+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Приветственное слово Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина участникам Двенадцатых межрегиональных образовательных Пименовских чтений
Просмотров: 1737     Комментариев: 0

Ваши Преосвященства!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

Я сердечно приветствую всех участников и гостей Двенадцатых межрегиональных образовательных Пименовских чтений! В этом году наш форум посвящен теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Эта же тема станет центральной на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые пройдут в Москве в январе 2015 года, ― можно сказать, что она предложена для общецерковного обсуждения. В будущем году мы отмечаем 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Но дело не только в этой дате.

К сожалению, мы видим, что в современном мире преобладают процессы разделения. Они проявляются на всех уровнях (от межличностного, семейного до общественно значимого), и их последствия всегда разрушительны. Наше общество становится все более разрозненным, а люди в буквальном смысле утрачивают почву под ногами… Во многом причина тому – утрата очень важного стержня, который позволяет человеку идентифицировать себя как носителя определенной национальной культуры, религиозной традиции и который делает его внутренне цельным.

Как очень верно отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сегодня приносит свои печальные плоды та ревизия русской истории, пик которой пришелся на 90-е годы прошлого века и которая сумела если не подорвать окончательно, то серьезно расшатать веру в свой народ и в свою страну у многих наших соотечественников. Люди вынуждены искать себе новое «мировоззренческое пристанище», и зачастую оно оказывается чужеродным, исковерканным или попросту выдуманным.

Мы знаем, как редко и с каким трудом достигается единство между людьми, и наоборот — как легко и быстро распространяются всевозможные разделения и расколы. Поэтому так важно сегодня осмыслить уроки исторического события, судьбоносного для России, ― Крещения Руси. Важно разобраться, как оно смогло сплотить людей, соделать разрозненные племена, населявшие территорию Древней Руси, единым народом; постараться понять, почему православная вера послужила таким мощным, как принято говорить сегодня, «объединяющим фактором».

Вот почему, на мой взгляд, тема наших Чтений является актуальной и глубокой. Она дает возможность провести очень интересные исследования в самых разных областях науки и культуры.

На пленарном заседании нас ждут доклады об исторических источниках, повествующих о Крещении Руси, о грандиозном влиянии этого события на становление русской культуры, и многие другие. Поэтому я лишь вкратце обозначу те «точки роста», где влияние Православия, Русской Церкви было определяющим.

Почему мы называем выбор святого князя Владимира цивилизационным? «Это событие, без сомнения, важнейшее из всех, совершившихся когда-либо на лице Земли Русской...» ― сказал о Крещении Руси выдающийся церковный историк и богослов митрополит Московский Макарий (Булгаков). И в этих словах нет преувеличения.

Выбор святого князя способствовал формированию единого народа, единого государства и определил направление развития всех сторон его жизни: государственного устройства, политических взаимоотношений, содействовал возникновению глубоко самобытных духовных и культурных традиций. И до сегодняшнего дня этот выбор оказывает мощное влияние на нашу жизнь.

Киевская Русь при князе Владимире ― это территория от Ладожского озера до Днепра, от севера Карпат до средней Волги и нижней Оки. И эти просторы населяли очень разные племена славянского и финского происхождения. Внутреннее объединение произошло со временем благодаря христианству. Можно сказать, что оно создало духовную основу для единства Древнерусского государства: прежде разрозненные племена объединялись благодаря вере, Церкви и общему литературному языку, без которого какое-либо развитие, передача традиций невозможны в принципе.

Христианство самыми глубокими узами связало славянский мир, Киевскую Русь с христианскими народами Востока и Запада, что способствовало развитию их политических, хозяйственных взаимоотношений и культурному взаимовлиянию.

Особо значимой в тот период была роль Русской Церкви. Она способствовала прекращению междоусобиц среди князей, объединению княжеств в единое государство, укреплению и расширению связей Киевской Руси с Византией и другими государствами.

Главная задача Церкви во все времена ― проповедь Евангелия. Но на примере Киевской Руси мы можем видеть, как изменение нравов и обычаев людей воздействует на гражданские законы и правила. Историк В.О. Ключевский подробно рассматривает, как под влиянием византийского права, Номоканона преобразовалось гражданское, имущественное и брачное право на Руси. Семья отныне строится на началах христианской нравственности. Изменилась, возвысилась роль женщины в семье и обществе.

Особенно сильно влияние христианства проявляется в той сфере, которая относится к воспитанию мировоззрения, прежде всего, в области культуры и просвещения.

Знакомство с культурой Византии дала импульс развитию русского литературного языка, письменности и самобытной культуры. Этот процесс был необычайно мощным. Специалисты признают, что уже к середине XI века славянский язык по своим выразительным богатствам превзошел многие языки тогдашнего европейского мира. К этому времени уже были созданы выдающиеся памятники древнерусской литературы (вспомним, например, «Слово о законе и благодати», летописи), что позволило великому князю Ярославу Мудрому учредить при Софийском соборе Киева первую на Руси библиотеку.

Вероучение и богослужение Православной Церкви требовали самой широкой грамотности. Поэтому школа, книжность и просвещение на протяжении многих столетий были по преимуществу делом Церкви.

 Культура Древней Руси строилась на основе ценностей самого высокого порядка ― ценностей христианских, которые нашли свое отражение в архитектуре, иконописи, декоративном искусстве, в музыке, литературе и определили высочайший уровень древнерусского искусства, признанного во всем мире.

До сего дня выдвигается много версий о том, почему князь Владимир выбрал для себя и своего народа православную веру. В числе причин, побудивших его сделать такой выбор, иногда называются самые утилитарные ― честолюбие, политический расчет, стремление породниться с Византийским царствующим домом. Однако, как говорится в Евангелии: по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). Всякое дело познается по тому, какой плод оно принесло. Равноапостольный князь Владимир провел преобразования, которые определили судьбу страны на тысячелетие. Но, кроме того, он оставил совершенно удивительный, исключительно добрый след в народной памяти. Много ли было в истории политиков-реформаторов, о которых мы можем сказать то же самое? Дело в том, что Крещение Руси, принятие ею христианства открывало путь не только к развитию государства, но и путь ко спасению человека. Это то, что было обращено к сердцу каждого человека и касалось непосредственно его жизни ― временной и вечной.

Мы знаем, что искренняя жизнь по Евангелию способна совершенно переродить человеческую душу. Об этом свидетельствует и житие святого равноапостольного князя Владимира. «Владимир до крещения и Владимир после крещения — это как бы два совершенно разных человека. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар, — он после крещения становится ласковым, приветливым, любвеобильным и милостивым князем, истинным отцом своих подданных. Владимир Красное Солнышко — таким прозвищем характеризуют его письменные памятники второго периода его жизни»,― отмечал архиепископ Аверкий (Таушев), духовный писатель, видный деятель Русского Зарубежья.

Хотелось бы подчеркнуть и такую особенность. Образ святого князя Владимира-христианина – очень добрый как в устном народном творчестве, фольклоре, так и в письменных памятниках. Его житие дошло до нас во множестве разновременных редакций и списков. Их количество настолько велико, что исследователи пришли к обоснованному выводу о глубоком интересе к личности великого князя со стороны образованной части общества Древней Руси. Причем распространение этих жизнеописаний происходило задолго до церковной канонизации. Поэтому можно утверждать: насколько обильный плод принесло обращение ко Христу в жизни самого святого князя Владимира, в такой же мере оно повлияло и на жизнь его подданных, всего порученного ему Богом государства.

Есть древняя христианская мудрость: «Христианство не доказуется, а показуется». Это правило действовало и действует везде, в любые исторические эпохи. Думаю, оно было исполнено и в жизни архиепископа Пимена (Хмелевского), памяти которого посвящены наши традиционные чтения.

Напомню, что он нес свое архипастырское служение на Саратовской земле около тридцати лет, причем в то время, когда проповедь о Христе была крайне затруднена, храмы закрывались, деятельность Церкви строго контролировалась враждебно настроенной государственной властью. Это было очень трудное время. Вчера состоялась презентация новой книги нашего епархиального издательства ― двухтомника дневников владыки Пимена саратовского периода. Это очень интересный документ, я рекомендую познакомиться с ним всем, кто интересуется историей ХХ века. Кроме дневников, проповедей и интервью самого владыки в книгу вошли воспоминания о нем, документы из государственных и церковных архивов. Есть там и очень теплое письмо от знаменитого художника (в то время он был главный художником театра «Ла Скала») Николая Бенуа, который в 1985 году, незадолго до конца своей жизни, писал владыке: «…дорогой, родной наш отец Пимен! <...> Благодаря Вам, благодаря встречам с Вами в сердце моем укрепилось убеждение в правоте именно Православной Церкви... Кто может отрицать ее беспредельную красоту, возвышенность ее идеалов, кристальную чистоту царящего в ней Духа?.. Укреплением моих взглядов в этом отношении я обязан именно Вам, дорогой отец Пимен, и не потому, что мы имели обширный обмен мнений по этому поводу… Ваша личность уже имеет в себе нечто, что воздействует непосредственно на дух, придавая ему силу в борьбе с сомнениями и с соблазнами на простецкие, матерьялистические объяснения смысла жизни и всего созданного Богом мироздания».

В Евангелии Царство Небесное уподобляется закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13, 33). Этот удивительный образ применим и к нашей жизни, к сегодняшнему событию: владыка Пимен, глубоко верующий архипастырь и удивительно талантливый человек, был поставлен в такие обстоятельства, в которых, казалось бы, мог сделать совсем немного. Развивать церковную проповедь и церковную жизнь было невозможно, каждый священник и каждый верующий человек слышал от окружающих только одно: «Ну, когда же вы, наконец, вымрете и мы закроем ваши церкви?».

Однако и в тех условиях владыка сумел сохранить и передать другим тот дух церковности, который, несмотря на гонения и испытания, сохранялся в нашем народе. Он оставил столь добрый след в душах людей, что дело его жизни продолжается на нашей земле. Пименовские чтения проходят уже в двенадцатый раз. С каждым годом растет число их участников, интерес к форуму со стороны научного, преподавательского и культурного сообщества. Не иссякают темы, которые очень важно обсудить ученым, представителям власти, различных общественных сил совместно с Русской Православной Церковью.

Хотел бы обратить ваше внимание и на то, что здесь, в фойе корпуса, представлена наша новая выставка, которая рассказывает о церковной жизни Саратова и Саратовской епархии. Вообще, жизнь Церкви ― это жизнь людей, которые ее составляют, прежде всего — обычных верующих мирян. Эта жизнь очень разноплановая, полная, глубокая и радостная. В ней есть место и совместной молитве, и учебе, и делам милосердия, и многому другому. Очень точно сказал о смысле деятельности Церкви русский историк В.О. Ключевский: «Церковь действует на особом поприще, отличном от поля деятельности государства. У нее своя территория ― это верующая совесть; своя политика ― оборона этой совести от греховных влечений. Но, воспитывая верующего для грядущего града, она постепенно обновляет и перестраивает и град, зде пребывающий. Это перестройка гражданского общежития под действием Церкви ― таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ».

Я еще раз приветствую и благодарю всех участников пленарного заседания и тех, кто примет участие в работе секций и педагогического форума «Православная культура в современном образовательном пространстве». Надеюсь, что предстоящий обмен мнениями будет интересным и полезным для всех.

г. Саратов, 05 декабря 2014 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.