+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
"С миром изыдем"
Просмотров: 5305     Комментариев: 0

Мы завершаем рассмотрение Божественной литургии. Причастники приобщились Святых Таин, и по завершении Трапезы Господней христианам предстоит осуществление важнейшей миссии Церкви: свидетельствовать об абсолютно новом (ином) состоянии человека — о мире, который они получили от Христа.

"Да исполнятся уста наша хваления..."

 

Напомним, что по завершении причащения народа священник возвращается в алтарь, ставит Чашу с Дарами на престол и затем, повернувшись лицом к народу, благословляет его словами 27-го псалма: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое". Хор после этого исполняет песнопение: "Видехом свет истинный", радостно утверждая от лица всех участников литургии, что мы увидели свет истины, получили Духа Небесного, нашли веру истинную. Все это побуждает человека к исполнению главного своего предназначения — поклонению Нераздельной Троице, "Та бо нас спасла есть".

Во время пения священник кадит Святые Дары, находящиеся на престоле, затем берет Чашу и творит ею знамение креста над антиминсом, произнося тихо: "Благословен Бог наш". Потом, развернувшись с Чашей и встав в Царских вратах, возглашает: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков" . Эти слова должны напоминать нам о непреложном обетовании Спасителя пребывать с нами до скончания века (см.: Мф. 28, 20). Священник приподымает Чашу и благословляет ею народ. А в ответ на это благословение все присутствующие в храме, за исключением причастившихся, полагают земной поклон перед Христом, являющимся нам в Святых Дарах. Хор завершает это действие утвердительным "Аминь", и священник переносит Чашу на жертвенник, произнося при этом слова из 107-го псалма "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя" , ставит ее на жертвенник, кадит и поклоняется Святым Дарам, как возносящемуся Спасителю.

Священнодействия благословения Чашей народа и перенесения Даров на жертвенник объясняются толкователями как момент последнего земного свидания Спасителя с учениками и Его славного Вознесения: и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 51). Однако это также момент высочайшей, доселе невиданной славы для человеческой природы, прославленной и вознесенной во Христе на недостижимую прежде высоту — "одесную Отца" — как это утверждается в Символе веры.

Во время перенесения Святых Даров на жертвенник хор поет хвалебное песнопение благодарения и молитвы: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей...". Это песнопение всегда исполняется радостно, скоро, напоминая нам о пасхальности литургии как таковой — о том откровении Царствия Божия, с которым соприкасаемся мы всякий раз при служении Евхаристии.

"Мир мирови Твоему даруй..."

 

Вслед за песнопением "Да исполнятся уста наша..." диакон возглашает последнюю на литургии ектению, краткую и благодарственную: "Прости приимше божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа", "Заступи, спаси, помилуй...", "День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим". "Про́сти" — здесь слово, передающее внутреннее и внешнее состояние человека, с каким он и должен приобщаться страшных Христовых Таин. Но это же настроение — простое, строгое, с прямым (не лукавым) внутренним взглядом на себя и окружающий мир — должно быть естественным, постоянным для христианина, соединившегося со Христом. Только при таком условии внутреннего внимания к себе мы сможем провести день так, как просим у Господа: "свят, мирен и безгрешен", чтобы не прожить еще один день своей жизни, но предать всю нашу жизнь Богу.

Пока диакон произносит благодарственную ектению, иерей возвращается к престолу, сворачивает антиминс, берет в руки напрестольное Евангелие и, держа его вертикально, делает им знак креста над антиминсом, завершая ектению возгласом: "Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков" . При этом мы мысленно возвращаемся к недавно слышанным словам "Святая святым" — последнему литургическому возгласу перед причащением. Священник исповедует таким образом, что освящением нашим является один Бог-Троица, и как бы ставит словесную печать на всю литургию: совершилось наше освящение (и в этом смысле мы — святы), но святость не есть наше собственное достояние, а дарованная Богом возможность приобщиться в Небесном Царстве к ангельскому славословию: "Свят, свят, свят, Господь Саваоф".

С этого момента начинается священнодействие напутствия христиан, готовящихся выйти из храма по окончании литургии. Начало полагает священник возгласом "С миром изыдем" , на что хор отвечает ему: "О имени Господни". Как понимать этот краткий диалог? Иерей от лица Самого Господа предлагает христианам по завершении службы покинуть храм с миром, то есть не просто выйти из церкви, потому что то, для чего мы пришли (литургия) закончилось, но вынести с собой (в себе) нечто такое, чего нет за пределами храма. Причастник за литургией соединился со Христом, имеет Его в себе и теперь призывается Богом распространить дарованный мир Христов на все творение, освящая и преображая его, восстанавливая связь с Богом всей твари, нарушенную при прародительском грехопадении.

Словами "О имени Господни" стоящие в храме христиане подтверждают свою готовность исполнить то, к чему призывает их Церковь, и испрашивают себе благословения от Господа.

Перед чтением последней молитвы литургии диакон дает обычный возглас "Господу помолимся", хор отвечает "Господи, помилуй", священник выходит из алтаря, спускается с солеи и встает почти среди народа — за амвоном. Таким образом, по месту своего совершения эта молитва получила название заамвонной. Приведем ее полностью: "Благословляяй благословящыя Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего. Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя, Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, воинству и всем людям Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов..." .

После испрашивания благословения на всю Церковь, на народ Божий, любящий благолепие храмов, а также просьбы к Богу не оставлять нас по непреложному Своему обетованию, священник снова молит Его о даровании нам мира Христова. Несомненно получив по прошению своему этот Божественный дар, православное духовенство и народ призываются Богом к очень непростой миссии — это "даяние благо", этот "дар совершен свыше" донести до людей, находящихся вне храма, как благую и спасительную весть.

После заамвонной молитвы священник Царскими вратами заходит в алтарь и, после того как диакон подойдет к престолу, благословляет его на потребление Святых Даров. Естественно, если священник служит без диакона, то он потребляет Дары сам, но уже после закрытия Царских врат и совершенного окончания литургии, которому предшествует последнее богослужебное действие — отпуст.

Отпуст

 

Заключив заамвонную молитву обычным "Аминь", хор сначала трижды поет "Буди имя Господне благословенно отныне и до века" , а затем поется или читается 33-й псалом: "Благословлю Господа на всякое время...". К сожалению, в наше время этот псалом часто опускается, хотя это не совсем правильно, поскольку, по словам архимандрита Киприана (Керна), он с древности входил в состав литургии и даже распевался во время причащения как причастен, или киноник. Тем более его необходимо вычитывать, так как он в первую очередь благодарственный, а затем уже увещевательный, и его основное настроение лучше всего выражается девятым стихом: "Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж иже уповает Нань".

После 33-го псалма иерей преподает верующим благословение, с которого и начинается собственно отпуст: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков". "Аминь" ,— завершает хор. Затем священник прославляет Христа, единственную нашу надежду: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе". Хор отвечает: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". Иерей, взяв с престола крест, выходит на амвон для произнесения богослужебного отпуста, который, согласно Уставу, варьируется по дням недели и по праздникам. Например, в воскресный день и на Пасху отпуст начинается так: "Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш...". Далее поминаются Пресвятая Богородица, святые апостолы, обязательно составитель литургии (святители Иоанн Златоуст или Василий Великий), святые храма и текущего богослужебного дня. Затем священник спускается с амвона, и народ подходит к нему, чтобы приложиться ко кресту и, таким образом, получить окончательно благословение на выход из храма.

Литургия совершилась и закончена. Господи! Хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4), но надо отверзать затворенный ("Двери, двери...") храм и покидать его. Причастники, воспринявшие "внутрь себя" Царство Христово (ср.: Лк. 17, 21), уносят его в своем сердце, но их, так же, как и всех остальных людей, встречает за порогом храма мир — не тот мир Христов, который они имеют в себе, а тот, который лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Христиане, как посланники Царствия Небесного, не могут не встретиться лицом к лицу с этим миром, который возненавидит их, потому что они ему не принадлежат (см.: Ин. 17 ,14). Но Господь знал об этом с самого начала и к каждому христианину обращены Его слова: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.