+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Приветственное слово Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина участникам Десятых межрегиональных Пименовских чтений
Просмотров: 2000     Комментариев: 0

Ваши Преосвященства!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

Я сердечно приветствую всех участников и гостей Десятых, юбилейных, межрегиональных Пименовских чтений! В этом году тема нашего форума ― «Православная традиция и диалог культур в современном мире».

10 лет назад Пименовские чтения задумывались именно как пространство для диалога представителей духовной и светской науки и культуры в нашем регионе. Тогда, как вы помните, необходимость в таком диалоге ощущалась очень остро. Не случайно чтения были посвящены памяти саратовского архипастыря, архиепископа Пимена (Хмелевского), ― человека, положившего начало взаимообщению между церковной и светской интеллигенцией еще в то время, когда для такого общения, казалось бы, ставились все возможные преграды. Прошло более двадцати лет с тех пор, как Церковь получила свободу. На протяжении этого времени она прикладывала и прикладывает колоссальные усилия к тому, чтобы рассказать как можно большему числу наших соотечественников о том, что такое вера, чего Бог ждет от человека, каковы задачи Церкви в этом мире. Но можно ли считать семь десятилетий государственного богоборчества «яко не бывшими»? Достаточно ли двадцати лет для того, чтобы восстановить все то, что разрушено за семьдесят, а разрушалось несколько столетий? Опыт последних месяцев показал: к сожалению, нет. Как отметил Святейший Патриарх, в нашем обществе до сих пор существует громадный дефицит адекватного знания о религии и Церкви. Этот дефицит проявляет себя на всех уровнях: от бытового до общественного, вплоть до проявления определенного напряжения, иногда даже враждебности к Церкви.

Буквально на днях, 28-29 ноября в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». На нем присутствовали не только представители Саратовской епархии, но и Саратовского государственного университета, в котором открылась в этом году кафедра теологии. На совещании, в частности, обсуждались особенности и проблемы того диалога, который ведется сегодня между Церковью и учреждениями образования, богословием и гуманитарными науками.

Одно из главных препятствий к этому диалогу на сегодняшний день, говорилось на совещании, ― то, что в нашей стране до сих пор нет общественного консенсуса в понимании светскости. Что такое светскость государства и светскость образования? Это понятие используется, но не раскрывается в Российской Конституции и других нормативных актах. Но надо помнить, что нигде в мир светскость не отождествляется с атеизмом. «В пространстве правильно понятой светскости возможно и желательно продуктивное взаимодействие государства, общества и религиозных конфессий в различных областях, в том числе в сфере образования»,― отметил на совещании Святейший Патриарх. И я бы сказал, что наш десятилетний опыт проведения Пименовских чтений ― одно из свидетельств тому, что это взаимодействие может быть интересным и взаимополезным.

Несколько слов об основной теме Десятых Пименовских чтений. В современном мире диалог культур – актуальное, многозначное понятие, которое используется в разных сферах гуманитарных наук и общественных отношений. Наше время ― время коммуникации, взаимодействия, использования разных подходов и точек зрения. В диалоге яснее выявляется онтологическая суть того или иного явления.

Совершенно очевидна необходимость диалога культур в общественных, межэтнических, межгосударственных отношениях. Сегодня происходит интенсивное взаимодействие представителей разных культур, как говорится, «по факту», а иногда и вынужденно: оно обусловлено процессами миграции, глобализации, стирания границ между государствами. В связи с этим выходит на первый план проблема сохранения собственной идентичности, самостоятельности в этом взаимодействии.

В этом смысле очень многое можно почерпнуть из истории христианства, Православной Церкви, потому что Православная Церковь — пространство, где диалог культур происходил и происходит, начиная с древних времен.

Русская Православная Церковь ― наследница Византии, а Византия —огромный плавильный котел, в котором переплавились культуры целого ряда народов, проживавших на территории трех континентов, в регионах столь непохожих друг на друга, как Сирия, Египет, Палестина, Балканы, Малая Азия, Армения, Персия, частично Китай, не говоря уже о славянских странах. Византия смогла не только дать миру собственную неповторимую высокоразвитую культуру, но и сохранить, распространить по миру классическую греко-римской культуру античности. Можно сказать, что Церковь единого христианского мира, который существовал в период расцвета Византийской империи, — место, где состоялась истинная глобализация в лучшем смысле этого слова, и результаты этого процесса действенны до сего дня. Мы видим, что христианство могло и может существовать в самых разных культурных обличьях, оно остается неотъемлемой частью духовной традиции европейских государств, Америки, ряда стран Африки, присутствует в азиатских странах, в том числе Китае и Японии. Христианство, по евангельскому образу, как закваска в тесте изменяет внутреннее содержание той или иной культуры, не подавляя ее и позволяя развиваться традиционным своеобразным внешним формам. И христианская Африка остается Африкой, Япония ― Японией, и так далее.

Такой вот диалог культур происходил и происходит сегодня в христианском мире, в Поместных Православных Церквах. В этом смысле православная традиция — это и есть, наверное, одна из самых первых традиций диалогов культур, причем это опыт состоявшегося, плодотворного диалога, в который необходимо вглядеться, изучить и попробовать использовать его основные принципы. Их можно обозначить так: разнообразие внешних форм, отказ от обязательной унификации, и при этом ― попытка изменить внутреннее содержание культуры и дать ему христианское измерение.

Диалог культур, религиозной и светской, успешно происходит и в рамках наших чтений.

Все больше исследователей выбирают для себя темы из области традиционных философии, истории, литературоведения, искусствоведения, в их связи с богословием и святоотеческой традицией. Стала традиционной и секция, посвященная политико-правовым отношениям.

Одна из наших постоянных секций, благодаря ее актуальности, тому интересу, который она неизменно вызывала, преобразована в педагогический форум «Православная культура в современном образовательном пространстве», в рамках которого пройдут мастер-классы ведущих учителей.

И впервые в этом году в рамках Пименовских чтений состоится научно-образовательный форум «Духовно-нравственные основы межкультурного диалога России и Китая», с очень насыщенной программой, посвященной многовековым взаимоотношениям двух древних и самобытных культур.

Я благодарю всех участников нашего пленарного заседания, предстоящих форумов и секций Десятых Пименовских чтений. Желаю плодотворной работы, новых тем для исследований, связанных с традиционной, неизменно актуальной, отечественной культурой.

07 декабря 2012 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.