8 мая на 105‑м году жизни отошла ко Господу старейшая жительница Гагаринского района Саратова Антонина Борисовна Перцевая. Скромная труженица, на чью долю выпали тяжелейшие испытания, она никогда не роптала и до последней минуты благодарила Бога. На склоне лет Господь подарил Антонине Борисовне утешение — ее окружали родные, которые с любовью заботились о ней. О долгом и непростом жизненном пути Антонины Борисовны нам рассказала ее внучка Ирина Кузнецова.
Трудные годы
Антонина Борисовна родилась в 1919 году в Базарном Карабулаке. Всего в семье было шесть детей. Каждое воскресенье все ходили в церковь. В пять лет Тоня уже знала молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Их она пронесла через всю жизнь.
Когда Антонине было десять лет, она пошла работать. Сама, будучи ребенком, нанялась няней к одному из соседей. Она всегда со слезами вспоминала те страшные годы. «Голод пришел в наш дом, мы съели все запасы, продали все, что можно. Тогда мама послала нас с сестрой просить милостыню. Мы пришли на паперть, сестра руку протянула, а я не могу. Держит меня как будто кто-то. Несколько раз пыталась, да так и не смогла, убежала. Голод терзал, начала есть какие-то веточки и корешки. За этим занятием и застал меня сосед. “Иди, — говорит, — ко мне в дом, мне няня нужна. Уезжаю надолго, не с кем ребятишек оставить. А ты добрая, хорошая. Много платить не обещаю, но кормить буду”. Как мы с мамой радовались! Я ведь сама была ребенком, но мама не препятствовала, чтобы я работала. В первую очередь она заботилась о том, чтобы нам живыми остаться, а о том, что детство не вернешь, тогда не думали».
Вскоре отец Антонины уехал в село Багаевка Саратовского уезда на заработки. За ним переехала и его супруга с детьми. А маленькая Тоня продолжила работать нянькой в Базарном Карабулаке. Сейчас дико звучит, что ребенка оставили в чужом доме. Но тогда семья понимала, что пока они не обживутся на новом месте, Тоню забирать нельзя. Там она была накормлена, в тепле, к ней хорошо относились, а чего еще можно желать для ребенка в такое страшное время?
Когда родители Тони освоились в Багаевке, они перевезли туда и ее. Девочка стойко переносила разлуку с родными, но как же радостно было воссоединиться! На новом месте Антонина встретила свою первую и единственную любовь — Якова Перцевого. Они поженились в ноябре 1940 года, а в июне 1941‑го супруга забрали на фронт. С войны Яков не вернулся. Сильно горевала молодая вдова, но на руках была маленькая дочка, и надо было как-то зарабатывать на жизнь. Антонина устроилась работать ночами на железную дорогу — дефектоскопистом. Проверяла после прохода состава, не разошлись ли рельсы. «Война, составы идут один за другим, присесть некогда, только ходишь и ходишь», — вспоминала она позже.
И вновь Антонина Борисовна выстояла, подняла на ноги дочь. После войны пошла работать дояркой. Много женихов приходило к ней свататься. Но она говорила: «Я так Яшу люблю, что и не представляю, как с другим буду».
Секрет долголетия
Антонина Борисовна никогда не жаловалась на судьбу и никого не осуждала. Если она видела, что кто-то попал в беду, не обсуждала обстоятельства случившегося, не говорила о человеке плохо. Только жалела. Подруги ее вспоминали, как после работы сядут на лавочку посплетничать, а Антонина разворачивалась и уходила домой.
А вот гостей она принимать любила. Но люди это были особенные, близкие по духу.
Каждое воскресенье к Антонине Борисовне приезжали ее подруги. Они ходили в Троицкий собор Саратова, добирались туда на двух автобусах. Антонина Борисовна ездить так далеко не могла — болели ноги. Но душа тянулась к храму, к молитве. Вот они и собирались у нас дома — молитвы читали, пели псалмы. Подруги рассказывали, как прошла служба. От руки молитвы переписывали. Эта тетрадь до сих пор сохранилась.
Когда в Багаевке открыли храм, бабушке Антонине удалось несколько раз в нем побывать. А в последние годы жизни она молилась дома и неустанно благодарила Господа. До последнего дня каждый раз после принятия пищи говорила: «Благодарю Господа Бога за хлеб, за соль, и тому, кто меня накормил, кто меня напоил, дай Бог терпения и доброго здравия». За полчаса до смерти дочь ее покормила, Антонина Борисовна снова произнесла благодарственные слова, а потом встала, взмахнула руками — и всё.
Быть похожей на бабушку
Бабушка оставила после себя не материальные ценности, а духовные, и мы хотели бы сохранить их в нашей семье. Хочется быть такой же, как она. Многому еще надо учиться. Но главное, что я усвоила, — это то, что любовь ко Господу всегда взаимна. Обретя Бога в пятилетнем возрасте, Антонина Борисовна больше никогда не была одна. Во всех ее жизненных испытаниях рядом с ней был Господь. Много примеров Его благого Промысла мы видели в своей семье.
Когда в Багаевке построили храм во имя иконы Божией Матери «Владимирская», я сразу стала его прихожанкой. Часто в деревне люди боятся пересудов односельчан: «А что обо мне скажут?». В вопросах веры этого чувства у меня никогда не возникало. Постепенно я влилась в жизнь храма, стала читать на клиросе, выучила церковнославянский.
Вслед за мной в храм пришли муж, дочь и сын. С ними я поняла, что вера затрагивает не только душу, она дает много пищи и для ума. Как много тем для разговоров у нас появилось в семье на этой почве! Сколько умных мыслей высказывают мои дети! Часто я именно у них учусь истинам веры.
Каждый год мы ездим в паломничество в Воронежский мужской монастырь преподобного Серафима Саровского. Там я вижу пример настоящей веры и послушания Богу, понимаю, что еще очень долго буду познавать то, что заложено в Благой вести.
Дочь и сын никогда не уходили из храма. Даже в переходном возрасте всегда посещали службы. Иногда я задумываюсь, а правильно ли делала, что настаивала на этом. Но когда смотрю на них, понимаю, что так было нужно. Помню, как первый раз осознала, что иду правильным путем. Тогда сын привел двух одноклассников на Причастие. Родители их в храм не ходили. Не знаю, что такого рассказал мой ребенок друзьям, но они его услышали.
Сейчас дети уже взрослые, сами выстраивают свою жизнь, в том числе и религиозную. И мне так радостно, что они все так же каждое воскресенье идут в храм на Литургию, стоят рядом со мной и поют вместе со всем приходом «Верую».
Газета «Православная вера», № 07 (735), июль 2024 г.