Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Православная традиция как духовно-нравственная основа стабильного демографического развития
Просмотров: 5371     Комментариев: 0

Доклад на секции "Демографическая ситуация и информационная политика России"
церковно-общественного форума "Духовно-нравственные основы демографического развития России. Приволжский регион".

Уважаемые участники и гости нашей секции!

 

Демографический кризис в России особенно ярко показал исключительную роль информационно-идеологической политики, ибо мало кто сможет отрицать тот факт, что он стал следствием реализации тех идеологических установок, которые были получены людьми еще в эпоху научно-технической революции. Современное человущее исключительно за счет совершенствования технологий. Причем была произведена попытка "усовершенствовать" и социальные технологии, то есть изменить веками складывавшиеся типы отношений в обществе и семье. При этом духовно-нравственные ценности, то есть жизненные принципы, имеющие в своей основе религиозное мировоззрение, до недавнего времени практически полностью игнорировались или объявлялись устаревшими и ненужными "пережитками старины".

В техногенном обществе духовно-нравственные ценности были заменены так называемой светской моралью, один из постулатов которой гласит, что "свобода личности кончается там, где начинается свобода другой личности". В результате, с точки зрения идеологии светской морали, подчас самые аморальные явления считаются абсолютно нормальными и допустимыми при условии, если не ущемляется ничья свобода и не нарушаются ничьи права. И уж тем более, если речь идет об искусственном прерывании беременности, это не вызывает никаких вопросов, поскольку нерожденный младенец не является субъектом права и свои права защитить не может.

Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека-гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми возможностями технической мысли. Приходит понимание того, что, если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе православная религия, из-за его утраты многое из задуманного просто не реализуется.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если она подчинена идеологии и принципам, в которых отсутствуют этические нормы хозяйствования, предпринимательства, то уже по определению такая экономика не сможет соответствовать ни интересам государства, ни интересам народа. Если в социальной сфере продолжать делать упор на детские дома как форму существования беспризорных детей и сирот, а не укреплять семью, не обеспечивать обретение детьми семьи и дома, то комплекс социальных вопросов, связанных с защитой детства, подростков, решить не удастся. Если библейская заповедь: "Чти отца твоего и мать твою" не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы по отношению к нему. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди "Не убий", у нас в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь просто оттого, что хочется наслаждаться утехами внешнего мира.

Состоявшийся в начале октября сего года Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что "насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики… Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей". Необходимо учитывать эти ценности, в том числе, и в сфере демографической политики.

В связи с этим, тема воспитания молодежи в духе присущих Православию духовно-нравственных идеалов оказывается особенно актуальной. Ибо именно благодаря этим идеалам, воспринимаемым с самого детства, можно вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым. Это — задача, поставленная временем не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, и во все минувшие века и тысячелетия.

Реалии жизни современной России показывают, что идеологическая политика государства не должна быть чем-то внешним и синтетическим, ее нельзя искусственно сконструировать или насадить директивно — это вызовет внутренние конфликты и нестроения. Идеологическая политика должна ориентироваться на то лучшее, что органически свойственно историческому и культурному пути нашего Отечества, прежде всего - это традиционные моральные устои и духовное наследие Православия.

На уровне государственной политики традиционные мировоззренческие ценности должны привноситься в жизнь нашего народа, в первую очередь, системой образования и воспитания подрастающего поколения.

Однако необходимо сказать, что сегодня традиционные социальные институты, такие как семья, школа и религиозная община, уже зачастую не оказывают решающего, исключительного влияния на формирование мировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромную роль в формировании системы ценностей современного общества играют средства массовой информации. Не учитывать этого фактора в наше время нельзя, в противном случае все усилия предотвратить дальнейшее развитие демографического кризиса будут сведены на нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельность СМИ соответствовала национальным интересам России, в том числе и в области демографической политики.

Профессия журналиста — это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Журналистам, независимо от того, работают они в государственном или частном информационном агентстве, поручена высокая духовная миссия. Каждый из них должен понимать, что на своём месте он участвует в формировании общественного сознания и мировоззрения отдельного человека. Журналист должен задумываться об ответственности за сказанное, написанное или показанное или, наоборот, — за факты сокрытые или проигнорированные. Сама его жизнь должна быть построена на принципах нравственности. И в этом ему способны помочь только Церковь и общественное признание особой значимости его труда для самого существования государства.

Выработка стратегии духовно-нравственного просвещения в СМИ, учитывающей необходимость перестройки системы ценностей, — это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она еще недостаточно осмыслена, и поэтому важна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов.

К сожалению, в средствах массовой информации сегодня наблюдается дальнейшее углубление кризиса традиционных семейных ценностей. Так, например, широко освещается опасная логика: "с абортами надо бороться посредством контрацептивов. Надо распространять больше контрацептивов и будет меньше абортов. Чтобы изменить демографическую ситуацию к лучшему, нужно увеличить потребление контрацептивов".

Средства массовой информации должны предупреждать общественность о том, что учащаются случаи оказания давления на женщину с целью принудить ее к аборту. Вместо того, чтобы попытаться остановить и уговорить будущую мать сохранить беременность, практикуется поощрение абортов. Есть неофициальная информация, что за выданное направление на аборт врачи нередко получают деньги от тех, кто аборт совершает. Естественно, такой врач будет стараться выписать как можно больше направлений, получая приличную надбавку к зарплате. В последнее время участились случаи, когда женщин пытаются заставить сделать аборт, говоря, что ее ребенок тяжело болен, ссылаясь на заведомо ложный диагноз. Известно много случаев, когда женщинам говорили о болезни плода, или что ребенок уже умер, а она рожала совершенно здоровое дитя. Зачем это нужно? Очевидно, создан механизм, который заинтересовывает врача сделать как можно больше абортов.

Значительная часть публикаций по демографии утверждает, что главной причиной абортов и низкой рождаемости является тяжелое экономическое положение. Нет сомнения, что экономика определенным образом влияет на рождаемость, но совершенно очевидные и общеизвестные факты говорят о том, что это влияние далеко не безусловно. Богатые, состоятельные люди по статистике имеют не больше детей, чем граждане с низким достатком. Можно привести примеры различных стран. В Бельгии и других европейских государствах каждая женщина, родившая ребенка, получает огромные пособия, однако рождаемость остается там низкой, как и в целом среди европейских наций. Экономический фактор не оказывается определяющим по отношению к рождаемости и в том случае, если сравнивать разные регионы России. Наконец, социологические исследования на уровне отдельных семей показывают, что доход мало влияет на принятие решения о рождении детей. Это происходит хотя бы потому, что подавляющее большинство семей имеет одного, иногда двух детей, и о многодетности речи не идет.

Если сравнить различные регионы нашей страны, то мы увидим, что в нескольких регионах рождаемость выше, чем в среднем: это Кавказ и юг России. Отличаются ли эти районы особым уровнем жизни? Нисколько. От других районов России они отличаются только одним: крепкими семейными устоями и традициями, которые существуют вопреки внешним неблагоприятным условиям. Семейные устои и традиции наиболее сильно влияют на рождаемость и благополучие в семье. В наше время неблагоприятными факторами являются отсутствие мотивации к вступлению в брак, низкий авторитет и престижность материнства, родительства, непрочность брачных уз, утрата того, что можно было бы назвать родительским инстинктом. Эти факторы оказывают настолько сильное влияние на демографическую ситуацию, что уровень экономического развития не идет с ними ни в какое сравнение.

Особое внимание средства массовой информации должны обратить на следующие моменты.

Во-первых, Россия - первая страна, узаконившая аборты. Сейчас даже трудно подсчитать, к каким людским потерям это привело. Когда в результате аборта погибает нерожденный ребенок, то гибнет не только он, как уникальный и неповторимый индивидуум, но дети и внуки, которые могли бы родиться от него. Ежегодные прямые демографические потери из-за абортов составляют население целого мегаполиса. Причем, что важно, государственная политика в отношении абортов представляет собой наихудший вариант их поощрения: во-первых, право на аборт прописано в законе, во-вторых, государство дает определенные гарантии их производства, в-третьих, оно предоставляет возможность произведения бесплатного аборта за счет налогоплательщиков или из средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, каждый гражданин, хочет он этого, или не хочет, должен в принудительном порядке оплачивать из своего кармана аборты.

В 2004 году 0,35% от общей суммы расходов из фонда обязательного медицинского страхования использовалось в качестве оплаты работы "врачей"-детоубийц, 0,39% бюджетных средств фонда шло на создание условий для них, 0,6% средств отчислялось на исследования и создание новых технологий убийства нерожденных детей. Эти факты скрываются от общественности и дело СМИ их обнародовать!

Вызывает глубокое сожаление, что у врача и студента-медика нет гарантированного законом права отказаться от производства абортов. То есть на то, что связано с абортами, свобода совести не распространяется.

Сюда можно добавить, что в средствах массовой информации допускается реклама абортов. Общество, особенно молодежь, приучается к нормальности, допустимости этого явления, аборт становится чем-то обычным, как удаление зуба или аппендицита. Неудивительно, что аборты, подобным образом приветствуемые, настолько распространены.

Если информационно-идеологическая политика России предполагает направленность на укрепление традиционных духовно-нравственных семейных ценностей, то в СМИ особой ревизии должны быть подвергнуты программы так называемого "планирования семьи", имеющие четкую антигосударственную идеологию, которая заключается в отрицании семьи и ориентируется на ее разрушение. Более того, эти программы поддерживаются за счет средств налогоплательщиков. Только в 1994 году на реализацию программ "планирования семьи" из федерального бюджета было выделено 228 миллионов рублей.

Так называемое "половое просвещение" — преступление против детей и против семьи — должно быть прекращено как в учебных заведениях, так и в прессе. К сожалению, министерство образования не отказалось от полового воспитания, а только играет в игру по переименованию этого предмета и делает шаги к тому, чтобы сделать половое воспитание всеобщим и принудительным. Все чиновники, виновные в появлении этой, в полном смысле слова, порнографической программе, утвержденной несколько лет назад, остались на своих местах.

В ряде федеральных СМИ можно встретить странную информацию о том, что демографическую ситуацию может исправить привлечение рабочей силы из-за рубежа. Так, недавно по телеканалу РТР озвучивалась перспектива реализации законопроекта, позволяющего иностранцам достаточно свободно попасть в Россию на постоянное жительство. Законопроект был отклонен большинством голосов, и само население страны, в основном, крайне отрицательно относится к наплыву иностранной рабочей силы. Кроме того, появление иностранных рабочих имеет обратную сторону, а именно отток капитала. Иностранные рабочие вывозят из России столь значительные средства, что их общий объем сопоставим с величиной госбюджета.

Информационно-идеологическая политика в контексте демографической проблемы должна учитывать, что Россия с ее относительно высоким уровнем жизни представляет большой интерес для мигрантов. По прогнозам, к 2008 году только китайская диаспора в России будет насчитывать 10 миллионов человек. С учетом азербайджанской, чеченской, армянской, вьетнамской и других диаспор население России через несколько лет может оказаться уже на треть или более замещенным иностранцами. Это будут молодые, здоровые, энергичные люди в противоположность коренным россиянам, средний возраст которых к тому времени приблизится к пенсионному. Уже сегодня Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов и уступает только США. К сожалению, в отличие от США, миграция в Россию бесконтрольна, и миграционная политика, которая ориентировалась бы на интересы российского государства, по существу, отсутствует. В результате потери населения не компенсируются, напряженность в обществе возрастает.

Очень важным фактором, на который мало обращают внимание, является психологическая атмосфера, настроение в обществе, где деградирует брак как таковой. Число браков вообще сокращается. Многие молодые люди не имеют мотивации ни к вступлению в брак, ни к рождению детей. В их жизни нет естественной и нормальной для всякого человека потребности иметь семью, детей. Вместо этого практикуется внебрачное сожительство. Сегодня каждый третий российский ребенок рождается вне семьи, лишенный нормального детства. Особую роль в формировании подобного отношения к семье играют телевизионные фильмы, пропагандирующие образ жизни, в котором нет места полноценной семье.

В мировоззрении современных россиян и будущих поколений граждан России необходимо восстановить правильную иерархию ценностей, согласно которой и должны определяться задачи, стоящие перед личностью и обществом.

Цель православного просвещения в СМИ — формирование такого целостного мировоззрения, имеющего в своей основе христианские ценности и открытого к творческому восприятию и усвоению достижений других цивилизаций и культур, активно противодействующего экспансии идей, чуждых духовным традициям и национальным интересам России. Осознание большей частью российского общества, особенно его элитой, значимости именно такого мировоззрения является важнейшим фактором повышения стабильности, в том числе и в демографическом развитии.

В заключение хотелось бы высказать участникам форума и нашей секции пожелание избегать понимания стабильного демографического развития лишь как максимального повышения рождаемости и максимального снижения смертности. Задача нашего форума, организованного совместно Церковью, общественными объединениями и государством, — это попытка осознать, что стоит за сухими цифрами статистических отчетов, проникнуть в духовную сущность переживаемого нашим обществом кризиса.

В том, что в мирное время в России резко сокращается численность населения, нельзя не увидеть грозного предупреждения Божия нашему народу и призыва к его духовному пробуждению. Исторически государство и Церковь в России всегда совместными усилиями противостояли внешним угрозам, отражали набеги и нападения. Теперь это противостояние перешло в иное качество, поскольку наше общество столкнулось не с внешней — силовой, а с внутренней — идеологической и духовной опасностью, значение которой многие государственные мужи и общественные деятели за долгие годы господства атеистического сознания привыкли недооценивать.

Сегодня как никогда актуально звучат слова апостола Павла: облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11-12). Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно в процессе просвещения в семье и школе, на телеэкране давать подрастающему поколению необходимые мировоззренческие ориентиры, воспитывать молодежь в системе традиционных ценностей, прививать людям духовный иммунитет. Эту задачу можно выполнить только при консолидации всех конструктивных сил общества.

Цифры сегодняшней демографической статистики, если рассматривать их трезво и непредвзято, страшны. Дальнейшее развитие кризиса чревато прекращением существования того государства Российского, которое мы еще знаем сегодня. Однако мы не ставим своей целью напугать общество, заявив ему о неотвратимости этой угрозы. Для нас как для христиан свойственна вера в Промысл Божий и доверие Богу. Но мы не можем в то же время равнодушно смотреть на происходящие в обществе негативные процессы, не можем не сострадать своему Отечеству и народу. Поэтому мы задаемся вопросом, в чем в данном случае может заключаться наша помощь и наше служение России. Российскому обществу, оказывающемуся в перспективе перед угрозой фактического вымирания, необходимо осознать, во имя чего мы должны добиваться демографического роста?

И если мы сможем в качестве такой мотивации предложить своим соотечественникам те традиционные ценности Православия, на которых устраивалась и созидалась прежде российская государственность как таковая, если сможем показать их вечное достоинство и красоту людям, забывшим о них за годы атеистического диктата, то это и станет нашим вкладом в разрешение сложившейся сейчас непростой ситуации. Более того, мы убеждены, что именно подобный возврат к христианскому мировоззрению и устоям откроет для российского общества путь решению вообще всех стоящих сегодня перед ним проблем.

Нижний Новгород, 14 декабря 2004 г.