Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Продолжение христианской жизни
Просмотров: 1168     Комментариев: 0

Паломничество на Руси всегда совершалось ради духовной пользы, но сегодня, отправляясь по святым местам, человек порой не отдает себе отчета в том, с какой целью он собрался в путь. Монастыри – это особый мир, часто непонятный не только неверующим людям, но и христианам. Как быть, если приехал помолиться, а тебя отправили на послушание, обязан ли паломник полностью подчиниться монастырскому уставу, какие ошибки могут привести к тому, что пребывание в монастыре не принесет никаких духовных плодов? Предлагаем нашим читателям размышления на эту тему епископа Покровского и Новоузенского Пахомия.

«Молись в огороде!»

– Владыка, на Руси православные люди всегда основательно готовились к паломничеству, сегодня все шире распространяется «духовный» туризм: галопом по Европам. Главное, успеть приложиться ко всем мощам, накупить сувениров и быстро двигаться дальше. Есть ли прок в таких поездках, не зря ли люди тратят на них время и деньги?

– Современная церковная жизнь далеко не совершенна, мы сильно уступаем нашим благочестивым предкам. Раньше взяв в дорогу сумку сухарей, Библию и «Добротолюбие», с Иисусовой молитвой люди шли от преподобного Сергия в Саров, Валаам и Оптину, доходили пешком до Святой Земли. Оставив свой дом, они находили его в монашеских обителях, для них это был путь к Богу. Вспомните, с каким благоговением, верой и жаждой праведности в повести И.С. Шмелева «Богомолье» паломники пешком идут из Москвы в Лавру. Идут в тесном соборном единении, чтобы помолиться, исповедоваться, попросить помощи у преподобного Сергия.

Мне трудно сказать, принесет ли пользу человеку паломническая поездка, если он никогда не жил церковной жизнью, не участвовал в богослужении, не исповедовался, не общался с духовенством. Бывают, конечно, случаи, и я знаю таких людей, которые, впервые попав в монастырь, перерождались, настолько сильными были их переживания. И все же паломничество – это не цель жизни христианина, а лишь дополнительное средство в процессе его воцерковления.

– Скажите, Владыка, с чего начинать паломническую жизнь?

– Первые поездки лучше совершать с единомышленниками, хорошо, если в паломничестве участвуют прихожане и священник, тогда избежишь искушений, которые могут произойти в дороге. Начинать я советую с Троице-Сергиевой лавры, главного монастыря России, ее духовного центра.

– Как быть, Владыка, если приехал в монастырь помолиться, а тебя отправили на послушание?

– В студенческие годы мы с друзьями любили ездить в Оптину пустынь. Когда приезжаешь на несколько дней, живешь по уставу монастыря, становишься его частью. Мне приходилось работать в паломнических поездках, и это всегда приносило духовную пользу. Если, конечно, не болтаешь, не празднословишь, а трудишься с молитвой.

– Как же так: ты помолиться приехал, отдохнуть душой, а тебя в огород послали?

– Молись в огороде! Если ты приехал ради спокойной жизни, тогда сними квартиру за пределами монастыря и приходи только на службы, наслаждайся красивым песнопением, запахом ладана и золотыми куполами. Тебя никто не знает, ты никому ничего не должен, и тебе не должны.

Это вопрос серьезный, он касается и нашей приходской жизни. Если ты постоянный прихожанин, живешь жизнью прихода, тебя могут попросить полы помыть, в трапезной потрудиться, материально помочь храму и т.д. То есть ты должен вносить свою лепту в жизнь прихода. Так и с монастырем. Хочешь окунуться в жизнь обители – потрудись, как трудятся монахи.

– Скажите, Владыка, обязан ли паломник, приехав в монастырь на несколько дней, жить по его строгому уставу? Например, если человека не устраивает монастырская еда, можно ли взять с собой запас продуктов?

– Все зависит от устроения человека, его стремления. Если у паломника аскетический настрой, и он хочет прожить несколько дней так, как живут в этом монастыре, – отдай себя в послушание тому брату, который на это время назначен твоим начальником. Слушай, что он говорит, и выполняй.

Если человек не чувствует в себе сил жить по уставу, не возбраняется пользоваться магазинами, кафе, они есть во многих монастырях.

«Не спрашивай того, чего не сможешь выполнить»

– Владыка, если паломник приехал в монастырь за благословением для решения каких-то личных проблем, должен ли он беспрекословно исполнять данный ему совет?

– В свое время мне дали очень дельный совет: не спрашивай того, чего не сможешь выполнить. Если человек едет в монастырь, как ему кажется, узнать волю Божию, будь готов принять то, что тебе скажут. Не готов – лучше не спрашивай.

Советы, данные в монастыре непомерно ревностными священниками, часто бывают абсурдными. Когда мы читаем в древнем Патерике, как старец благословляет послушника посадить морковь или капусту вниз головой, это вызывает удивление. Но послушник беспрекословно выполняет поручение. Это исключительный пример отношений между старцем и его послушником. А мирянину, приехавшему в обитель со своими жизненными проблемами, достаточно выслушать совет и самому решать, следовать ему или нет.

Я считаю, если человек не дал обет послушания, не член братства монастыря, он имеет полное право не исполнять данное ему благословение. Свобода выбора есть у каждого христианина, и это право незыблемо.

– Владыка, советуете ли Вы отправляться в дорогу с детьми, или они будут помехой в поездке?

– Смотря какая у вас цель поездки. Если вы приехали ради ребенка, занимайтесь с ним, расскажите ему о монастыре, будьте вместе на богослужении столько, сколько ему будет по силам. С детьми поездка должна быть краткосрочной и неутомительной, тогда ребенку будет польза. А если вы встали на молитву, а ваше чадо где-то бегает по монастырю или сидит в храме и мучается, он возненавидит монастырскую жизнь.

Если цель поездки – подвиг и молитва, ехать надо, конечно, без детей.

– Скажите, может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость монастырей паломниками? Иными словами, нужны ли монастырю паломники?

– Вся история монашества и христианства говорит о том, что помощь мирян необходима. Монастыри нуждаются в помощи паломников – и материальной, и физической. В России традиционно монастыри, особенно городские, становились приходами, центрами притяжения паломников, странников, и окормлять их – это социальная нагрузка монастырей, их христианский долг, духовная обязанность монахов перед миром. Монастырь – это своего рода школа благочестия, так всегда было, так остается и сегодня.

Но есть и оборотная сторона медали, она в том, что люди привносят с собой свои страсти, немощи, свои правила жизни, и это тяготит монахов. Мой совет – деликатно относиться к монахам, чтобы не смутить их ничем, не вызвать недовольство. Это нормальное правило воспитанного человека. Христианин всегда помнит, что вокруг него люди, у них тоже свои проблемы, свои духовные переживания.

«Держи оборону в своем окопе!»

– О каких еще ошибках стоит предупредить людей, собирающихся ехать в монастырь?

– Из личного опыта скажу: придя в монастырь, помни, что у Бога в отношении тебя есть определенный план. Я это заметил в поездке на Святую Афонскую Гору. Едешь, составляешь какие-то планы, но, оказавшись на месте, вдруг понимаешь, что все складывается по-иному, не как ты планировал. На Афоне распоряжается Матерь Божия, я много раз слышал это от паломников и монахов. Она и направит тебя куда нужно: к «Иверской» или «Скоропослушнице», только умей слушать. Так и в других монастырях.

И еще: я никогда не отправлялся в паломничество в пост. Это время лучше проводить дома, на том месте, где Господь тебя поставил. Держи оборону в своем окопе.

– Скажите, Владыка, как не растерять полученный в паломничестве духовный дар, чтобы поездка не оказалась бесплодной?

– Я уже сказал, что паломничество – вещь хорошая, но это дополнение к повседневной духовной жизни христианина. Вернулся в свой храм, к своему молитвенному правилу, к тем людям, с которыми повседневно трудишься, молишься, духовно обогащаешься – это и есть твой подвиг. А то бывает так: три дня побыл в монастыре, три раза исповедовался, причастился, съел восемь просфорок, домой вернулся – теперь можно расслабиться, и целый год в храм ни ногой!

Паломничество – это продолжение твоей христианской духовной жизни, поэтому, вернувшись, продолжай закреплять полученный духовный опыт, тогда поездка не будет бесплодной.

 «Православное Заволжье»