Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы таинственный — и в то же время простой и теплый; многоплановый, многозначный — и оттого близкий каждому верующему сердцу. Что рассказывает нам Святая Церковь о его внутреннем содержании языком богослужения?
Праздник Введения известен буквально с первых веков христианства: упоминания о нем встречаются уже в IV веке от Рождества Христова. Его основой послужило древнее христианское предание — «святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью», подчеркивает епископ Вениамин (Милов), глубокий богослов и исповедник, который в своих трудах уделял особое внимание почитанию Божией Матери.
Мы помним, что родители Богоотроковицы — праведные Иоаким и Анна — до глубокой старости были бездетны. Когда Бог даровал им Чадо, праведники дали обет посвятить Ее на служение Богу, и вот, когда Марии исполнилось три года, пришло время исполнить это обещание. Праведная Анна пригласила в свой дом родных и близких, а также множество юных девушек. Вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, она повела свою святую Дочь из Назарета в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением шли девицы в белых одеждах, с зажженными свечами в руках. Они пели 44-й псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя. Стихи этого псалма мы и сегодня многократно слышим за богослужением Введения и всех Богородичных праздников: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего… Приведутся Царю девы в след Ея, искрения Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев… Помяну имя Твое во всяком роде и роде» (Пс. 44, 11, 12, 15, 16, 18).
Мы знаем, что богослужение в храме стирает временные границы: событие, которое мы празднуем, происходит здесь и сейчас, и служба делает нас его свидетелями и участниками. И это особенно верно в отношении Введения: богослужебные тексты всенощного бдения в канун праздника буквально ведут нас вместе с Пресвятой Богородицей и Ее святыми родителями в Иерусалимский храм.
«Днесь собори верных, сошедшеся, духовне да торжествуим и Богоoтроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим, предъизбранну от всех родов, во обиталище всех Царя Христа и Бога: девы, свещи носяще, предъидите, Приснодевы чтуще честное происхождение, матeри, печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей и радости мира Ходатаице. Вси убо радостно, eже радуйся, со Ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших.
В сей день собравшись, верные, да торжествем духовно; Богоотроковицу, Деву и Богородицу, во храм Господень вводимую, восхвалим благоговейно, предъизбранную из всех родов в жилище Христа, всех Царя и Бога. Девы, со светильниками предшествуйте, почитая священный выход Приснодевы; матери, оставив всякую печаль, радостно сопровождайте, воспевая, Ставшую Матерью Бога и Подательницу радости миру. Воскликнем радостно со Ангелом: "Радуйся!" — Благодатной, всегда ходатайствующей о душах наших» (на стиховне стихиры; слава, и ныне, глас 6).
На ступенях храма Богоотроковицу встретил первосвященник Захария — отец Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он назван здесь первосвященником не в прямом смысле, не потому, что носил архиерейский сан, а потому, что на тот момент был начальником иереев в своей чреде. Произошло невиданное событие, которому удивились не только люди, но и Ангелы: Захария ввел Отроковицу во Святая святых! Это было место особого присутствия Божия, куда мог войти только иудейский первосвященник, и то лишь раз в году, с жертвенной кровью, приносимой им за грехи народа. Как, почему Захария осмелился ввести туда маленькую Девочку? Церковные песнописцы — авторы канонов праздника Введения — глубоко переживали события этого дня, духовно проникая в их суть. Автор первого канона святитель Георгий Никомидийский вводит в 8?ю песнь удивительно трогательный и высокий диалог праведной Анны и пророка Захарии, где объясняется: Захария Духом Святым уразумел, Кто эта Юница. Диалог настолько живой, что мы буквально слышим голоса святых, чувствуем их трепетную радость.
«Пречистый храм в дом Божий приводящи Анна иногда, вопиющи, с верою рече священнику: Чадо, от Бога данное мне, прими ныне, введи во храм Зиждителя твоего…
Анна, приведя Пречистый Храм в дом Божий, взывая с верою, сказала священнику: Дитя, данное мне от Бога, прими ныне и введи во храм Создателя твоего...
Рече, видев, Анне иногда Духом Захария: Жизни Матерь вводиши истинную, Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, и како храм вместит Ю? Тем чудяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа.
Сказал Анне Захария, созерцая Духом Святым: вводишь ты истинную Матерь Жизни, Богородицу, Которую проповедовали пророки Божии; как же храм вместит Ее? И оттого я с удивлением взываю: благословляйте, все творения Господни, Господа!» (первый канон Введению, песнь 8, тропари 1, 2).
Этот момент встречи на ступенях храма обычно занимает центральное место на иконе праздника. В облике праведных родителей — и безмерная любовь, и смирение, и преклонение перед великой тайной. Верующее сердце знает: эта совсем крохотная Отроковица — селение славы Божией, Превысшая небес.
«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Пречистый храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя с Собою благодать Божественного Духа. Воспевают Ее Ангелы Божии: Она — скиния Небесная» (кондак праздника, глас 4).
Интересно, что на иконе Введения Пресвятая Дева изображается в традиционной одежде взрослых замужних женщин: на Ней мафорий, головное покрывало, укрывающее почти всю Ее фигуру. Она меньше всех на иконе, но в то же время Ее облик — не детский. Объяснение этому мы также находим в службе праздника, где так говорится о совершенстве Ее души:
«Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная.
Трехлетняя телом и многолетняя по духу, пространнейшая небес и превысшая Горних сил, да прославляется в песнях Божия Невеста» (второй канон Введению, песнь 3, тропарь 5).
В богослужебных текстах много раз повторяется, что Пресвятая Мария, Которая по возрасту была еще младенцем, приняла Свое переселение в храм без страха, а, наоборот, с радостью и любовью. Разъясняя службу этого праздника, епископ Вениамин (Милов) так говорит о возрастании души Богоматери в храме: «Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатию… Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба жизни — воплощенного Отчего Слова».
Праздник Введения иногда называют «православным родительским днем». Действительно, в нем столько добрых примеров и для родителей, и для детей: примеры доверия, верности и любви к Богу, которые показывают нам и праведные Иоаким и Анна, и Сама Пресвятая Богородица; подтверждение тому, как важны пребывание и молитва в храме для человеческой души — и для взрослого, и для ребенка. Но все-таки духовный центр этого праздника — ожидание Христа. С благодарностью прославляя Матерь Божию, мы радуемся тому, что приближается наше спасение:
«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Сей день — предзнаменование Божия благоволения и предвестие спасения людей: в храме Божием является Дева и предвозвещает всем Христа. К Ней и мы воззовем: "Радуйся, исполнение предначертанного Создателем!"» (тропарь праздника, глас 4).
Праздник Введения отмечается во время Рождественского поста, которым мы готовим себя к Рождеству Христову. И, казалось бы, пост только начался. Но уже во время всенощного бдения на Введение в храме звучит предвестие Рождества: с этого дня на праздничных службах в конце каждой песни канона поется Рождественская катавасия (ее первый ирмос начинается словами: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите…»). Так в церковной службе проявляется глубокая связь между событиями Священной истории. Так они становятся и событиями нашей собственной жизни, если мы стараемся осознанно участвовать в богослужении Святой Церкви.