Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Родина под ладонью
Просмотров: 338     Комментариев: 0

Без чего невозможно представить урок географии в школе? Конечно же, без атласа. Именно из него мы узнаём о континентах, городах и странах, их географических и ландшафтных особенностях. Но мы — видим. А незрячему ребенку — как объяснить, что один город находится на севере, а другой — расположен на юго-восток от него? Как показать, что вот этот район степной, а в этом преобладают леса? Знать слова и уметь их воспроизводить еще не означает понимать смысл, а восприятие образов у таких детей нарушено. Как дать им представление о Родине, о родном крае, о его истории? Слепым людям многое дает способность воспринимать этот мир наощупь, поэтому для них создаются специальные книги — тактильные, рассчитанные на осязание. Два года назад волонтерский проект Покровского собора Саратова по изготовлению тактильных книг для слепых и слабовидящих детей получил поддержку Фонда президентских грантов. Это позволило реализовать уникальное направление в инклюзивной практике — создать тактильный краеведческий атлас Саратовской области.

Руководитель проекта священник Кирилл Петрович — частый гость в саратовской школе-интернате № 3 для слепых и слабовидящих детей. Именно туда передается большинство тактильных книг, изготовленных прихожанами храма. Волонтерский проект действует с 2012 года, за это время было соз­дано более пятисот тактильных изданий — не только книги, но и учебные пособия, географические карты, иконы, игры. Волонтеры проводят с ребятами вне­классные занятия — помогают познавать мир, изучая эти необычные книжные страницы.

Тактильные книги используются и в учебном про­цессе. Учителя передают отцу Кириллу свои пожела­ния — в России практически не существует изданий, предназначенных для обучения слепых и слабовидя­щих детей среднего и старшего возраста, и саратов­ские добровольцы стали создавать тактильные посо­бия, которые иллюстрируют школьные учебники.

— Когда мы приступили к созданию атласа, у нас уже был опыт изготовления географических карт для незрячих, — рассказывает отец Кирилл. — Сначала мы сделали карты отдельных континентов — Африки и Австралии, а потом карты России и мира. Но на тактильной карте не разместишь много информации — это сделает ее слишком перегруженной для восприятия детьми. В Саратовской области, к примеру, только Волгу можно показать. На обычных плоскопечатных картах много значков, которые обозначают месторождения природных ископаемых, ареалы обитания животных, расположение архитектурных и других объектов. Но просто перенести их на карту для слепых нельзя: трудность заключается прежде всего в отсутствии у них ассоциативных связей этих тактильных элементов с реальными объектами. Незрячие дети порой весьма смутно понимают лексическое значение слов, описывающих реальность практически незнакомого им мира. Это как показать дошкольнику сложную математическую формулу. Решить эту проблему может только непосредственный контакт ребенка и объекта.

Краеведческий тактильный атлас представляет собой набор из четырех отдельных тактильных карт, каждая — размером примерно со школьную парту. На первой карте показано административное деление области: можно узнать, какой район больше, а какой меньше, какой они формы и как располагаются отно­сительно друг друга. На второй карте — районные цен­тры: чем больше населенный пункт, тем крупнее зна­чок. Отдельно были изготовлены карты природных зон, а также автомобильных и железных дорог.

— В работе над атласом нам помогал заведующий сектором по выпуску изданий для слепых и слабовидящих Областной специальной библиотеки для слепых Геннадий Валентинович Генералов, — продолжает отец Кирилл. — Он сам лишен зрения с детства, и ему, уже взрослому человеку, такой атлас был очень интересен. Он примерно представлял, где расположен на карте район, откуда он родом, но хотел узнать, какой он формы, какие районы его окружают, как туда идут дороги. Каждому району области посвящена отдельная тактильная книга, в которой представлена информация об истории, животном и растительном мире, известных людях, природных, культурных и религиозных достопримечательностях.

Чтобы детям было интересно заниматься, в атлас добавили игровые элементы: у тушканчика ноги на пру­жинках — сразу понятно, что этот зверек прыгает, а, к примеру, у ящерицы отрывается хвост. Каждый эле­мент атласа может использоваться как самостоятель­ное пособие для изучения на уроках географии, исто­рии, краеведения, биологии и обществознания. К атла­су прилагается комментарий, напечатанный шрифтом Брайля, и подробный учебно-методический комплекс: его могут использовать и учителя, и волонтеры, кото­рые будут работать с ребенком при изучении карты.

В атласе также представлены гербы районов Саратовской области. Особенностью этих изобра­жений стало использование натуральных материа­лов, присутствующих на гербе того или иного райо­на. Например, на гербе Питерского района изображе­на мельница — в тактильном варианте она сложена из кусочков древесины. На гербе Балаковского райо­на — хлебный сноп, и автор использовал при изго­товлении настоящие колосья пшеницы.

Непосредственным изготовлением пособия занимались четверо добровольцев, на счету кото­рых не одна тактильная книга. Методист проекта — сотрудница регионального центра практической пси­хологии и инклюзивного образования Саратовского областного института образования Ольга Георгиевна Петрович — индивидуально для каждого мастера разработала технические задания.

Тактильный атлас экспонировался в Саратовс­ком областном музее краеведения, Областной уни­версальной научной библиотеке и Областной специ­альной библиотеке для слепых. Выставки посетили более 1300 человек. Об уникальном краеведческом атласе рассказали на региональном образовательном форуме «PRO.образование.64».

— Мы получили много добрых отзывов, — гово­рит отец Кирилл, — ведь работа действительно уни­кальная. Не так давно в Саратовскую областную спе­циальную библиотеку для слепых привозили тактиль­ную карту Санкт-Петербурга, она была из пластика, а улицы обозначались канавками. Но дети пластик не любят, он не очень приятен на ощупь, с тканью работать гораздо комфортнее. Пластиковая карта осталась для них непонятной — единственное, что им было интересно и доступно, это 3D-модели досто­примечательностей.

На основе практического опыта волонтеров руко­водитель проекта священник Кирилл Петрович и методист Ольга Георгиевна Петрович подготовили методическое пособие «Создание рукодельных так­тильных карт и краеведческой литературы для детей с нарушениями зрения». Экземпляры методички были переданы в библиотеки региона.

В образовательных организациях Саратова и области по адаптированным образователь­ным программам для детей с нарушениями зре­ния обучаются более четырехсот детей. Тактильный атлас в первую очередь ориентирован на школьни­ков, но вполне может быть использован и в рабо­те с детьми дошкольного возраста. В ходе рабо­ты над проектом оказалось, что такой атлас также можно применять в качестве обучающего матери­ала в коррекционном курсе «Пространственная ориентировка» для детей с ментальными наруше­ниями и сохранным интеллектом.

Журнал «Православное Поволжье», № 1, апрель 2022 г.