Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Последний рыцарь русской литературы
Просмотров: 281     Комментариев: 0

«Нет, никому из нынешних писателей, да, думаю, и никому из будущих не дотянуться до той пронзительной щемящей ноты русской прозы, когда она читается как молитва. Таким даром от Господа был награжден единственный из нас — Виктор Лихоносов». Так отзывался о прозаике, с творчеством которого мы сегодня хотим познакомить читателей нашей газеты, писатель Владимир Крупин. И добавлял: «Проза Лихоносова — камертон, по которому можно безошибочно настраивать свой художественный вкус».

30 апреля писателю исполнилось бы 86 лет. В прошлом году Виктор Иванович отошел в вечность, оставив после себя богатейшее творческое наследие, которое признано критиками, отмечено высокими наградами, в том числе и Патриаршей премией, но которое, увы, малознакомо широкому кругу читателей. И это хотелось бы исправить. Мы встретились с родственником Виктора Ивановича — Виктором Григорьевичем Гайворонским, чтобы узнать не только о том, каким тот был писателем — об этом красноречиво свидетельствуют его книги, но и о том, каким он был человеком.

Имя Виктора Лихоносова стоит в истории русской литературы XX–XXI веков рядом с именами Валентина Распутина, Василия Белова, Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Федора Абрамова, но я не была знакома с его творчеством. Благодаря племяннику писателя Виктору Гайворонскому, сотруднику Саратовской епархии, у меня в руках оказалась книга «Люблю тебя светло», изданная в 2021 году. В нее вошли рассказы, повести, публицистика Лихоносова, а также воспоминания о писателе и статьи о его творчестве. Автором-составителем издания Татьяной Василевской этот сборник был задуман как книга памяти.

Книга читалась легко, и сразу что-то внутри меня откликнулось на то, как автор называет «рассердечной» бабку Марию Матвеевну в рассказе «Брянские», как «чувствует сердце вдалеке родные тени» в повести «Осень в Тамани». На страницах книги «Люблю тебя светло» мне открылся чистый, нежный и мелодичный мир русской природы, русской старины, русской души и необыкновенный пример человеческого мужества, силы духа и веры. Я удивилась, как точно назвал Виктора Лихоносова «последним рыцарем русской литературы» писатель Валентин Распутин.

И при всем при этом Лихоносова не проходят в рамках школьной программы — отрывки из его произведений включены только в школьное пособие по истории Краснодарского края. Современные вузы — кроме родного ему Кубанского государственного университета — тоже не затрагивают тему его творчества.

Наследие писателя включает в себя множество рассказов, самые известные из них — «Брянские» (он включен в хрестоматию «Шедевры русской литературы XX века», изданную ЮНЕСКО), «И хорошо, и грустно», «Что-то будет», «Родные»; повести «Чалдонки», «Тоска-кручина», «На долгую память». Известны также цикл повестей — путешествий по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам «Люблю тебя светло», повести «Осень в Тамани», «Элегия», роман «Когда же мы встретимся?».

Центральное произведение этого автора — роман-эпопея «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986), над которым писатель работал восемь лет. Роман построен на большом историческом материале: изучалась документация в архивах, Виктор Иванович много беседовал с казаками, записывая устные потомственные предания, люди делились с ним болью своих судеб. Писатель общался с местными крае­ведами, переписывался с представителями русской эмиграции. Роман охватывает события с 1908 по 1982 год, действие происходит на Кубани, в Петрограде, в Париже, на фронтах нескольких войн. Так писатель попытался соединить прошлое и настоящее, историю царской России, русского казачества и его столицы Екатеринодара (Краснодара). На страницах произведения мы видим страшную трагедию пострадавшей от большевистского террора кубанской земли и ее народа. Этот роман — отражение той душевной боли, которую испытывал писатель за землю, ставшую ему родной.

Виктор Иванович родился в 1936 году на станции Топки (ныне Кемеровской области), в Сибири. Двадцатилетним юношей переехал на Кубань, где учился на историко-филологическом факультете Краснодарского педагогического института, позже несколько лет учительствовал в Анапском районе. В 1963 году молодой учитель написал и отправил в журнал «Новый мир» свой первый рассказ «Брянские». Твардовский одобрил рассказ и предложил печататься в журнале. «Проза у него светится, как у Бунина», — так оценил главный редактор молодого писателя.

Вся дальнейшая жизнь Лихоносова была связана с Кубанью. Писатель награжден званиями «Герой Труда Кубани», «Почетный гражданин города Краснодара», орденом «Знак Почета» (1984) и «Орденом Дружбы» (1996) за заслуги перед Отечеством и многолетний добросовестный труд. Виктор Иванович 18 лет был главным редактором журнала «Родная Кубань».

В своих произведениях, интервью, письмах и заметках этот художник слова подчеркивает, что очень переживает о русском человеке и о его душе:

— Меня сейчас волнует прежде всего русская тема: что стало с нами, русскими? Что так засорилось в нашей коренной среде? Почему среди этнически русских все меньше и реже вижу... русских по духу? Почему они как бы иностранцы? Что-то в самом деле случилось с нами, и первее всего — с нашей интеллигенцией. На Кубани это заметно особенно. Сорок лет живу в Краснодаре в томлении, спрашиваю: «Почему здесь нет того, что так сладко грело меня в Пскове, в Вологде?». Юг России особенно растерзан безродным кокетством и какой-то базарно-курортной сутолокой на скрижалях истории. Как много стало пустых русских людей! Русские потихоньку, помаленьку от всего своего отреклись. От намоленного веками русского духа и самоуважения, которые наблюдаешь в глазах и осанках людей на старых фотографиях. Померкло родовое сознание, историческое — тоже.

Виктор Иванович, как он сам рассказывал, «к религии пришел благодаря любви к русской старине. Читал, впитывал, покорялся вере праотцев». Был прихожанином краснодарского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

«Чтобы одолеть враждебные цели разрушения вековых достояний Руси­России, надо <…> с усилием преклониться перед нашей заветной древностью. Все основы, все соки и главные устои там. Русские потеряли свои предания. Но наша Церковь стерегла их душою и подвигами во все периоды невзгод»,— так объясняет свой взгляд на события русской истории Виктор Иванович Лихоносов в своем интервью писателю Александру Сегеню.

Виктора Ивановича не стало 9 августа 2021 года, в праздник великомученика Пантелеимона. К сороковому дню по его кончине профессор Кубанского государственного университета Алексей Татаринов написал слова, смысл которых может подтвердить любой человек, который соприкоснулся с творчеством писателя: «Мы еще не слишком ясно понимаем, что подарил нам Виктор Лихоносов…».

О писателе снят небольшой документальный фильм «Одинокое лето». Режиссер Николай Рогожин считает, что только Божий Промысл помог организовать съемки и выпустить фильм. Кроме этого, актер Петр Мамонов (+2021) записал рассказ «Брянские» в собственном исполнении с тщательно подобранным музыкальным сопровождением. Растревожит душу, если найдете и послушаете. Несколько лет назад Музыкальный театр ТО «Премьера» имени Л. Гатова поставил музыкально-драматический спектакль по мотивам романа «Наш маленький Париж», в котором зрители смогли увидеть многоцветье жизни казачьей столицы Екатеринодара и вновь, вместе с кубанским казачеством, пережить трагедию Гражданской войны.

Книги Лихоносова переведены на все европейские языки. В Краснодаре, благодаря Кубанскому государственному университету, с 2017 года проходят Лихоносовские чтения.

Автор сердечно благодарит Виктора Григорьевича Гайворонского за помощь в подготовке публикации.

Газета «Православная вера», № 10 (702), май 2022 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.