Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Примирение истории
Просмотров: 638     Комментариев: 0

25–27 января в Москве проходили юбилейные XXV Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году тема чтений звучала так: «1917–2017: уроки столетия». Работа чтений, на которые прибыло более пятнадцати тысяч человек из регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, велась по шестнадцати направлениям. Участники обсудили такие вопросы, как деятельность Русской Православной Церкви в период гонений ХХ века, современная жизнь Церкви и святоотеческая традиция, история православного храмостроительства, социальная миссия Церкви и другие. Но сквозной темой, так или иначе звучавшей на круглых столах, в выступлениях спикеров, обсуждениях и дискуссиях, была тема осмысления пути, который прошли наша страна и Церковь за минувшее столетие.

«Бережное отношение к истории и сохранение исторического наследия — это зримое свидетельство готовности общества к усвоению уроков прошлого, — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии V Рождественских парламентских встреч, организованных в Государственной Думе РФ в рамках Рождественских чтений. — Еще в 2014 году Всемирный русский народный Собор предложил концепцию “примирения истории”, призвав наше общество признать, что какими бы ни были в нашем прошлом трудности или достижения, это наш опыт, это болезненные уроки или примеры для подражания. Василий Осипович Ключевский как-то отметил, что “история — это надзирательница, которая ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание уроков”. Продолжая мысль этого выдающегося отечественного историка, хотел бы добавить: невежество в истории делает человека легко манипулируемым, склонным к однобоким оценкам и искажению фактов». Предстоятель Русской Православной Церкви призвал всех участников форума сохранять беспристрастность по отношению к любому историческому деятелю или периоду и не пытаться подверстать историю под свои представления.

* * *

В этом году исполняется 100 лет событиям, начавшимся в 1917 году. Почему наша страна стала ареной для небывалого в истории эксперимента, вызвавшего братоубийственную гражданскую войну, репрессии, страдания людей и многочисленные жертвы?

Историки и экономисты говорят о накопившихся за предыдущие десятилетия противоречиях, о расслоении общества и социальном неравенстве, формулируют экономические и внешнеполитические предпосылки, сложившиеся в ту эпоху. Но у всякого значительного исторического явления всегда есть две разновидности причин: внешние и внутренние. И если внешние можно установить в ходе научных исследований, то для понимания внутренних необходимо рассматривать духовную составляющую жизни общества.

«События 1917 года и последовавшие за ними драматические деяния имеют глубокие духовные причины,  — убежден Патриарх Кирилл.  — Коренной слом традиционного уклада жизни стал возможен только потому, что из повседневной жизни людей и, в первую очередь, тех, кто принадлежал к элите, ушло нечто очень важное. Несмотря на внешнее благополучие и благолепие, научные и культурные достижения, в жизни людей все меньше места оставалось для живой и искренней веры в Бога, понимания исключительной важности ценностей, принадлежащих духовной и нравственной традиции». Далее Патриарх говорил об утрате способности критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи. «Главная трагедия народа заключалась в том, что, одурманенный сомнительными популистскими идеями, он позволил оболгать национальную историческую память, надругаться над своей традицией, веками создававшейся усилиями предков, позволил разделить себя на враждующие лагеря и поставить политические и социальные различия выше национального единства и культурной общности»,  — отметил он.

Страна была ввергнута в хаос. Под лозунгом «Религия — опиум для народа» уничтожались церкви, святыни, духовенство оказалось на положении изгоев. И все же, несмотря на все усилия, предпринимаемые новой властью по вытравливанию из народа религиозности, несмотря на лютые репрессии, вера жила в народе. Более того, революционные испытания стали моментом истины для многих, и особенно для тех, кто некогда посвятил себя Богу. Кто-то отпал, не выдержав натиска гонений, но многие в этом горниле искушений обрели ту полноту веры и готовность идти ради Хрис­та на смерть, какой раньше не имели. (Подробнее о теме новомучеников и исповедников веры — в материале Марины Бирюковой «Наши павшие как часовые» на стр. 8).

* * *

Патриарх Кирилл, выступая на открытии чтений, подробно говорил и о действии Промысла Божия в истории. «История — это действие воли Божией во взаимодействии с волей человеческой. Когда человек избирает добро и действует в соответствии с Божественным законом, Господь помогает ему на этом пути. Если же выбор человека происходит в пользу зла, если человек отходит от Божественных словес, то Господь оставляет человека, предоставляя ему возможность жить и действовать в соответствии со своим выбором. Отступление от Божественной Истины всегда становилось для человека печальной причиной последующих несчастий, бед и испытаний. Это касается как личной жизни каждого, так и жизни человеческих обществ и народов. Вместе с тем Промысл Создателя силен исправить и обратить во благо даже человеческие грехи и заблуждения, и ярким примером сему является минувшее столетие. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, история XX века знает многие примеры жертвенного служения Христу, а рубеж XX и XXI столетия стал временем нового обращения людей к Богу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа».

В контексте действия Промысла Божия в истории звучала на форуме тема Великой Отечественной войны. Очевидная трагедия обернулась для нашего народа горьким, но все-таки лекарством. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним. Изменилось и отношение государства к религии, чему способствовала патриотическая позиция Русской Православной Церкви в годы войны. Это «потепление» в отношениях между государством и Церковью сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и даже появление официального церковного журнала. Однако конфликт между атеистическим режимом и Церковью, которая считалась прямым конкурентом советской идеологии, оставался. И вскоре он вновь проявился в возобновлении в конце 50‑х — начале 60‑х годов репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды.

Новой вехой в истории страны и Церкви стал 1988 год — в этот год отмечался 1000‑летний юбилей Крещения Руси. К этому моменту государство фактически отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации верующих. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что врата ада не одолеют (Мф. 16, 18) созданную Им Церковь.

* * *

В качестве итога развернувшейся на форуме дискуссии хотелось бы привести слова Патриарха, сказанные в одном из выступлений: «Милостью Божией преодолев трагические испытания века двадцатого, наша Церковь и народ вошли в XXI столетие обновленными и умудренными опытом. Мы призваны усвоить уроки минувшего века, ибо без живого желания понять собственное прошлое у народа не может быть осмысленного пути в будущее. И главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество — это, по слову Священного Писания, дом, построенный на песке, падение которого — падение великое (Мф. 7, 26–27)».

Предстоятель призвал всех нас помнить о личной ответственности и о дарованной нам свободе выбора, о значении каждой мысли, каждого поступка, которые могут как приблизить человека к истинному благу, так и ввергнуть в пропасть участия в тайне беззакония, ибо, по слову Спасителя, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безум­ство (Мк. 7, 21–22). А все это — именно то, что становится движущей силой не только наших личных греховных поступков, но и трагических исторических событий.

«Будем помнить о том, что народ делают народом не только общий язык и территория проживания. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие 100 лет,  — сказал в своем выступлении Патриарх.  — И сегодня, взирая на пережитые испытания, мы можем с уверенностью сказать, что они были попущены Божественным Промыслом, дабы мы могли с уверенностью сказать, что видели страшную бездну, в которой нет Христа, но, по словам Ивана Ильина, восхотели Божиего, чтобы очиститься, возродиться и исткать ткань новой России. А какой будет эта Россия, какими будут братские страны и народы, объединенные единой Православной Церковью, зависит от нас самих. И дай Бог всем нам мудрости, терпения, твердости веры и духовной бодрости, чтобы достойно совершить труды, которые могли бы помочь нам построить мирную и справедливую жизнь».

Подготовила Ольга Протасова

 

Нужен ли православному человеку психолог, стоит ли вводить в школах раздельное образование для мальчиков и девочек, как привлечь молодежь к участию в различных мероприятиях — на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях обсуждалось множество интересных тем. Участники делегации, представлявшей Саратовскую епархию, поделились своими впечатлениями от форума.

Галина Власова, секретарь епархиального отдела по благотворительности и социальному служению:

—  Я была на секции «Сестричества милосердия — опыт возрождения социального православного служения», возглавляемой протоиереем Евгением Попиченко, он руководит отделом социального служения в Екатеринбургской епархии. Мы разбирали примеры организации помощи сестер милосердия как сто лет назад, так и в настоящее время. История сестричеств начала ХХ века весьма интересна именно с практической точки зрения, их опыт можно использовать и сейчас. Особое внимание было уделено преподобномученице Елизавете Федоровне — это, пожалуй, самый яркий пример служения людям делами милосердия в ХХ веке.

Много интересного было для нас в плане организации дежурств в больницах. В Саратовской епархии такая работа ведется четыре года, а у кого-то уже порядка десяти лет. Выступали в основном представители московских сестричеств, у них сестры милосердия состоят в штате больницы. Это очень существенное отличие — у нас ведь только волонтеры. Сестры приводили в пример свои конкретные разработки — например, в оказании помощи больным с пролежнями. Они обещали прислать нам методику. Обсуждались также нюансы подготовки больных к исповеди и Причастию, поздравления их с праздниками.

Еще я была на конференции «Христианская психология: проблемы и перспективы» в Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Говорили о современной христианской психологии и образе психолога-консультанта в представлении православных верующих, о понятии вины, о психологических защитах в отношениях «Я и Другой». Так как наша деятельность предполагает общение с большим количеством людей, для меня эти доклады были ценны.

Вообще, часто ведутся споры, нужен ли православному человеку, у которого есть духовник, православный психолог. Что может дать верующим людям психология? Один из участников конференции в ответ на это привел такой пример: если у трехлетнего ребенка, у которого есть старший брат, спросить, есть ли у него брат, он ответит, что есть. А если спросить у малыша, есть ли у его брата брат, он ответит, что нет. Это психологическое состояние обычного трехлетнего ребенка — такие у него способности, таким образом он видит мир. Психология может подсказать, какими психологическими возможностями обладает человек в конкретном возрасте, и таким образом помочь найти к нему индивидуальный подход. Психолог нужен в помощь священнику, а не вместо него.

Отдельно хочу сказать о докладе доцента кафедры общей и прикладной психологии Московского православного института Надежды Храмовой «Проблема раздельного обучения и гендерной идентичности». Эта тема широко обсуждалась — кто-то «за», кто-то «против». Лично я склоняюсь к раздельному образованию. Надежда Григорьевна говорила о том, насколько различаются временные отрезки взросления у девочек и мальчиков. Вследствие того, что девочки раньше взрослеют, они несколько «приподнимаются» над мальчиками, порой смеются над ними, а мальчики из-за этого очень переживают. Взросление мальчиков не терпит таких насмешек, переживания могут надолго остаться с подростком, юношей. Не говоря уже о том, что властное отношение девочки к мальчику, женщины к мужчине нередко переносится и во взрослую жизнь, в семейные отношения.

Примеры раздельного образования были в нашей истории и до революции, и в советское время, и опыт показал, что это благоприятно для психического взросления и девочек, и мальчиков. Раздельное обучение требуется только в школьный период, при этом не нужны разные школы, предпочтительны раздельные классы.

* * *

Петр Бояркин, помощник благочинного Петровского округа по миссионерской работе, директор Петровского филиала регионального центра «Молодежь плюс»:

— На Рождественских чтениях я стал участником направления «Церковь и молодежь», в частности, посетил семинар по информационному обеспечению молодежной работы. Семинар проводили сотрудники молодежного отдела Московской епархии, они рассказывали о прижившихся у них методах и формах организации мероприятий для молодежи, о том, как освещать те или иные мероприятия на официальном сайте епархии и в социальных сетях. Проблема такая действительно существует: мероприятий проводится довольно много, но освещаются они зачастую поверхностно. Нас учили грамотно составлять пресс-релизы и анонсы событий. Ведь бывает, что мероприятие задумано интересное, но о нем мало кто узнаёт или узнают, но впечатление от анонса таково, что идти не хочется. Также у нас был мастер-класс по видеосъемке — нам объясняли, как уложить рассказ о том или ином мероприятии в формат трехминутного видеоролика.

Еще я был на совещании руководителей епархиальных молодежных отделов, которые входят в состав Приволжского федерального округа, и помощников благочинных по молодежной работе. Участники делились своим опытом, рассказывали о том, какие мероприятия запланированы у них в епархиях. Например, говорили о миссионерском крещении. Это когда один священник в храме совершает само Таинство Крещения, а чуть поодаль стоит другой священник и рассказывает об этом Таинстве группе молодежи, объясняет им, что происходит в конкретный момент. В нашей епархии подобного еще не проводилось, поэтому мы сейчас прорабатываем возможность совершения миссионерских крещений в нашем благочинии.

* * *

Мария Ковалева, сотрудник информационно-издательского отдела Саратовской епархии:

— Я побывала на мастер-классе специалиста по Интернет-продвижению Юрия Анциферова. Выводов и впечатлений по итогам этой встречи много. Прежде всего, для нас, участников, стало очевидно, что присутствие Церкви в соцсетях оправдано и нужно. 61% пользователей Интернета — по данным, предоставленным ведущим мастер-класса, — идут в Сеть за информацией, и большинство получают ее именно через соцсети. Стоит помнить, что информационная работа предполагает использование механизмов влияния (именно влияния, и этого не нужно бояться: ведь вся информация, которая оказывается в поле восприятия человека, так или иначе воздействует на него). И Церковь может создать в Сети некий остров позитивной, жизнеутверждающей повестки дня.

Для всех собравшихся на встрече был актуален вопрос о том, какими должны быть тексты, в том числе новостные, на страницах храмов, епархий в социальных сетях. Новость в соцсетях живет едва ли одни сутки, скорее всего — пару часов, и это нужно учитывать. Сложный и трудоемкий, но наиболее эффективный для социальных сетей жанр — это уникальные истории. Нам посоветовали обратить внимание и на такую форму работы с подписчиками, как «батюшка у компьютера»: можно проанонсировать и подготовить площадку для онлайн-ответов на вопросы, и в течение часа священник будет беседовать с желающими в форме чата и личных сообщений. Кроме того, интересно было узнать о закономерностях восприятия Интернет-информации: к примеру, пользователи чаще всего обращают внимание на новые материалы в Сети по дороге на работу — в 9.00–10.00, после обеда: 14.00–15.00 и в вечернее время: 19.00–21.30. Все это вполне применимо в работе по продвижению через соцсети епархиальных и храмовых сайтов.

* * *

Екатерина Иванова, сотрудник информационно-издательского отдела Саратовской епархии:

— На меня очень сильное впечатление произвела секция, посвященная подвигу ликвидаторов последствий аварии на АЭС в Чернобыле. Об этом сейчас мало пишут и почти не вспоминают, а между тем подвиг, который совершили эти люди, требует благодарности и осмысления. К сожалению, сегодня о тех событиях вспоминают только люди, жизненно связанные с этой трагедией, а это неправильно. Ведь если бы герои Чернобыля тогда, в 1986 году, думали о своем здоровье, о своем будущем, если бы они тогда считали время, проведенное в зоне заражения, если бы они вовремя не потушили пожар, не построили саркофаг, то сегодня мы говорили бы об этой трагедии гораздо более заинтересованно: не как посторонние, а как пострадавшие. Это мы, а не они лежали бы в больницах, сдавали бесконечные анализы, стояли в очереди на трансплантацию органов, пытались достать дорогие лекарства. Мы, а не они умирали бы от разнообразных болезней во цвете лет. Но они не думали о себе, они исполняли свой долг, отдавая жизнь за други своя (Ин. 15, 13). Эти люди шли в самую сердцевину атомного ада, выстаивая там, где ломалась дорогая техника.

Меня поразил рассказ ныне знаменитого художника, а в 1986 году — простого солдата-призывника, служившего в войсках химической защиты, Алишера Викторовича Пяткова:

— Мы попали в чернобыльскую зону через шесть дней после аварии. Нас привезли на поезде. Ничего не объяснили. Когда мы приехали на место, была глубокая ночь. А наутро мы увидели такую картину: яркое весеннее солнышко, чистое голубое небо, какое бывает в начале мая, озимая травка очень яркого и насыщенного зеленого цвета — и до горизонта лежат сотни и сотни дохлых коров. И у этих коров страшные вздутые животы… Таков был наш первый день в зоне.

«Там, в Чернобыле, — говорил мне Алишер Викторович, — каждый совершил свой подвиг: медики, пожарные, солдаты, ученые. А вчера я услышал, как наш Патриарх Кирилл говорил на открытии Рождественских чтений о смысле подвига — о том, что мы должны подражать тем, кто его совершает. Подражание подвигу — это путь к Богу».

Сегодня ветераны-ликвидаторы встречаются, мягко говоря, с непониманием со стороны чиновников. Постоянно сокращаются льготы. Страшно даже думать об этом, но страна, которая забывает свое прошлое (а ведь это совсем недавнее прошлое!), рискует его повторить. Будем же молиться о том, чтобы этот опыт не повторился никогда и Господь сохранил этих удивительных, мужественных и таких скромных людей в мире и здравии на многая лета!

Подготовила Яна Конченко

Газета «Православная вера» № 03 (575)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: