Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Путь к храму вместе с Владыкой
Просмотров: 4077     Комментариев: 0

Через несколько дней саратовцы отметят два самых любимых праздника — Новый год и Рождество. Накануне долгих выходных редактор еженедельника "АиФ-Саратов" побеседовал с духовным наставником, главой Саратовской епархии епископом Лонгином.

— Уходит год 2004, наступает 2005. С чем Вы вступаете в него, как оцениваете год минувший?

— Вступаю с благодарностью Богу за то, что нам удалось сделать в церковной жизни епархии, и с чувством того, насколько этого мало в сравнении с тем, что еще нужно. За год я смог по-настоящему познакомиться с епархией, гораздо лучше узнать ее, понять епархиальные проблемы, определить для себя пути их решения.

Задуматься о смысле

 

— Расскажите о празднике Рождества. Как принято его встречать?

— Праздник Рождества Христова — день воспоминания о величайшем событии мировой истории: о том, как Бог стал Человеком ради того, чтобы человека сделать богом по благодати. А как его встречать… Праздник мирской — обилие угощений, веселье, музыка и многое другое, развлекающее человека. А праздник церковный — духовное торжество, и встречать его надо в храме, через слова молитв и песнопений восходя к пониманию таинства Боговоплощения.

— Современному человеку непросто прийти в храм, еще сложнее понять, что там происходит.

— Для современного человека бывает, к сожалению, непросто многое. Самое сложное — по-настоящему глубоко задуматься о своей жизни и ее смысле. Все сегодня происходит на бегу, в спешке, человек проходит мимо самого главного, ему мучителен бывает труд над своей душой. Такого труда требует церковная жизнь, поэтому, наверное, и непросто бывает в нее сразу войти.

— Не проще ли Церкви пойти навстречу людям и сделать язык богослужения более понятным, современным? Не проще ли как-то модернизировать само богослужение?

— Не надо думать, будто Церковь — это что-то застывшее, статичное, не реагирующее на живую жизнь. Всегда оставаясь собой, она изменяется с течением времени, откликаясь в допустимой мере на происходящие в мире перемены. Но меру эту действительно нужно знать, чтобы, взявшись, как Вы говорите, реформировать, не получить в результате что-то совсем иное, на Церковь уже не похожее.

В Церкви нет ничего случайного, все служит своей цели: и внешний строй обрядов, и язык, и мелодии песнопений. Эта цель — введение человека в общение с Богом, которое всегда тайна, понять которую хоть отчасти может лишь тот, кто прикоснулся к ней. Проникли ли в эту тайну сторонники "модернизации"? Нет оснований так думать, поскольку чаще всего они как следует не понимают, о чем говорят. В современном богослужебном обиходе есть службы, написанные уже в недавнее время, и, скажем прямо, это далеко не самые удачные образцы литургического творчества.

И потом: даже если все перевести на русский язык, то разве станет от этого богослужение понятней?

Важно уразуметь для себя одно: не Церковь должна меняться, "подстраиваясь" под современность, а человек призван к духовному преображению посредством церковной жизни.

Смелые эксперименты

 

— Вы стремитесь к максимальной открытости, не боитесь смелых экспериментов, таких, как проведение митинга-концерта или массовой акции против строительства мормонского центра. Оправдывает ли себя такая политика?

— Я бы не назвал это политикой, открытость — единственное естественное состояние Церкви по отношению к обществу, частью которого она является. А конкретные формы наших общественных мероприятий зачастую диктуют время и обстоятельства. Думаю, что опыт в будущем подскажет, какие из этих форм наиболее оптимальны. Задача, стоящая в данном случае перед нами, — уметь говорить и с нецерковными людьми так, чтобы голос Церкви они слышали, понимали и принимали.

— Чего бы Вы пожелали нашим читателям в наступающем году?

— Земная жизнь — время, которое дано нам для того, чтобы мы могли познать Бога, приблизиться к Нему. И главное, чего бы я хотел пожелать всем людям в наступающем году, это чтобы новый год стал для них еще одним шагом на пути к Богу. А значит, на пути к радости, которая превосходит всякую радость здешнего бытия и в отличие от нее — бесконечна.