Уважаемые представители государственной власти, образования и науки,
всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня наше общество оказалось перед лицом надвигающейся национальной катастрофы. Ее симптомы — это падение нравственности, стремительный рост преступности, алкоголизм, наркомания. Причины этих недугов, разрушающих душу и тело, самую личность человека, имеют характер духовный.
Больно само общество, и это — страшная расплата за принятие идеологии потребления, за пренебрежение духовно-нравственными ценностями, за превратно понимаемую свободу. Что ведет наших современников, прежде всего молодежь, к бегству в царство разрушительных страстей и наркотических иллюзий от реальности богозданного мира? Не только социальная нестабильность. Часто это бегство от одной иллюзии, одних идолов, к другим, ведь переживание подлинной реальности открыто лишь человеку, живущему в благодати Божией. Поэтому ныне Церковь Христова, как и во все тяжелые периоды истории, протягивает руку помощи страждущему человеку и ослабленному обществу.
Формы, в которых эта помощь осуществляется, могут быть очень различными. Один из возможных путей — взаимодействие, совместная деятельность Церкви и государства, направленная на оздоровление, духовное исцеление общества. Иллюстрацией такой совместной деятельности может быть настоящая конференция. Она и по своему масштабу, и по характеру является наглядным свидетельством нового уровня взаимоотношений власти светской и церковной, что предполагает распространение данного опыта в другие регионы Российской Федерации.
Цель конференции — встреча представителей Церкви и государства, образования и медицины, науки и общества для осмысления исторического опыта Русской Православной Церкви в деле государственного строительства, а также воспитания в духе патриотизма и духовно-нравственных ценностей.
Значение таких встреч сегодня трудно переоценить. Русская Православная Церковь с помощью Божией вот уже более десятилетия успешно возрождает церковную жизнь в новых условиях. То, что удалось сделать за это время, многими справедливо оценивается как чудо: многократно увеличилось число приходов, созданы новые епархии, восстанавливаются порушенные храмы, воссоздаются монастыри, обустраивается церковная жизнь. Но самое главное — то, что Церковь за последнее время обрела множество новых чад. Их воцерковление, восприятие ими традиций и устоев Церкви, научение основам веры и церковного благочестия стало одной из ключевых задач ушедшего десятилетия.
Свобода свидетельства и служения дала Церкви возможность вступить в открытый диалог с обществом, властью, наукой и культурой. Но такая возможность подразумевает огромную ответственность. Именно поэтому столь значимым оказывается сегодня дело возрождения и развития церковной науки и взаимодействия с обществом.
Тема настоящей конференции — "Православие и духовное здоровье нации" — выбрана не случайно.
Мы только-только переступили порог нового века. Его тревожное начало ясно показывает нам: то, что произошло с Россией в веке минувшем, требует углубленного осмысления. Мировые войны, репрессивные тоталитарные режимы, невиданные по размаху гонения на христиан, изменение традиционного уклада жизни, дегуманизация, вызванная стремительным развитием новых технологий, — вот далеко не полный перечень событий и процессов, оказавших сильное, подчас разрушительное влияние на человека, на его мировоззрение и нравственные убеждения. Некоторые мыслители говорили о том, что в XX столетии произошла "антропологическая катастрофа". Поэтому вопрос о духовном здоровье нации всецело обращен к человеку, который поставлен перед необходимостью заново определять основания своего бытия в мире, меняющемся на глазах.
Одной из особенностей настоящего момента мировой истории является обострение конфликта между религиозным и нерелигиозным сознанием. Идеология секулярного гуманизма, которая вдохновляла многие современные общества на протяжении последних столетий, сегодня переживает кризис. Выдвинув на первый план человека, опирающегося на свои собственные силы и способности, она не смогла защитить его, предотвратить глобальные и локальные конфликты, обеспечить мирное сосуществование людей, принадлежащих к различным культурам и исповедующих разные религии.
Вот уже две тысячи лет Церковь Христова несет миру свидетельство о Триедином Боге, о Христе, о совершенном Им деле спасения, о созданной Им Церкви. Но Церковь несет миру и истину о человеке, о том его образе, который открывается в свете Евангельского Благовестия и догматов православной веры. В отличие от светской антропологии, которая отрывает человека от источника его бытия — Бога Творца, Церковь рассматривает человека как подобие Божие. Его жизнь не исчерпывается земной, материальной реальностью. Человек веры устремлен ввысь.
Размышляя о том, что же делает человека человеком, христианин взирает на Того, Кто соединил в Себе небо и землю, — на Богочеловека Христа, Который, совершив Свой спасительный подвиг на земле, воссел одесную Бога Отца на небесах. Господь Иисус Христос явил нам Бога, Которого "никто никогда не видел" (1 Ин 4:12), но в то же время Он явил нам и истинного Человека — то есть такого, который пребывает в единстве с Богом. Поэтому последователи и ученики Христа призваны уподобляться Ему, видя в Нем образец подлинной человечности.
Обличая грех и возникшие вследствие его искажения человеческого естества, Церковь вместе с тем неустанно отстаивала высочайшее достоинство и предназначение человека. Именно Церковь на основании Божественного Откровения ясно провозгласила высочайшую свободу человека, его творческую мощь, равенство всех людей перед Богом вне зависимости от национальности, пола, социального положения, призвала всех людей к братству и деятельному милосердию. Не светский гуманизм, а христианство явило миру истинное значение и ценность человека.
Поэтому сегодня Церковь Христова призвана к убедительному свидетельству, к активному диалогу с обществом, цель которого — социальное и духовное его оздоровление. Неся вечные истины, она должна быть готова мужественно отвечать на самые острые вопросы современности.
Руководствуясь этим принципом, мы определили следующие направления работы секций конференции — управление и социально-политическая проблематика; педагогика и культура; медицина и биоэтика; средства массовой информации и Церковь; вопросы патриотизма и силовые структуры Российской Федерации.
Особо важным при этом является поиск разрешения духовных проблем, порождаемых жизнью в современном мире. Церковь знает, что в человеке главным является дух, который должен господствовать над его биологическим существом и противостоять греховным соблазнам. Также и в здоровом обществе наивысшей ценностью является утверждение духовных ориентиров. "Плод же духа, — как говорит Апостол: — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера" (Гал 5:22).
Многие из актуальных проблем, которые предстоит обсудить участникам конференции, будут иметь самое непосредственное значение для совершенствования пастырской практики в Саратовской епархии и формулировании позиции по таким вопросам как взаимодействие со структурами власти и бизнеса, учреждениями образования, науки и здравоохранения, общественными организациями и традиционными конфессиями, средствами массовой информации.
В этом смысле на конференции состоится обсуждение богословских, социальных и политических вопросов, которым посвящены "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Этот программный документ, отражающий отношению Церкви к современным общественно значимым проблемам, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, ясно свидетельствует о серьезной пастырской озабоченности Церкви проблемами здоровья нации.
Только конструктивный диалог между Церковью и властью, институтами образования и здравоохранения, позволит говорить о реальном творческом соработничестве, которое надлежит развивать в партнерстве со всеми здоровыми силами общества. Только в этом случае наши усилия увенчаются плодами, в первую очередь плодами покаяния, ибо без глубокой, внутренней перемены, без обретения подлинных, но некогда утраченных ценностей исцеление личности и народа невозможно.
Уважаемые участники и гости конференции! От всего сердца молитвенно желаю Вам успеха в предстоящих трудах и надеюсь, что они станут важным вкладом в дело совершенствования свидетельства и служения Церкви миру.