Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Пресс-конференция Епископа Саратовского и Вольского Лонгина в г. Балашов
Просмотров: 3768     Комментариев: 0

ВЛАДЫКА ЛОНГИН: Я благодарю главу муниципального образования. Действительно, я новый человек в области и недавно занимаю пост Епископа Саратовского и Вольского. Сегодня одна из моих поездок по области в Балашовский район, в город Балашов, где мы сегодня отслужили литургию в Спасо-Преображенском храме, посетили храм, посвященный иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", празднование которой совершается Церковью сегодня, и храм в честь Архистратига Божия Михаила.

Я хотел бы выразить признательность Марату Фаритовичу и, в его лице, всей власти и администрации за то доброе и конструктивное отношение к Православной Церкви, которое сложилось за последние годы в городе и в районе.

Действительно сегодняшний день — преддверие дня, который носит название Дня согласия и примирения. Все мы с вами знаем, как назывался он недавно. Это день годовщины октябрьской революции и, наверное, сегодня как никогда в другой день уместно вспомнить, что отношение между государством и церковью в нашей стране в XX веке были очень сложными и трагичными. Государство тогда поставило перед собой задачу уничтожить церковь на Русской земле. Ту Церковь, которая в течение тысячи лет создавала наше государство вместе с народом. Ту Церковь, которая была стержнем нашей государственности. Однако задачи, которые победившая власть ставила перед собой, как ей казалось, эти задачи принципиально отличались от тех, которые Русское государство решало на протяжении всей своей истории. Поэтому было принято решение с этой историей покончить раз и навсегда. Мы с вами знаем, как это происходило. Мы знаем о письме Владимира Ильича Ленина, которое было написано в связи с событиями в Шуе, где он призывает, пользуясь моментом и голодом в Поволжье, как можно больше расстрелять духовенства, чтобы оно навсегда запомнило это. Вещественным памятником этого отношения являются те многочисленные руины древних прекрасных храмов, когда-то украшавших нашу землю. Они стоят скорбным памятником двадцатому веку. С разрушения Церкви и храмов началось разрушение нашего Отечества. Недаром эти руины стали символом разрушения и традиционного уклада жизни нашего народа. Вот те, опустевшие сегодня села, вымирающие деревни это не случайность, это тот процесс, который начался тогда в 1917-1918 году. Но кроме этих материальных потерь, есть потери духовного плана: в том, что изменился облик всего нашего народа, изменилась некая общая составляющая. Дело в том, что идеалы Святой Руси, те идеалы, которыми Россия жила, строила, крепла и побеждала в многочисленных сражениях, перестали быть идеалами народа.

Сегодня все, независимо ходит ли он в храм или нет, недовольны той общественной атмосферой, той ситуацией в сфере молодежи, в сфере нравственности, которая сегодня у нас с вами. Недовольны все. Мало кто из нас может сказать, что сегодня мы достигли каких-то нравственных высот. Нет. Скорее сегодня мы находимся ниже, чем даже предшествующие поколения, ниже тех, которые жили во времена Советской власти и получали хоть какое-то, но централизованное образование, воспитание, наставление, в том, хотя и безбожном, но патриотическом и нравственном смысле, который сегодня ушел из нашей жизни. Поэтому сегодня так часто можно слышать слова о возвращении к истокам, к тому, чем жила наша страна все столетья своего существования. Действительно это так. Действительно мы стремиться к тому, чтобы люди, живущие на нашей земле, обрели бы утерянный смысл жизни. Обрели бы его не на чужих пажитях, не там, где его нет или есть другие, не свойственные нашей традиции и культуре душевные качества народа, а там, на тех путях, которыми наш народ шел на всей истории его существования. Вот почему мы призываем всех людей вернуться к отеческому дому. Есть хорошее библейское выражение, всем известное: "время собирать камни". Действительно пришло время собирать то, что было разбросано. Время возвращаться к тому, что было отброшено, казалось бы, за ненадобностью, но это то единственное, что нужно на потребу человеческому существованию. И это возвращение постепенно началось везде, во всех сферах жизни общества, во всех городах и селах, во всех местах, где люди стремятся вернуться к корням своей культуры, истории и своей духовной жизни.

Слава Богу, сегодня открываются храмы. Открываются по просьбе, по требованию самих людей. Они хоть и трудно, но реставрируются. Я вижу это, верю в то, что люди вернутся к своим корням, и этой верой живу.

Человек приходит в церковь не только для того, чтобы поставить свечку перед иконой и написать записку за своих родственников. Человек, который приходит в церковь, должен нравственно измениться, изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Евангелия, должен быть терпелив, миролюбив, кроток, любвеобилен, он должен относиться ко всем людям так, как он хочет, чтобы относились к нему. И если все большее и большее количество людей будут на этой основе строить свои отношения с миром, с людьми и с Богом, то жизнь в нашем обществе будет все лучше и чище, и благодатнее для всех.

ВОПРОС: Уважаемый Владыка, я принадлежу к старшему поколению, которое вышло из учебных заведений, в которых проходило курс научного атеизма. Сейчас каждый из нас понимает, какой огромный пласт культуры, связанный с религией, остался нами не познанным. Каждый человек в своей жизни хоть раз, но обращается к Богу. Кто из нас в трудную минуту не просил у Бога помощи? Хочется узнать ваше мнение на вопрос преподавания религии в школе. Вот я, к сожалению, ничего не смог о религии рассказать своим детям и внукам. Хочется, чтобы в школе человек получал правильные сведения о религии.

ОТВЕТ: Давайте я спрошу всех присутствующих. А каково ваше отношение к этому вопросу? Положительное?! Естественно, я, как епископ, всегда и везде стараюсь добиться положительного решения этого вопроса. Хотя здесь есть свои сложности, сложности двойного порядка.

Во-первых, есть люди, получившие то образование, о котором вы говорили, и серьезно воспринявшие многие вещи, которыми их "кормили" в те времена. Сегодня они в глубине души убежденные атеисты и считают, что это некое добро, и пытаются противодействовать преподаванию в школе основ религии. Я считаю, что религиозное образование — это насущная потребность нашего общества. Россия — это последняя страна, в которой не совершается преподавание основ религии в школе. Даже Франция, которая гордится своим атеизмом, который на 120 лет старше советского, и та ввела в школах "Основы религии" как культурологический предмет. И у нас было письмо Министра образования о том, что возможно преподавание в рамках общеобразовательной программы предмета, который получил такое политкорректное название "Основы православной культуры", где в доступной форме с культурологических позиций рассказывается об истории церкви, об истории христианства и других религий. При этом предмет не затрагивает чувств других верующих.

Вы знаете, люди часто спекулируют на этом. В нашей стране есть некие демократические силы, которые стараются быть западнее запада. Они пытаются всем навязать то, что, например, мусульмане будут против этого. Я, как православный Епископ, не имею ничего против того, что в школах будут преподавать, например, основы мусульманской культуры. Но эти силы стремятся убедить всех в своем мнении. С этими людьми надо работать. Надо работать с людьми власти, с представителями образования. Знаю, что у вас уже есть опыт преподавания предмета в отдельных школах.

Хотел бы обратить внимание настоятелей на то, что при каждом храме должна быть библиотека. Сегодня издано очень много литературы о Церкви, причем литература прекрасного уровня. Это труды ученых и богословов, имена которых знает весь мир, но их не знают у нас, хотя они русские по происхождению. Их книги есть везде, они должны быть в библиотеках и все должны иметь возможность их читать, брать, пользоваться ими. И конечно нужны организованные формы ликбеза для взрослых людей, о чем должно позаботится духовенство на местах. Думаю, что со временем мы сможем это как-то упорядочить и организовать.

ВОПРОС: В прошлом году в нашем городе планировалось провести съезд православной молодежи. Этого не произошло. Планируете ли Вы все-таки провести этот съезд?

ОТВЕТ: По ряду не зависящих от нас причин тогда этот съезд не состоялся. Знаете, дайте мне некоторое время, ведь я еще не знаю области, для чего сейчас и совершаю эти поездки. Мы обязательно проведем съезд православной молодежи в Саратове. Об этом договоренность уже есть. Надеюсь, что это будет не просто мероприятием для галочки, подобным тем, которые были когда-то и, которые никого не волновали. А это должно быть таким делом, которое действительно будет иметь пользу, иметь живой отклик и поможет людям решить те вопросы, которые у них есть.

ВОПРОС: Владыка, какой смысл Вы вкладываете в понятие интеллигентного человека?

ОТВЕТ: Спасибо за вопрос. Я думаю, что интеллигентный человек — это человек, в котором сочетается высокая образованность с глубокой внутренней культурой. Внутренняя культура — это то, что приобретается жизнью, достойной человеческой жизнью. К сочетанию этих качеств я бы прибавил чувство ответственности, которое я считаю одним из самых главных качеств в человеке. Вот эти свойства, на мой взгляд, и создают подлинного интеллигента.

ВОПРОС: Уважаемый Владыка, Вы знаете, что в нашей стране принят закон о свободе совести, по которому стирается понятие о деструктивных сектах. Они приравнены в своих правах к традиционным конфессиям. По Вашему мнению, не слишком ли толерантен этот закон и правомерно ли это равенство?

ОТВЕТ: Конечно же я не согласен с этим. Хотя закон есть закон. Он принят и действует. Вы знаете, те же силы, которые борются против введения преподавания в школах основ православия, пытаются навязать обществу сверхтолерантную систему ценностей. Они всегда были "святее папы римского", то есть левее тех, на кого они ориентируются. Когда во всем мире секты ограничиваются определенными рамками, в нашем свободном обществе свобода дана всем.

Действительно, в законе допускается одинаковое отношение ко всем религиозным организациям. У нас очень легко организовать секту. Собрались десять человек и объявили, что они поклоняются яблоку, большому зеленому или наоборот, красному. Составили устав, зарегистрировали его в органах юстиции. Описали, что это — яблоко, оно вот такое, символ, допустим, космических энергий, вы знаете, что сейчас могут выдумать. Пришли к главе муниципального образования попросили помещение для поклонения этому яблоку. Собрались, и спокойно клеят листовки, вербуют людей поклоняться этому яблоку. Я утрирую, конечно, но, зачастую, дело обстоит именно таким образом. Единственное, как мне кажется, что может научить наших законодателей, это то, что однажды оно в полной мере столкнется с плодами этой вседозволенности и равноправия, когда оно увидит на деле результат деятельности этих деструктивных сект.

ВОПРОС: Планирует ли Саратовская епархия отметить 175-летие со дня рождения Преосвященнейшего Павла и 100-летие со дня его кончины, которое приходится на 2005-2008 годы и, если планирует, то как?

ОТВЕТ: Мы обсуждали этот вопрос. Дело в том, что сейчас пытаются точно установить место захоронения Преосвященнейшего Павла и, даже если это не получится, то все равно мы будем отмечать эти даты. Не могу сказать, что уже есть какой-то план. В принципе решение есть. Но, повторяю, что, всего несколько месяцев находясь здесь, я не мог обратиться к этому вопросу всерьез, хотя знаю, мне уже говорили об этом и были поиски места погребения. Но, по воспоминаниям других людей, могила его была перенесена в другое место. Это не просто наша история. Это память человека, который возглавлял нашу епархию. Дата его памяти, конечно, будет отмечена, а я прошу вашей помощи, так как вы занимались этим вопросом. Буду очень рад, если Вы окажете содействие.

ВОПРОС: Владыка, каково Ваше отношение к институту выборов?

ОТВЕТ: В Церкви власть воспринимается несколько иначе, чем в обществе "расцерковленном". Чтобы лучше объяснить это, приведу один исторический пример того, как относились к власти в то время, когда люди были не просто верующими, а настоящими христианами, и весь мир воспринимали через призму своего христианского отношения. В конце периода смутного времени произошло избрание на Царство династии Романовых, а именно Михаила Федоровича Романова.

В Костроме в Ипатьевском монастыре выборные всего народа: духовенство, посадские люди нашли инокиню Марфу и отрока Михаила. Они прятались в этом монастыре в смутное время. Так вот до сих пор в монастыре показывают светелку, в которой инокиня Марфа сокрылась от стоящей внизу толпы духовенства, бояр, народа, требовавшей выдать им этого отрока. Выдать для того, чтобы сделать его царем. Летопись сохранила слова, которые она кричала им из окна этой светелки: "Уйдите, изверги! Не дам вам моего Мишеньку на мученье!"

И вот сегодня: "Выбирайте меня! Я вам сделаю то, я вам дам другое". Есть разница между этими двумя отношениями к власти? Вот и ответ на Ваш вопрос.

Власть — это ответственность, это крест, это тяжелый крест, потому что человек-христианин, пришедший к власти, понимает, что он отвечает за народ, за страну. Тяжесть этого лежит на нем ежедневно, он не может от нее абстрагироваться.

Вот правильное отношение к власти. А когда сегодня приходит человек, становится в очередь к трибуне и начинает убеждать всех, что он лучше — это совершенно другое отношение к жизни, к людям и к своим обязанностям.

Спасибо за интересное общение, очень рад был видеть всех вас.