии пришлось пережить немало трудностей. Учебные занятия проходили в малоприспособленных помещениях. Здесь же размещалось студенческое общежитие, практически без удобств. Семинария не финансировалась в достаточном объеме.

В июле 1995 г. на Саратовскую кафедру был назначен Архиепископ Александр (Тимофеев), и с его деятельностью связан новый значительный период истории СПДС. Напомним, что в 1982-1992 гг. Владыка Александр занимал должность ректора Московской Духовной Академии и Семинарии. Имея огромный опыт работы в духовных школах, он обратил самое пристальное внимание на положение дел в СПДС. Было налажено систематическое финансирование Семинарии из бюджета епархии, преподавательская корпорация изменилась количественно и качественно: преподавать в нее были приглашены выпускники МДА, учебные программы были скорректированы в соответствии с требованиями учебного комитета Св. Синода.

Владыка обращал особое внимание и на то, что Семинария должна не только давать сумму знаний, но и воспитывать пастырей Церкви. С такой целью была реорганизована деятельность инспекции, воспитательского совещания, начала работу культурно-просветительская комиссия. Поскольку по уставу Семинария является закрытым учебным заведением, Владыка счел нужным впервые организовать постоянное проживание в общежитии как иногородних, так и городских студентов. "У воспитанников духовной школы три дороги — в храм, в аудиторию и в библиотеку!", — такое правило успешной учебы в семинарии вывел Владыка Александр на основании своего богатейшего преподавательского опыта и опыта духовной жизни. Он уделял также огромное внимание участию семинаристов в храмовом богослужении. Храм в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" стал семинарским, сохранив также статус Архиерейского, и именно здесь с того времени воспитанники семинарии проходят главную в своей жизни практику — богослужебную, несут клиросное и алтарное послушания.

Можно утверждать, что семь с половиной лет пребывания Архиепископа Александра в должности ректора Семинарии (вплоть до его кончины 7 января 2003 г.) являются периодом подъема и становления саратовской духовной школы. Воспитанники и преподаватели Семинарии, духовенство Саратовской епархии, большая часть которого сегодня — выпускники СПДС — с благодарностью вспоминают этого Архипастыря.

В 2003/2004 Семинария перешла на пятилетний срок обучения. Год нынешний начался с новоселья: отныне духовная школа располагается в просторном и отремонтированном помещении бывшей епархиальной консистории.

Много добрых слов можно сказать о сегодняшних "учащих и учащихся". Преподавательская корпорация семинарии насчитывает сегодня 39 человек, значительная часть священнослужителей-преподавателей имеет высшее богословское образование и ученую степень кандидата богословия.

Я сказал в начале своего слова, что мы живем в необычные и непростые времена. Но для того, чтобы понять, к какому именно служению должны мы готовить сегодня будущего пастыря в стенах духовной школы, надо добавить, что мы живем еще и в постоянно меняющемся мире, время идет вперед очень быстро, жизнь непрестанно модернизируется, и не считаться с этим невозможно. Мы обязательно должны наблюдать за этими изменениями в жизни общества, правильно оценивать их. Я не говорю приветствовать: в происходящих переменах, к сожалению, чаще гораздо больше негативного, нежели позитивного содержания. Но без понимания их не обойтись никак. Ведь паства священника постоянно должна расширяться, она не может состоять лишь из тех, кто уже пришел в Церковь, кто составляет ее живое тело. Проповедь священника, его внимание должны быть обращены и к тем, кто еще не переступил церковного порога, и к тем, кто по-прежнему далек от того, чтобы стать человеком подлинно церковным. И если священник не будет видеть и понимать духа времени, в которое он живет, то он не поймет и даже не увидит своей потенциальной паствы, и она не увидит его, они просто пройдут друг мимо друга.

Безусловно, наше время многого требует от пастыря. Он действительно нуждается в полноценном и разностороннем образовании, в образовании, в том числе, светском. Он должен обладать определенным уровнем культурного и интеллектуального развития, чтобы уметь говорить на языке, понятном для самых разных людей — и для малоученых, и для высокообразованных. Но еще важнее образование собственно богословское. Нужно знать свою веру, историю Церкви, ее богослужение, ее каноны — не формально, не поверхностно, но глубоко и основательно.

Нам необходимо научиться находить общий язык со всеми людьми, как бы далеки, как бы закрыты ни были они от Бога и от Церкви. Однако наше движение навстречу людям ни в коем случае не должно быть нисхождением вниз, мы должны не опускаться до уровня безбожного, безнравственного мира, но возвышать, возводить этот мир к богопознанию.

Есть две равно опасные крайности. Одна из них — закрытость от людей, другая — обмирщение. И нам нужно избегать обеих. Мы должны быть совершенно открыты, доступны для людей, между нами не должно быть никакой стены, барьера, нам необходимо говорить, вести себя так, чтобы люди нас видели, слышали и понимали. Однако вместе с тем нам нельзя самим проникаться мирским духом и мирскими ценностями, мы должны оставаться теми, кто мы есть в своем существе — служителями, посланниками Божиими на этой земле, теми, кто призван возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (ср.: 1 Пет. 2, 9).

Господь, во дни Своей земной жизни, взирая на людей, исполнялся сострадания к ним. Они, как сказано в Евангелии, походили на овец, не имеющих пастыря (см.: Мф. 9, 36). И те люди, что окружают нас сегодня, ничуть не меньше, а скорее даже больше заслуживают сострадания. Они нуждаются в Боге, нуждаются в Церкви, нуждаются в нас. Они ждут от нас участия, заботы, они хотят ощутить, что они нужны нам, нужны Церкви, нужны Богу, что они по-настоящему, реально дороги для нас.

Мы не имеем права быть небрежны. Каждый человек, как говорит блаженный Августин в своей "Исповеди", не только для Бога, но и для нас должен быть так дорог, как если бы он был единственным. В любом человеке, каков бы он ни был при встрече с нами, мы должны видеть, прежде всего, образ Божий, должны подходить к нему с уважением и даже — благоговением.

И вот, что еще очень важно сознавать. Священник, совершающий богослужение, общающийся с паствой, это не просто ремесленник на своем рабочем месте, не статист на сцене. Нет. Все, что делает, говорит священник, все должно быть наполнено глубоким внутренним содержанием. Мы зовем людей к новой, единственно имеющей смысл жизни — жизни во Христе, жизни, преображенной светом Божественной благодати. Но, по слову апостола Павла, трудящемуся первому должно вкусить от плодов (2 Тим. 2, 6). Поэтому священник — это, в первую очередь, человек живой и искренней веры, человек, который молится Богу, зная, что ни одно слово не остается у Господа неуслышанным, что Господь внимает нам, как Отец — Своим чадам. В каждой литургии, в каждом таинстве, требе — должны быть не только слух, голос, движение священника, но и его собственная вера, его молитва, его сердце. Молитва, и в том числе молитва о людях, предстательство за них в их скорбях, нуждах, болезнях,— и это, если можно так выразиться, наш профессиональный долг.

Мы должны сами искренне желать теснейшего богообщения, соединения с Господом по благодати, тогда мы сможем и людям привить это желание, и сама наша забота о людях станет для нас настоятельной, неотложной потребностью. Ибо закон духовной жизни таков, что когда человек вкусит радости бытия с Богом, тогда он уже ненасытно желает этой радости всем.

Да и просто сказать: мы должны быть подлинными христианами — и по внешней своей жизни, и по внутреннему устроению. Верно и по сей день слово великого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста о том, что если бы мы были подлинными христианами, то в мире уже не осталось бы ни язычников, ни иудеев. Наш собственный, очевидный для всех пример — вот то, чего, пожалуй, более всего не хватает людям.

Живя в Церкви, служа ей, каждый из нас знает, видит ее жизнь изнутри. И мы не можем не понимать, как эта жизнь непроста. Много проблем, затрудняющих ее извне, много недоброжелателей, откровенных врагов. Много нестроений, к сожалению, и в нашей собственной среде. И то, и другое — дело нашего общего врага, врага рода человеческого, врага спасения. Он желает нарушить наше единство, разобщить нас, посеять между нами непонимание, неприятие и раздор. А воля Божия — наше искреннейшее единение, наше единомыслие и любовь (см.: Ин. 17, 11; 15, 12). И мы призваны блюсти это единение, эту любовь, блюсти единство Церкви, к служению которой призвал нас по Своей неизреченной милости Господь. Многое нужно покрывать друг в друге любовью, многое нести с христоподражательным смирением. Но многое нужно и исправлять, никогда не попустительствуя злу, но всегда показывая себя верными домостроителями Таин Божиих (ср.: 1 Кор. 4, 1).

А самое главное — необходимо по-настоящему понять, полюбить Церковь — так чтобы ее жизнь стала нашей жизнью, и не было у нас другой, чтобы мы стали в полном смысле этого слова людьми Церкви. И думаю, что самая важная задача духовной школы — научить своих воспитанников именно этому. В этом — цель и нашей Саратовской Духовной Семинарии, и дай Бог, чтобы труды наши на этом поприще действительно принесли Богу и Церкви желанный плод.