Без чего невозможно представить урок географии в школе? Конечно же, без атласа. Именно из него мы узнаём о континентах, городах и странах, их географических и ландшафтных особенностях. Но мы — видим. А незрячему ребенку — как объяснить, что один город находится на севере, а другой — расположен на юго-восток от него? Как показать, что вот этот район степной, а в этом преобладают леса? Знать слова и уметь их воспроизводить еще не означает понимать смысл, а восприятие образов у таких детей нарушено. Как дать им представление о Родине, о родном крае, о его истории? Слепым людям многое дает способность воспринимать этот мир наощупь, поэтому для них создаются специальные книги — тактильные, рассчитанные на осязание. Два года назад волонтерский проект Покровского собора Саратова по изготовлению тактильных книг для слепых и слабовидящих детей получил поддержку Фонда президентских грантов. Это позволило реализовать уникальное направление в инклюзивной практике — создать тактильный краеведческий атлас Саратовской области.
Руководитель проекта священник Кирилл Петрович — частый гость в саратовской школе-интернате № 3 для слепых и слабовидящих детей. Именно туда передается большинство тактильных книг, изготовленных прихожанами храма. Волонтерский проект действует с 2012 года, за это время было создано более пятисот тактильных изданий — не только книги, но и учебные пособия, географические карты, иконы, игры. Волонтеры проводят с ребятами внеклассные занятия — помогают познавать мир, изучая эти необычные книжные страницы.
Тактильные книги используются и в учебном процессе. Учителя передают отцу Кириллу свои пожелания — в России практически не существует изданий, предназначенных для обучения слепых и слабовидящих детей среднего и старшего возраста, и саратовские добровольцы стали создавать тактильные пособия, которые иллюстрируют школьные учебники.
— Когда мы приступили к созданию атласа, у нас уже был опыт изготовления географических карт для незрячих, — рассказывает отец Кирилл. — Сначала мы сделали карты отдельных континентов — Африки и Австралии, а потом карты России и мира. Но на тактильной карте не разместишь много информации — это сделает ее слишком перегруженной для восприятия детьми. В Саратовской области, к примеру, только Волгу можно показать. На обычных плоскопечатных картах много значков, которые обозначают месторождения природных ископаемых, ареалы обитания животных, расположение архитектурных и других объектов. Но просто перенести их на карту для слепых нельзя: трудность заключается прежде всего в отсутствии у них ассоциативных связей этих тактильных элементов с реальными объектами. Незрячие дети порой весьма смутно понимают лексическое значение слов, описывающих реальность практически незнакомого им мира. Это как показать дошкольнику сложную математическую формулу. Решить эту проблему может только непосредственный контакт ребенка и объекта.
Краеведческий тактильный атлас представляет собой набор из четырех отдельных тактильных карт, каждая — размером примерно со школьную парту. На первой карте показано административное деление области: можно узнать, какой район больше, а какой меньше, какой они формы и как располагаются относительно друг друга. На второй карте — районные центры: чем больше населенный пункт, тем крупнее значок. Отдельно были изготовлены карты природных зон, а также автомобильных и железных дорог.
— В работе над атласом нам помогал заведующий сектором по выпуску изданий для слепых и слабовидящих Областной специальной библиотеки для слепых Геннадий Валентинович Генералов, — продолжает отец Кирилл. — Он сам лишен зрения с детства, и ему, уже взрослому человеку, такой атлас был очень интересен. Он примерно представлял, где расположен на карте район, откуда он родом, но хотел узнать, какой он формы, какие районы его окружают, как туда идут дороги. Каждому району области посвящена отдельная тактильная книга, в которой представлена информация об истории, животном и растительном мире, известных людях, природных, культурных и религиозных достопримечательностях.
Чтобы детям было интересно заниматься, в атлас добавили игровые элементы: у тушканчика ноги на пружинках — сразу понятно, что этот зверек прыгает, а, к примеру, у ящерицы отрывается хвост. Каждый элемент атласа может использоваться как самостоятельное пособие для изучения на уроках географии, истории, краеведения, биологии и обществознания. К атласу прилагается комментарий, напечатанный шрифтом Брайля, и подробный учебно-методический комплекс: его могут использовать и учителя, и волонтеры, которые будут работать с ребенком при изучении карты.
В атласе также представлены гербы районов Саратовской области. Особенностью этих изображений стало использование натуральных материалов, присутствующих на гербе того или иного района. Например, на гербе Питерского района изображена мельница — в тактильном варианте она сложена из кусочков древесины. На гербе Балаковского района — хлебный сноп, и автор использовал при изготовлении настоящие колосья пшеницы.
Непосредственным изготовлением пособия занимались четверо добровольцев, на счету которых не одна тактильная книга. Методист проекта — сотрудница регионального центра практической психологии и инклюзивного образования Саратовского областного института образования Ольга Георгиевна Петрович — индивидуально для каждого мастера разработала технические задания.
Тактильный атлас экспонировался в Саратовском областном музее краеведения, Областной универсальной научной библиотеке и Областной специальной библиотеке для слепых. Выставки посетили более 1300 человек. Об уникальном краеведческом атласе рассказали на региональном образовательном форуме «PRO.образование.64».
— Мы получили много добрых отзывов, — говорит отец Кирилл, — ведь работа действительно уникальная. Не так давно в Саратовскую областную специальную библиотеку для слепых привозили тактильную карту Санкт-Петербурга, она была из пластика, а улицы обозначались канавками. Но дети пластик не любят, он не очень приятен на ощупь, с тканью работать гораздо комфортнее. Пластиковая карта осталась для них непонятной — единственное, что им было интересно и доступно, это 3D-модели достопримечательностей.
На основе практического опыта волонтеров руководитель проекта священник Кирилл Петрович и методист Ольга Георгиевна Петрович подготовили методическое пособие «Создание рукодельных тактильных карт и краеведческой литературы для детей с нарушениями зрения». Экземпляры методички были переданы в библиотеки региона.
В образовательных организациях Саратова и области по адаптированным образовательным программам для детей с нарушениями зрения обучаются более четырехсот детей. Тактильный атлас в первую очередь ориентирован на школьников, но вполне может быть использован и в работе с детьми дошкольного возраста. В ходе работы над проектом оказалось, что такой атлас также можно применять в качестве обучающего материала в коррекционном курсе «Пространственная ориентировка» для детей с ментальными нарушениями и сохранным интеллектом.
Журнал «Православное Поволжье», № 1, апрель 2022 г.