Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Прорыв в вечность
Просмотров: 8100     Комментариев: 0

Молитва — то, чем жива христианская душа, что должно быть для человека столь же естественным, сколь естественно дыхание. И вместе с тем ничто иное не вызывает у людей столько трудностей, столько недоумений, столько вопросов. Ответить на все эти вопросы сразу, конечно, невозможно. Однако на многие очень важные и серьезные вопросы дает ответ в своей написанной в форме диалога статье архимандрит Рафаил (Карелин).

Вопрос: Что такое молитва?

Ответ: Прорыв в вечность, обращенность души к Тому, Кто сотворил ее, мистическое общение с Божеством, начало новой жизни, способность воспринять Божественный свет, незримый луч, идущий от Фавора к человеческому сердцу, преображение души, одухотворение тела.

Молитва — это разрешение загадок бытия, тех узлов, которые не может распутать человеческий разум; освобождение от плена греха и уз мира, борьба с демоном в глубине своего сердца, заклинание темной силы, обуревающей душу через помыслы и страсти; беседа души наедине с Тем, кто выше слова.

Молитва — источник всех добродетелей. Молитва — это крылья, поднимающие человека к небу, освобождение от страха и победа над унынием, предвкушение вечной радости и тень славы Небесного Иерусалима. Молитва — это отзвук той таинственной песни, которой Ангелы день и ночь славят Бога; это связь чад земли с небожителями; это огни отеческого дома, которые увидел странник, возвратившись на родину.

Человек преображается в молитве, и мир преображается в его глазах. Молитва — это мать и дочь любви, в которой заключена полнота бытия.

Ответ: Благоговение, устремленность и внимание — три состояния триединых сил души.Вопрос: Что главное в молитве?

Для разума благоговение — это осознание, к Кому обращается человек: конечное к Бесконечному, тварь ко Творцу, одушевленная глина к Тому, Кто создал вселенную и Сам несказанно выше ее.

Для чувства устремленность к Богу — это желание через созерцание соприкоснуться с вечной, совершенной, высшей, неизреченной Красотой.

Для воли внимание — это сосредоточенность в словах молитвы, хранение души от земных образов и помыслов, через которые диавол, как лающий пес, постоянно старается отвлечь душу от молитвы.

Вопрос: С чего начинать молитву?

Ответ: Необходимо приготовиться к молитве: осознать, кто ты и с Кем будешь вести беседу. В Библии сказано: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [1]. Эта заповедь, данная на Синае, является незыблемым основанием всякой молитвы: иначе молитва окажется пустословием. Приготовиться к молитве — значит оторваться мыслями от земли, обратить душу к Богу, размышлять о величии Божием, о Его обетованиях, превосходящих ум человека, непостижимых, неизреченных и сокровенных; о своей душе как образе Божием, о душе, впадшей в глубокую тьму богооставленности; о грехах, которыми мы пропитаны, как поры губки водой, которые разъедают наше естество, как ржавчина железо, и превращают человека из ангелоподобного существа в горсть земной пыли, из чаши, искрящейся небесным вином,— в чашу гноя.

Через грехи и страсти мы отверглись Бога, но Он, будучи Любовью, не отрекся от нас, взял на Себя наши грехи, чтобы открыть нам путь ко спасению и возвратить потерянный рай.

Благодари Бога за дар слова и дар молитвы, которыми наделен человек — единственный из всех обитателей земли. Подумай, что Бог, Который Весь во всем и Весь выше всего, внимает словам твоей молитвы, а вернее, языку твоего сердца; что Тот, Кто сотворил вселенную, внимает тебе так, как будто в мире есть только Он и ты.

Господь взял на Себя твои грехи, а ты должен взять на себя Его заповеди, которые благодать соделывает бременем легким и игом благим. Господь спасает тебя, давая тебе возможность спасения, но не отнимая свободной воли, ты же эту волю употребляешь для умножения грехов. Господь дал тебе сегодняшний день и эту молитву для спасения; может быть, этот день окажется для тебя последним, и эта молитва завершит твою жизнь, как страница, на которой обрывается книга. А если ты сегодня пренебрежешь молитвой, то благодать Божия может оставить тебя, и тогда тебе уже не захочется больше молиться: ты даже забудешь, что существует молитва.

Мысленно представь, что ты узник, приговоренный к смерти, который брошен в яму и ожидает казни. Смерть кажется неизбежной. Но один из друзей тайно прокрался к подземелью, сбросил вниз веревку и шепчет тебе: «Скорее ухватись за нее, держись изо всех сил, и я вытащу тебя».

Грешник уже при жизни невидимо пребывает в темнице, в которую заточил себя своими грехами. Молитва — это та спасительная вервь, ухватившись за которую он может выйти на свободу. Человек должен молиться, как бы схватив своим напряженным вниманием не вервь, а слова молитвы, удерживая их не руками, а сердцем. Он должен слиться умом воедино с молитвой, объять ее своей душой и в то же время найти через нее свою душу.

Вопрос: Достаточно ли для этого одних усилий человека?

Ответ: Нет. Человек должен молиться о молитве: просить Бога помочь ему молиться, благословить его молитву, укрепить его силы, так как без благодати Божией человек не может совершить ничего, кроме греха, не может даже помыслить о чем-либо спасительном и добром.

Вопрос: В чем же тогда подвиг человека и участие в своем спасении?

Ответ: В волевом послушании благодати.

Вопрос: Всегда ли необходима предварительная подготовка к молитве через размышления о Боге и о себе?

Ответ: Можно приступать к молитве сразу же, если возникло желание молиться, как будто горячая волна поднялась из глубины души и охватила ее. Псалмопевец Давид сказал: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже [2], а в другом псалме: Лица Твоего, Господи, взыщу [3]. Лицо Господа — это сияние Его неизреченной красоты. Здесь тоска по разлуке с Богом, но тоска, окрыленная надеждой, мы бы сказали, сладостная тоска любви, и желание снова видеть отблеск Божественной красоты, хотя бы промелькнувшей, как тень.

Молитву может пробудить боль покаяния, особенно после тяжелого падения, когда на глазах человека огонь превращает в пепел то, что он собирал годами. Такая молитва мучительна и сопряжена с болью души. Господь долго не возвращает радость богообщения, Он как бы безмолвствует. Здесь нужны подвиг и время: человек должен исцелиться через боль и восстать через труд и терпение.Молитва может возникнуть нежданно, когда несчастье пробуждает человека как бы от глубокого сна. Скорбь раскрывает его сердце для молитвы, образно говоря, разбивает каменный гроб его сердца ударами молота. Человек видит, что все ничтожно в мире и только в Боге спасение и жизнь; что среди преходящего и исчезающего истинно Сущий только Бог, а среди миражей, призраков и обмана неугасим и вечен только Божественный свет.

Самое мучительное испытание и самая тяжелая потеря — это обрести благодать, а затем потерять ее. Наши праотцы после грехопадения потеряли световидную одежду и увидели себя нагими. После потери благодати человек чувствует в своей душе гнетущую пустоту, как преддверие смерти.

Вопрос: Что требует от нас Господь в молитве?

Ответ: Господь сказал: Царство Небесное силою берется [4]. В Гефсиманском саду Он молился до кровавого пота. Для нас это пример того, какая сосредоточенность сил души должна быть на молитве; каким волевым напряжением надо обращать свой ум к Богу. В это время человек должен забыть обо всем и слиться воедино со словами молитвы. Тот, кто молится усердно, не жалея себя, вернее своего «ветхого человека», живущего в нас, вызывает на бой невидимых змей — адских духов, которые жалят его, словно ядовитым жалом, страстями и греховными помыслами. Но если человек мужественно стоит на молитве и не отступает, то в этой битве он чувствует помощь Божию и как бы «просветы» тихой радости — так вдруг является среди грозовых туч лазурь неба. Затем молитва открывается ему как радость победы со Христом или победа Христа над диаволом в его сердце. Это состояние не описать словами.

Если мы скажем, что молитва труднее всего,— это правда; если скажем, что молитва радостнее всего,— это правда; если скажем, что в молитве человек опускается в ад,— это правда; если мы скажем, что в молитве душа восходит на небо,— это правда; если скажем, что в молитве искушения, как чудовища, бросаются на нас,— это правда; если мы скажем, что в молитве душа встречается с Богом,— это правда; если скажем, что молитва — непрерывный бой,— это правда; если скажем, что молитва — небесный покой,— это правда.

Молитва — это выход души в духовный мир, где тьма и свет, добро и зло не только более поляризованы, чем в материальном мире, окружающем нас, но олицетворены и воплощены в духовных существах. Душа, соприкасаясь с этим миром, испытывает трепет, как бы входя в неведомую для нее жизнь, где все ново, необычайно и поразительно. Поэтому сама молитва — это тайна.

Ответ: Господь, как Сын Человеческий, преклонял колена и припадал к земле, выражая благоговение пред Небесным Отцом. Мы должны приступать к молитве как к таинству и так произносить каждое ее слово, словно устами касаемся святыни. Для Христа коленопреклоненная молитва была выражением любви и всецелой преданности воле Божией. А для нас молитва Господа в Гефсиманском саду имеет еще другое, символическое значение: чем больше человек смиряет себя пред Богом, тем больше места дает благодати действовать в своей душе. Преклонением колен он свидетельствует о величии Божием, о том, что без помощи Бога сам по себе человек не в силах совершить ничего. В преклонении до земли безгрешного Сына Божия мы видим указание на нашу греховность, которая сделала нас из детей Едема детьми земли. В Адаме мы пали. Через Христа, и только через Христа мы можем восстать. Что для Господа было выражением благоговения, то для нас служит призывом к покаянию и примером смирения.Вопрос: В Евангелии написано о Спасителе, что Он в Гефсиманском саду пал на землю и молился [5]. Какой урок мы можем извлечь из этого?

Покаяние — это подземные воды души, питающие молитву; без него молитва будет сухой и безжизненной, как пески пустыни. Покаяние — не только внешние, но и внутренние слезы — как боль сердца: в напряженной молитве сердце невидимо источает кровь.

В молитве участвует не только душа, но и тело. Все человеческое существо, как личность в двухприродном единстве, призвано славить Бога. Поэтому положение тела в молитве становится ее визуальным знаком. Если человек держит себя при молитве небрежно и расслабленно, то душа его не может сосредоточиться. Только языческий дуализм [6] отделяет душу от тела и считает, что тело для души, словно плащ, который человек набросил на свои плечи.

Вопрос: А что делать людям престарелым или больным, которым трудно не только класть земные поклоны, но и просто стоять на ногах?

Ответ: Болезнь и старость возмещают телесный труд и ослабляют страсти. Болея и лежа в постели, человек может молиться так же внимательно и благоговейно, как если бы он стоял на коленях.

Вопрос: Церковь завещает нам непрестанно творить Иисусову молитву. Но мы не можем постоянно держать свое тело в напряжении. Что же нам делать?

Ответ: Внутренняя Иисусова молитва имеет свою специфику. Мы говорили о молитве, которую человек должен творить, упразднясь ото всех мирских дел. А что касается непрестанной молитвы, то здесь надо следить, чтобы тело находилось в пристойном положении. Святые отцы учат держаться скромно и целомудренно, даже когда человек один.

Вопрос: В Евангелии говорится о том, что Господь молился ночью [7]. Почему святые любили молиться по ночам? Что значит ночная молитва для нас?

Ответ: Ночью, когда мир погружается во мрак и сон, само безмолвие располагает человека к молитве. Ночью нет тех внешних впечатлений, которые отвлекают ум и отягощают молитву. В это время демон действует только через память. Ночью душа похожа на дом, где пять чувств, как пять окон, закрыты ставнями, и остается только одна дверь из подвала памяти. Ночью смолкает шум города, подобный гудению пчел в огромном улье, наступает тишина и человек чувствует себя точно в пустыне. Но есть еще одно раскрытие ночи и мрака как символа — это таинство высвобождения ума от помыслов, образов, воспоминаний, планов, суждений и картин этого мира и раскрепощение души ото всего несвойственного ей; эта тьма скрывает видимое ради невидимого: в этой тьме рассеян незримый свет.

Ночь укрывает землю своим черным пологом и одновременно раскрывает бездонное небо, сияющее бесчисленными звездами и напоминающее о вечности.

Ночью человеку легче отвлечься от временного и преходящего; схоронить все под покров забвения, как зима покрывает землю снегом; вознестись мыслями над миром и сердцем предстать пред единым Богом.

Вопрос: Если мы будем стараться изгонять из своего ума память о мире, то не погаснет ли в нашей душе любовь к людям — страждущим братьям?

Ответ: Когда кто-то из свиты царя предстоит его трону, то он не заботится уже ни о чем, зная, что царь не оставит своей милостью не только его, но и его родных. Когда воин с оружием в руках находится в царской страже, то ему нельзя ни оглядываться вокруг, ни говорить с кем-либо: его взор и ум должны быть обращены к царю. Молитва спасает людей от бед и несчастий, угашает гнев Божий и низводит благодать на землю. Поэтому молитва — это милость к миру.

Вопрос: Как достичь внимательной молитвы?

Ответ: Святые отцы сказали: «Дай кровь и прими Дух». Молитва — это жертвенная кровь за людей.

Вопрос: Если молитва прекратится или станет лишь данью церковному обряду, что будет с человечеством?

Ответ: С человечеством произойдет то же, что с человеком, у которого остановилось дыхание: наступят смерть и разложение. Мир без молитвы — это корабль, тонущий в океане.

Вопрос: В псалме читаем: Молитва его да будет в грех [8]. Какая молитва вменяется в грех?

Ответ: Молитва вменяется в грех, когда человек молится о том, что запрещено церковными канонами. Например, о спасении самоубийц, о Небесном Царстве для неверующих и еретиков.

Вопрос: В чем же здесь грех? Ведь от попытки помочь усопшему, пусть и неудачной, никому не станет хуже?

Ответ: Грех состоит в том, что человек дерзко отвергает законы, которые дал Церкви Дух Святый, и считает себя более милостивым, чем сама Церковь.

Душа усопшего, не способная воспринять благодать, испытывает от такой молитвы еще большие мучения, как изнемогающий от жажды — при виде воды на дне колодца, которую он не может достать.

Молитва вменяется в грех, когда человек, надеясь на силу ее, просит у Бога противного Его Божественной воле. Приведу пример. На VI Вселенском соборе архимандрит Полихроний дерзко вызвался воскресить мертвого, чтобы доказать правоту монофелитской ереси [9]. Отцы согласились. Мертвого, приготовленного для погребения, принесли в зал, где проходили заседания Собора. Полихроний, склонясь к трупу, долго шептал ему что-то на ухо, но мертвец не ожил. Тогда Полихрония с позором изгнали вон.

Молитва вменяется в грех, когда человек рискует жизнью не по долгу и не за други своя [10], а из гордого мнения о своей исключительности и близости к Богу. Сатана искушал Христа: Бросься вниз (в пропасть), ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Но Господь ответил ему: Написано также: не искушай Господа Бога твоего [11].

Это пример для нас. Гордый молитвенник, оставленный Богом за дерзость, окажется не на руках Ангелов, а в руках своих врагов.

Еще один из видов греховной молитвы — совместная молитва с еретиками и с теми, кто отлучен от Церкви.

Вопрос: В чем здесь грех?

Ответ:Совместная молитва — это осуществление духовного единства, а здесь православные входят в единство с еретиками и оказываются в поле ереси, что динамично выражается в молитве.

Молитва — это кровь души. Что произойдет с человеком, если в его вену влить кровь другой структуры или зараженную болезнетворными бактериями? Поэтому церковные каноны запрещают нам общие, совместные молитвы с еретиками.

Вопрос: В жизни могут случиться непредвиденные ситуации и обстоятельства. Например, на корабле вместе с православными плывут и иноверцы. Поднялась буря. Кораблю грозит гибель. Люди начинают громко молиться Богу, каждый по-своему. Что же делать православным: прекратить свою молитву или потребовать, чтобы иноверцы и еретики замолчали?

Или другой пример. Нас пригласили к праздничному столу. Среди гостей находятся католики и протестанты. Хозяин читает молитву «Отче наш». Все гости встают и молятся. Как же нам поступить в таком случае: выйти из-за стола или попросить инославных, чтобы они в это время не молились?

Ответ: Общая молитва имеет свой ритуал и свою цель, ради которой собрались вместе представители разных конфессий. Здесь люди объединены именно желанием молиться вместе. Основанием такой общей молитвы является ложная вера в спасительность каждой из конфессий. Такая молитва демонстрирует несуществующее единство. В примерах, приведенных вами, такая цель отсутствует: каждый молится за себя, поэтому здесь мы можем говорить не об общей и единой, а только о синхронной (одновременной) молитве, к которой не относятся правила святых апостолов и Вселенских соборов.

Вопрос: При каком внутреннем состоянии души молитва вменяется в грех?

Ответ: Если человек становится на молитву, не простив своих врагов и обидчиков. Господь сказал:Каким судом судите, таким будете судимы [12]. Если мы не прощаем человека, то наши грехи останутся не прощенными Богом; образно говоря, они, как каменный завал, закроют путь нашей молитве.

Некоторые на молитве просят Бога о наказании и даже о смерти своих обидчиков и проклинают своих врагов, а иногда и близких людей. Проклятие в молитве — обоюдоострый меч, который поражает того, кто проклинает, и ранит того, кого проклинают.

Вопрос: Сбудется ли незаслуженное проклятие?

Ответ: Нет. Оно не сбудется, но все же отяготит жизнь тех, кого проклинают новыми скорбями и демоническими искушениями. Проклятие —«лакомый кусочек» для диавола. Особенно страшно, когда родители в гневе, а то и просто походя проклинают своих детей. Они таким образом калечат их души.

Молитва бывает в грех, когда человек читает апокрифические или еретические молитвы, а также заговоры, выдаваемые за молитвы, которые содержат в себе тайное обращение к сатане.

Церковь благословила нам читать молитвы, составленные святыми подвижниками; в них — голос неба и благоухание благодати. Псалмы Давида, молитвы, содержащиеся в богослужебных книгах и молитвословах, подобны чистым потокам, текущим из одного источника — вселенского Православия; они обильно помазаны духовным миром.

Вопрос:Какие страсти иссушают молитву и делают ее греховной?

Ответ:Преимущественно страсть тщеславия: иной как бы и молится Богу, на деле же ожидает похвалы от людей. Это показное благочестие превращает молитву в театральное представление. Порой «артист молитвы» репетирует свое «выступление»; при этом глядится в зеркало, следя за выражением своего лица и пробуя голос, которым он должен произносить молитву. Такая «молитва» не ищет милости от Бога, а добивается признания, одобрения, восхищения у людей. Показная молитва — это фарисейство, которое обличал Господь.

Вопрос: У меня в храме возникают тщеславные помыслы, особенно когда молюсь со слезами. Мне хочется, чтобы люди говорили про меня: «Как он любит Бога, какая у него глубокая вера и горячая молитва!». Неужели мне надо перестать ходить в храм, чтобы избегать тщеславных помыслов?

Ответ: Этого и хочет диавол. Нет, надо обязательно участвовать в соборной, церковной молитве, но одновременно бороться с тщеславием, укорять себя за любование собой, изгонять кичливые помыслы. Мне кажется, что вы не уловили разницу между прилогом греха и пленением страстью. От прилога несвободен никто, даже святые. Помысл тщеславия — это приманка, влекущая ко греху, но еще не сосложение души с грехом, как выбор свободной воли. Например, человек видит соблазнительную картину, она встревожила его сердце, но главное, как он отнесется к искушению: он может отвернуться от нее, а может удержать свое внимание на ней, тайно услаждая похоть.

Если человек имеет помыслы тщеславия и сопротивляется им, то это не поражение: он, как воин в битве, получает раны и сам наносит удары. В борьбе со страстями укрепляется воля и возрастает духовный опыт. Если же человек позволяет себе в храме красоваться своей молитвой, как кокетливая девушка — модным нарядом и украшениями, то он становится рабом тщеславия, и тогда молитва его обращается в грех.

Вопрос:Как бороться с тщеславием на молитве?

Ответ:Помнить, что благодать Божия скрывает от человека его достоинства; а если он гордится и тщеславится своей молитвой, то, значит, благодать отошла от него и он остался пустым. Святитель Григорий Двоеслов пишет, что когда Саул был мал в своих глазах, то был велик у Бога; а когда стал велик в своих глазах, то стал мал у Бога.

Вопрос: Какой первый дар благодати на молитве?

Ответ: ВИдение своих грехов и своего недостоинства; оно рождает покаяние, а покаяние — сердечную теплоту; сердечная теплота привлекает к себе ум, и ум, сближаясь с сердцем, получает силы для борьбы с помыслами. При сочетании ума с сердцем происходит просвещение ума через сердце, соединение духа с душой и сил души друг с другом — так лучи соединяются в своем центре, в данном случае в сердце. Человек порой воспламеняется к Богу любовью, которая как бы обжигает душу и вызывает слезы благодарности Ему. Человек делается сострадательным к людям и начинает видеть мир преображенным в свете благодати.

Вопрос: Почему я не испытывал таких состояний на молитве, хотя много лет исполняю молитвенное правило и стараюсь иметь память Божию?

Ответ: Возможно, вы молитесь невнимательно и не доводите молитву до сердца; или ваша жизнь противоречит евангельским заповедям и находится в разрыве с молитвой; или не стараетесь искоренить свою главную страсть и тайно пригрели ее в сердце, как змею. Поэтому Бог не дает вам благодати по Своей милости, чтобы вы легко не потеряли ее, как ребенок оказавшуюся у него драгоценность.

Молитва пророка Иезекиля Вопрос:Если невнимательная молитва вменяется в грех, то какая надежда остается у человека на спасение?

Ответ:Есть два вида невнимательной молитвы. В одном случае причина невнимания — демонские искушения: человек хочет молиться сосредоточенно, делает усилия, но помыслы нападают на него, точно осиный рой; и как кулак не может удержать воду, так и здесь ум не может удержать слов молитвы. Такая молитва не грех, а испытание. Человек отдает Богу свое старание и труд, и они не останутся напрасными, а со временем принесут плод — внимательную молитву. Нередко рассеянная молитва — результат перегрузки памяти бесконтрольной информацией, и нужно время, чтобы освободиться от нее.

Но есть другой вид невнимательной молитвы, когда виновен сам человек. Привычка к рассеянной молитве представляет собой одно из самых опасных искушений в духовной жизни. Молитва требует постоянной волевой сосредоточенности и напряженного труда. Плоть, эта лукавая служанка души, начинает хитрить, притворяться и стонать: «Я изнемогаю, пожалей меня, дай мне отдохнуть, а то я надорвусь и не смогу служить тебе». Если человек поверит этому лицемерному стону и пожалеет сил для молитвы, то плоть станет с каждым разом все сильнее нападать на него и уже не просить, а требовать не снисхождения себе, а покоя, и молитва будет затухать, делаться внешней, холодной и небрежной. Когда всадник ослабляет узду непослушного коня, то конь старается сбросить его на землю. Ум, не сосредоточенный на молитве, будет занят мирскими помыслами, а сердце, оставленное умом, предастся страстям.

Начало невнимательной молитвы — саможаление, леность и забвение; конец — помрачение ума и окаменение сердца. В этом случае человек, вставая на молитву и вызывая на бой темные силы, не вооружившись вниманием, остается беззащитным перед врагами. В Древнем Китае были особые ритуальные мельницы: к ним прикрепляли бумажные ленты с молитвами, и когда лопасти мельницы начинали вращаться, то считалось, что молитвы восходят к небу. Человек с рассеянным вниманием на молитве похож на такую мельницу, бьющую бумажными лентами воздух.

Человек, по лености желая облегчить свой труд, переходит от внимательной молитвы к рассеянной и постепенно привыкает к ней. Он надеется сберечь силы, но на деле устает еще больше, так как лишает себя помощи благодати и после молитвы чувствует себя утомленным и пустым. Напротив, сосредоточенная молитва оживотворяет душу и укрепляет тело. После такой молитвы человек чувствует себя обновленным, как бы прошедшим через очистительное пламя.

Когда человек жалеет отдать свое сердце Богу, то уподобляется рабу, зарывшему свой талант в землю. Если человек не слышит своих слов на молитве, то и Бог не слышит его. Образно говоря, такая молитва доносится до неба не как человеческая речь, а как мычание животного. У человека атрофируется живое чувство богообщения. Он забывает о смысле и назначении молитвы и смотрит на нее как на дань, которую должен заплатить господину. Он перестает ощущать свое пагубное состояние, примиряется со своим самообманом и начинает считать, что, так постояв и позевав с молитвословом в руке, уже помолился — уплатил свой долг, и все в порядке.

Мнимая молитва делает искусственной и всю духовную жизнь человека. Рассеянная, неискренняя молитва порождает тайное неверие в Бога и одновременно боязнь: а вдруг Он все-таки есть, и поэтому лучше на всякий случай помолиться Ему для гарантии своего благополучия.

Нерадивую молитву можно сравнить с «речью попугая», который выкрикивает человеческие слова, не понимая их смысла. Случается, нерадивый вместо вечерних молитв читает утренние, не подозревая об этом,— настолько он отстранен от молитвы. Ему трудно стоять на молитве, он томится и скучает, переступает с ноги на ногу и делает какие-то странные движения, будто его тело ломает диавол; он заглядывает вперед, листая страницы молитвослова: скоро ли будет конец; слово «аминь» для него — «пристань», которой достиг наконец его «корабль» после утомительного плавания; он произносит это слово с радостью и вздохом облегчения, словно освободился от тяжелой ноши.

Нерадивый молитвенник лжет своей молитвой, как фальшивомонетчик, выдающий медь за золото.

Вопрос: Что нужно делать человеку, чтобы перейти от рассеянной молитвы к внимательной?

Ответ: Осознать опасность своего состояния, приложить усилия и труд. Благодать возвращается тем же путем, которым ушла. Трудами и терпением человек вновь входит в утраченный им мир молитвы, удивляясь, как долго не понимал, что обманывал и окрадывал себя, поражается, сколько времени потратил впустую, как демон отвел его от молитвы, как он мог пожалеть для Бога то, что Бог дал ему,— ум и сердце. Видит, что изменил Богу и обратился какому-то языческому слововерию; чувствует себя мореплавателем, спасшимся с тонущего корабля и вплавь достигшим берега: груз его пошел ко дну, труды прошлых лет оказались напрасными, но сам он остался жив и богатство свое при себе удержал.

Радость отказавшегося от мнимой, внешней молитвы ради волевой и сосредоточенной сродни радости раба, получившего свободу; исцеленного, который встал со смертного одра; нищего, нашедшего клад; слепого, который прозрел и увидел свет.

Вопрос: С чего мы должны начать молитву и как построить ее?

Ответ: Для христианина вся жизнь должна быть подготовкой к молитве. Кто слушается Бога (то есть исполняет заповеди), того в молитве слышит Бог. Следует начать молитву с благодарения Богу за Его благодеяния, которых мы недостойны. Затем принести Богу покаяние и просить Его помощи на пути исправления, а уже после этого обращаться к Богу с прошениями, притом все предоставляя Его благому Промыслу.

Внимательная молитва — это реанимация души. В такой молитве человек мистически переживает свое воскресение из мертвых. Внимательная молитва написана кровью сердца на свитке жизни, который развернется на Страшном суде, а невнимательная — водой, которая не оставляет следа.

В Библии говорится о четырех реках, орошавших некогда Едем [13]. Четыре добродетели напаяют человеческую душу: это вера, надежда, любовь и покаяние. Посреди Едема росло древо жизни, плоды которого давали бессмертие [14]. В человеческой душе растет таинственное древо жизни, питаемое благодатью, — это молитва: кто обрел истинную молитву, тот обрел бессмертие в Боге.

Вопрос:Какое значение имеет молитва Церкви и святых за весь мир; с чем можно сравнить ее?

Ответ: С золотой цепью, соединяющей небо и землю. На этой цепи висит земля, раскачиваясь над бездной.

 


[1] Исх. 20, 7.

[2] Пс. 41, 2.

[3] Пс. 26, 8.

[4] Мф. 11, 12.

[5] Мк. 14, 35.

[6] Дуализм (от лат. dualis - "двойственный") - религиозное либо философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи.

[7] См., например: Лк. 6, 12.

[8] Пс. 108, 7.

[9] Монофелиты (от греч. thelema - "воля") - сторонники учения, сложившегося в VII веке в Византии как официальный компромисс между православным учением и монофизитами (греч. physis - "природа, естество"). Вопреки православному богословию, утверждающему две природы во Христе - Божественную и человеческую и, следовательно, две воли, монофелиты учили, что Христос обладал двумя природами, но при том одной волей и "энергией" (богочеловеческой). Осуждены как еретики на VI Вселенском соборе 680-681 годов.

[10] Ин. 15, 13.

[11] Мф. 4, 7.

[12] Мф. 7, 2.

[13] См.: Быт. 2, 10-14.

[14] См.: Быт. 2, 8-10.

Дыхание жизни