Православное богослужение совершается в атмосфере красоты и благолепия: убранство храма, пение, каждение,— все это вызывает у человека, даже и не воцерковленного, даже и совсем ничего в богослужении не понимающего, волнение и благоговение. Человек чувствует торжественность, важность, подлинность совершаемого в храме. Однако нельзя застревать на одной только эмоциональной вовлеченности в происходящее.
Православное богослужение — вовсе не такой простой предмет, и его, действительно, нужно знать. Нехватка знаний, непонимание символики и смыслов священнодействия — проблема, нередко встающая перед людьми, услышавшими Божий призыв и переступившими наконец порог православного храма. Один из способов помочь человеку в этой проблеме — миссионерское богослужение, служба, сопровождаемая разъяснительными комментариями.
19 мая в храме во имя Новомучеников и исповедников Саратовских была совершена миссионерская Божественная литургия. В нашей епархии это произошло впервые.
В этот день в храме молились не только его постоянные прихожане, но и те, кто приехал специально, издалека: миссионерское богослужение заинтересовало многих. Литургию совершил настоятель храма священник Андрей Солодко. Комментарии к основным моментам Божественной литургии давали воспитанники Саратовской православной духовной семинарии.
Миссионерское богослужение — это относительно новое явление в жизни Церкви. Оно возникло в 1990-е годы в связи с необходимостью приобщить к церковной традиции огромное количество людей, впервые пришедших в Церковь после долгих лет советской атеистической пропаганды. О необходимости предоставить приходам «право проведения особых миссионерских богослужений», сопровождаемых богословскими комментариями, говорится в Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, принятой в 2007 году.
"Миссионерский компонент" добавляется к службе в разных формах, иногда очень непривычных. Например, в некоторых епархиях престол и жертвенник выносят на середину храма — чтобы было понятно и видно, что происходит в алтаре.
— Нам же такая форма показалась слишком радикальной,— объясняет отец Андрей.— Мы стремились к тому, чтобы пояснения не нарушали молитвенного настроя, чтобы Литургия не превратилась в лекцию.
Богословский комментарий, объясняющий прихожанам смысл тех или иных действий священника и диакона, звучал в смысловых паузах: по окончании чтения часов, по окончании Литургии оглашенных и перед началом Литургии верных, после чтения Евангелия, после причащения духовенства и, конечно, в конце богослужения.
Семинаристы очень волновались, ведь у них пока мало опыта проповеди.
Иеродиакон Серапион (Залесный) отметил, что миссионерская Литургия помогает наладить контакт между духовенством и прихожанами:
— Для нас этот опыт был важен — мы, студенты 3 курса, все, кто в сане, служили вместе. Опыта соборного служения у нас пока нет, но обстановка была очень теплой и спокойной, и от нас не потребовались какие-то сверхусилия.
Своими впечатлениями от первой миссионерской Литургии в Саратовской епархии поделились прихожане.
Ирина Филиппова:
— Мне кажется, это дело нужное. Проблема в том, что многие прихожане не интересуются смыслом Литургии, они приходят просто свечку поставить, хорошо, если причаститься — и уходят. А когда такой человек, пусть вынужденно, но слышит пояснения — ему становится интересно, что-то до него доходит, что-то перед ним открывается.
— Мне понравилось, что объяснения семинаристов настраивали нас на более глубокое переживание момента. Многие стояли с книгами, в которых изложен ход богослужения. Книга — это хорошо, но человеку, который пришел в храм в первый раз, трудно ориентироваться по книге. Нужен тот, кто все объяснит, подскажет и покажет. Не обязательно это должен быть священник, может быть любой знающий прихожанин.
— Литургия сама по себе носит миссионерский характер,— объяснил отец Андрей,— ведь ее содержание — это проповедь, построенная вокруг Таинства Евхаристии, о котором Господь говорил: сие творите в мое воспоминание (Лк. 23, 19). Наша задача заключалась в том, чтобы раскрыть эту проповедь, сделать ее символику прозрачной для прихожан, показать миссионерский характер Литургии.
Отец Андрей напоминает о том, что богослужение конкретного дня — это единое целое, что оно начинается с вечера накануне и заканчивается Литургией. Он считает возможным и необходимым совершить миссионерскую всенощную — тем более что вечерня и утреня остаются малопонятными для многих прихожан.
Конечно, невозможно каждую Литургию сопровождать комментарием. Миссионерское богослужение должно сочетаться с другими видами катехизической работы. Сейчас многие прихожане следят за ходом богослужения по книгам, поясняющим смысл богослужения; те, у кого есть возможность, сами читают на клиросе или поют в любительских церковных хорах.
— Богослужение многогранно,— отметил отец Андрей,— оно воспринимается по-разному в зависимости от того, кто ты есть: просто прихожанин, певчий, алтарник, диакон, священник. Нам не надо что-то делать искусственно. Мы должны и сохранить благолепие, и делать так, чтобы служба становилась понятнее. И тогда будет присутствовать и рациональная, и эмоциональная составляющая, и, Бог даст, это поможет всем нам возрастать духовно.