Уважаемые участники и гости Пятых Пименовских чтений!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я рад приветствовать вас теперь уже на Пятых, юбилейных Пименовских чтениях, которые задумывались как площадка для общения, обмена мнениями между представителями духовной и светской науки и культуры. Пять лет назад все мы сознавали, что такой диалог необходим, но за прошедшее время смогли убедиться, что он крайне важен и интересен для обеих сторон.
Тема начинающих сегодня свою работу чтений такова: «Церковь и образование: значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России». Эта тема также не случайна, она затрагивает целый ряд актуальных вопросов, по которым ведется дискуссия, и зачастую довольно жесткая, в современном российском обществе. Нарушает ли преподавание «Основ православной культуры» принцип светскости образования? Есть ли вообще место в сегодняшней системе образования для духовно-нравственных дисциплин? Какого результата в воспитании молодого поколения мы можем достигнуть, сознательно убирая из современной школы все, что связано с традиционной русской культурой и ориентируясь преимущественно на Запад? Все эти вопросы крайне важны для всего общества, не только для Церкви, но именно Церковь чаще всего инициирует их обсуждение, предлагает свою помощь государству в решении наболевших проблем.
В связи с этим нельзя не вспомнить о том, что уже в течение несколько лет ведутся споры о том, можно ли и нужно ли преподавать в школах культурологический предмет «Основы православной культуры». На вопрос «нужно ли» дали положительный ответ жители 36 регионов, где в качестве факультативного или в составе регионального компонента уже преподается этот предмет. Недавно в Саратовской области рядом общественных организаций был проведен сбор подписей в поддержку ОПК: за введение этого курса выступили около 15 тысяч человек. Таким образом, на вопрос «нужно ли преподавать в школах ОПК» звучит ответ «снизу» ― от граждан России, родителей учащихся и дошкольников, которые говорят: «Да, нашим детям это необходимо».
А вот на вопрос «можно ли» отвечают уже с другой стороны, «сверху», и отрицательно: «Нет, нельзя». Так, на уже упоминавшееся письмо саратовских общественников, основная мысль которого: «Мы должны использовать любую возможность помочь нашим детям»,― пришел ответ из министерства образования и науки Российской Федерации, начинающийся словами: «В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства <…> государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
И дело не только в том, что ответом на выступление, в котором звучала живая боль родителей саратовских школьников, стал очередной образец канцелярского искусства. Если рассматривать ситуацию шире, можно увидеть явно: в современном обществе словами о светскости ― образования, науки или культуры ― прикрываются попытки разрушения традиционных устоев в этих сферах, вообще ― попытки разрушения традиционной нравственности. На наших глазах в культуре, искусстве развиваются не просто постхристианские, но даже антихристианские направления, которые только с большой натяжкой можно назвать частью культурной жизни. Все чаще в отношении современного искусства звучит ницшеанское определение ― «по ту сторону добра и зла». Оно оправдывает интерес к низменному, любуется проявлением самых темных сил человеческой природы, романтизирует саморазрушение. По сути, сейчас в рамках слова «культура» оказываются два противоположных, разнонаправленных явления ― культура настоящая и то, что справедливо было бы назвать антикультурой.
В чем разница между ними? Влияние культуры ведет к очищению и преображению человека, к его духовному возрастанию. Влияние антикультуры разрушительно для всего, с чем она соприкасается, особенно для человеческой личности. Есть и более глубинное, но совершенно очевидное различие между этими двумя полюсами. Культура истинная имеет своим истоком христианство. Мы говорим: европейская культура, великая русская культура ― и имеем при этом в виду то, что создано христианской цивилизацией. У тех, кто сегодня в прессе пугает жителей России происходящей «клерикализацией», вызывает нарекания само название предмета ― «Основы православной культуры». Но ведь, по сути, православная культура стала основой национальной культуры в стране, жизнь которой на протяжении тысячелетия глубоко связана с православной верой, где Православием сформировано и народное самосознание, и сама российская государственность.
Вот почему для общества жизненно необходима передача знаний об этой культуре молодому поколению ― как условие сохранения своей уникальности и дальнейшего развития, более того, как условие самосохранения в сегодняшнем мире. И Церковь может стать для государства в этом деле добрым помощником. Живая связь с духовной культурой даст возможность современной культуре светской стать продолжательницей великой русской культуры.
Для нас же, верующих православных людей, требование Евангелия ― идите и научите все народы (Мф. 28, 19) ― остается очень важным. Мы не можем в распространении слова Божия ограничиться стенами храмов, делить свою жизнь на две разные, не влияющие друг на друга части ― жизнь в Церкви и жизнь вне ее.
Поэтому мы будем делать все от нас зависящее для развития просветительской работы, для того, чтобы знание о Боге, определяющее направление всей человеческой жизни, стало доступным для максимально возможного числа людей. И надеюсь, что наши Пименовские чтения станут еще одним шагом к этому.
Я поздравляю всех участников чтений с их открытием, желаю всем плодотворной работы, интересных встреч. Желаю, чтобы свет Христов освещал всю вашу жизнь, был вам помощью во всех добрых делах.