У православных христиан продолжается Великий пост. 4 апреля в Покровском епархиальном образовательном центре мы пообщались с епископом Покровским и Новоузенским Фомой и задали ему вопросы, которые волнуют каждого, кто движется по непростому великопостному пути.
– Владыка, страшно принимать решение строго соблюдать пост, боишься не справиться, провалить экзамен. Мне, например, всегда волнительно, а Вам?
– Если говорить о Великом посте, то я не просто переживаю, как к нему готовиться, а наступает время, когда сердце жаждет: быстрее бы он наступил! Понятно, что мы, монашествующие, всю жизнь постимся, нам не привыкать. Постное готовят – радуемся, благодарим Бога. Мы ждем Великий пост, жаждем его, и радость присутствуют всегда, когда пост, наконец, наступил.
Мирянам сложнее переживать пост, потому что у каждого свои жизненные обстоятельства, работа, семья. И, если есть возможность, особенно в первую седмицу, отрешаешься от житейских забот максимально и погружаешься в благодатную атмосферу Великого поста.
Максимально приблизиться к Богу
– Скажите, Владыка, нужно ли ставить себе цель на Великий пост? Если да, то как это сделать правильно?
– Задачу, несомненно, ставить надо, ведь мы и в жизни постоянно ставим какие-то задачи и прилагаем все усилия, чтобы достичь желаемого. Предположим, спортсмен ставит цель стать участником Олимпийских игр, неужели он будет тренироваться только четыре раза в год? Он всю жизнь занимается спортом, старается держать себя в форме, в бодром состоянии, и душевном, и физическом. Он понимает, что, если остановится хотя бы на день, вернется в нулевую точку. Потом придётся вдвое или даже втрое больше прилагать усилий, чтобы вернуть достигнутый некогда результат. Точно так же и пост для христианина. Если человек за время поста не исправился хоть в малейшем своём недостатке, не приложил к себе усилие, то он потратил время зря.
Не совсем правильно считать, что мы должны поститься только во время поста, а пост закончится, и, как говорится, гуляй, пей, веселись. Такого быть не должно. Нам нужно воспитывать в себе внутреннюю и внешнюю сдержанность, памятуя слова Священного Писания о том, что Жених, то есть, Христос, может прийти в любое время и потребовать отчета. Поэтому без поста, без основы, без воздержания и постоянного молитвенного упражнения невозможно спасение. Сказано: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищаются» (Мф.11,12). Поэтому мы должны трудиться на протяжении всей жизни. А благодатные периоды поста, которые Церковь нам даёт, – это время особой молитвенной концентрации и особого настроя, душевного и духовного, которые, возможно, помогут нам максимально к Богу приблизиться, открыть для Него сердце, то есть, достичь обожения и спастись.
– Владыка, но мы все разные, и мера поста не может быть единой для всех. Как определить для себя меру поста, можно это сделать самому или необходимо советоваться со священником?
– Мы же когда серьезно заболеем, не лечим себя сами и не идём к кому попало, но спешим к своему врачу, который хорошо знает историю нашей болезни и назначит правильное лекарство. Точно так же и здесь. Меру поста определяет духовник или священник, у которого вы постоянно исповедуетесь. Надо стремиться к общению с одним священником и с ним советоваться, а не бегать от одного батюшки к другому в поисках «правильного» совета. Таких лукавых помыслов надо избегать.
– Поясните, пожалуйста, почему в дни поста Литургия совершается не во все дни?
– Литургия, помимо остальных богословских смыслов, несет в себе пасхальную радость. Во время Литургии мы встречаемся с Самим Христом, причащаемся, приобщаемся Небу, это самое величайшее и радостное событие в жизни каждого христианина. Поэтому в дни Великого поста, чтобы покаянный настрой сохранился, Литургия служится только в субботу и воскресенье или в большие праздники. Но Матерь наша возлюбленная Церковь заботится о своих чадах, и, чтобы человек духовно не ослаб в трудный спасительный период Великого поста, Уставом прописано по средам и пятницам совершать особые богослужения – литургии Преждеосвященных Даров.
Тяжкий грех – привыкнуть к святыне
– Скажите, Владыка, как часто в Великий пост нужно исповедоваться и причащаться? Мнения на этот счет у духовенства разные.
– Здесь очень важна роль духовника. Он, зная внутреннее состояние человека, его жизнь, его возможности, определит меру причастия. Есть благочестивая традиция причащать часто маленьких детей. Многие родители замечают: чаще причащаешь – ребенок начинает баловаться. Почему? Он чувствует постоянное благодатное состояние, ему хорошо. Но по мере взросления ребенку нужно объяснять, что это благодатное состояние нужно заработать, нужно прилагать усилия, чтобы его получить. Так и со взрослыми. Причастие – это великая святыня, и подходить к ней между делом нельзя. Если мы будем приступать к этому великому Таинству с пренебрежением, а не со страхом и верою, оно мало принесет пользы.
Я сторонник того, чтобы к Причастию относиться с осторожностью, со страхом и трепетом. Самый тяжкий грех – привыкнуть к святыне, это касается и мирян, и духовенства. Если человек живёт Церковью, таинствами церковными, если он возрос духовно, тогда он может часто причащаться. Всегда следует прислушиваться к своему сердцу, и, если есть какое-то смущение, лучше подождать, не подходить к Чаше. Везде должно быть рассуждение и совет духовника. А вот грехи, большие и малые, накапливаются непрерывно, от них можно очищаться и исповедоваться хоть каждый день. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об исповеди: «Если возможно будет, то и каждый день исповедуйся у духовника». Но исповедь тогда является исповедью, когда она обдумана и осмысленна, когда мы открываем перед Господом свои грехи, а не рассказываем о тех, кто нас искушает и провоцирует.
– Владыка, в первый день Великого поста в храме поется: «Постимся постом приятным». Но трудно в течение нескольких недель быть в радостном состоянии. Когда во многом приходится себе отказывать, человек может начать унывать, раздражаться, устать от напряжения. Как с этим быть?
– Пост – это не свод запретов. Не можете вы по состоянию здоровья обходиться без мяса, приготовьте его без гастрономических изысков. Если же вы начинаете унывать или раздражаться, значит, что-то делаете не так или не ту меру поста выбрали.
Иметь духовный стержень и знать меру
– Скажите, а что хуже – «перепоститься» или «недопоститься»?
– Конечно, перепоститься. Пусть лучше тебя совесть мучает, что ты «недопостился», чем гордость возвысит от того, что «перепостился». Чуть-чуть голода в духовной жизни должно оставаться, тогда появится желание идти дальше. А то бывает, что наши благочестивые прихожане так завалят себя канонами и акафистами, что через неделю уже видеть эти книги не могут. Рекомендуется отцами Церкви обязательно постом читать Псалтирь, это великая книга, которая может духовно вытянуть человека из греховного состояния. Время великого поста дано нам, чтобы мы научились воздержанию, молитве, любви, прощению обид и особому покаянию.
Старайтесь в дни поста подавать милостыню, совершайте дела милосердия, поддержите страждущего, посетите больного, молитвами помогайте друг другу – вот к чему Церковь нас призывает. Если мы научимся в этом жить, то, поверьте, не так нам будет интересно, что есть, а что не есть, как наш внутренний мир.
– Может ли христианин позволить себе в эти дни посетить театр, сходить в гости, посмотреть хороший фильм, как-то развлечься? Или это грешно?
– Смотря куда идти и что смотреть. Если вас пригласили в гости, не стоит, конечно, с хмурым лицом сообщать, что вы поститесь. Своим отказом вы обидите человека. Можно скромно посидеть в уютной домашней обстановке, без излишеств, сказать друг другу добрые слова, в чем-то утешить, проявить любовь – это тоже часть нашей миссии. Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13,35). Конечно, можно пойти и на какое-то представление. Если человек знает меру, рассудителен, имеет духовный стержень, то ничего его душе не навредит.
Наш путь должен быть непрерывным
– Скажите, Владыка, священнический пост сильно отличается от поста мирян? А от монашеского?
– В монастырях монахов мясом не кормят, поэтому им что пост, что не пост – они все равно его не едят. Поэтому монашеский устав включает сухоядение и пищу без растительного масла. А иначе какой для нас пост? У священников вся жизнь проходит в ограничениях, они в центре внимания прихожан, подают пример своей пастве. Быть добрым пастырем – это и есть их пост. Подвиг мирян, конечно, отличается и от священнического, и от монашеского. Церковь, как любящая мать, делает для мирян послабления. А в целом, для каждого православного христианина, который стремиться свою жизнь сверять с Богом, пост – это вся жизнь. Это долгий путь, и он не только внешний, но, прежде всего, внутренний.
У аввы Дорофея есть поучительная история. В монастыре, где он подвизался, был молодой монах, который внешне всегда пребывал в умиротворенном состоянии, никогда не раздражался, не обижался ни на кого. Даже когда другие братья ему досаждали, он на все спокойно реагировал. Как-то авва Дорофей спросил у инока, как ему удаётся всегда находиться в спокойном расположении духа, какой помысел он носит в сердце? Монах с презрением ответил: «Мне ли обращать на них внимание или принимать от них обиды, как от людей? Это лающие псы!»
Внешне человек может быть вполне благообразным и смиренным, а только тронь его, и из него вылезет всё его нутро. Эта история важна для нас, чтобы мы понимали, насколько необходимо не только внешнее, но и внутреннее воздержание. Враг рода человеческого только и ждет, чтобы человек остановился, прекратил своё восхождение и погиб в этом состоянии. Поэтому, прилагая усилия, старания, усердие, падая и поднимаясь, мы должны ползти к Богу, и путь этот должен быть непрерывным.
Желаю всем, чтобы мы, идя по ступенькам Великого поста, поднимались всё выше и выше. Не важно, сколько раз в году мы постимся: четыре раза или двадцать раз, или все 365 дней. В любом случае цель у нас у всех одна – наше спасение, воскресение, наша Пасха.