Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Портретные образы архиепископа Саратовского и Вольского Пимена
Просмотров: 274     Комментариев: 0

Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) (1923 – 1993) – выдающийся деятель Русской Православной Церкви, посвятивший свою долгую жизнь бескорыстному, самоотверженному служению Богу и людям, знаковая фигура в истории Саратовской епархии. Еще при жизни владыка Пимен снискал в народе глубокое уважение и искреннюю любовь. Вероятно, поэтому интерес к изучению деятельности саратовского архиерея и его незаурядной личности до сих пор не ослабевает.

Согласно свидетельству современников, владыка Пимен обладал примечательной внешностью и природным обаянием, был удивительно тактичен и разносторонне образован. Он постоянно привлекал к себе внимание людей самых разных профессий, в том числе художников, благодаря которым появилась целая галерея его портретных образов.

В истории русского искусства традиция портретного изображения духовных лиц была достаточно развита в XVIII–XIX веках. Многочисленные примеры хранятся в крупных музейных собраниях России. Саратовский Радищевский музей и Саратовский областной музей краеведения также не являются исключениями и обладают рядом живописных портретов саратовских архиереев XIX века: архиепископа Иакова (Вечеркова; 1792 – 1850), епископа Евфимия (Беликова; 1813 – 1863), епископа Павла (Вильчинского; 1829 – 1908) и т.д. Однако к началу 1920-х годов в силу исторических событий портреты представителей русского духовенства становятся редким явлением и только к концу XX века вновь возрождаются, получая у каждого художника индивидуальную стилистическую окраску и идейное содержание.

Именно на этот временной период приходится большинство изображений архиепископа Пимена. Художественные образы, посвященные ему, делятся на два типа: живописные и графические. Некоторые из них выполнены с натуры, другие созданы на основе фотопортретов и воспоминаний.

Несомненно, большую значимость имеют образы, списанные непосредственно с натуры. Живой и подвижный облик владыки Пимена, отражающий богатство его внутреннего мира, значительно интереснее запечатленного на фотографическом снимке. Его намного сложнее уловить и запечатлеть на холсте.

Портрет кисти И.С. ГлазуноваСамым ранним по дате создания в галерее живописных произведений следует считать портрет кисти известного художника-портретиста XX – XXI века Ильи Сергеевича Глазунова (1930 – 2017), выполненный в 1984 году. Инициатором написания портрета явился сам художник.

В течение нескольких лет кропотливой работы над созданием художественного образа, в ходе многочисленных сеансов И.С. Глазунов имел возможность наблюдать за владыкой Пименом и запечатлеть в живописном портрете, при внешнем сходстве с моделью, ту грань характера, которая ему показалась наиболее интересной и выразительной, тем самым высказав свое представление об архиепископе. Исключая излишнюю детализацию, художник создает камерный портрет, уводит зрителя от отчетливого прочтения образа, сосредотачивает внимание на тщательно и тонко выписанном на нейтральном серовато-жемчужном фоне лице модели. Очевидно, что главной для художника становится задача, уловить и передать живописными средствами ощущение остановившегося времени, мгновения размышлений и сосредоточенного внутреннего диалога человека с самим собой, минуты отрешения от суетного земного мира. Портрет вызвал неоднозначную оценку современников, хорошо знавших владыку Пимена. Однако ему самому этот художественный образ был близок и явно нравился.

Портрет кисти А.М. ШиловаСпустя шесть лет живописный портрет архиепископа Пимена создал еще один, не менее известный, мастер портретного жанра XX – XXI веков Александр Максович Шилов (род. 1943). Портрет был написан в течение 1990 года после случайного знакомства художника и саратовского архиерея в Воронеже осенью 1989 года. А.М. Шилова, в отличие от И.С. Глазунова, привлекла внешняя составляющая облика архиепископа Пимена. В нем художник разглядел черты «представителя старого священства, времен XIX века». Его впечатлили спокойствие и величественность фигуры владыки. Художник воссоздал достаточно натуралистичный обобщенный портрет русского архиерея с учетом индивидуальных физиогномических черт конкретного человека. Тем не менее психологическая составляющая образа осталась за пределами внимания художника.

Священник Александр Мурылев (род. 1968) в «Воспоминаниях о владыке Пимене» дал интересную оценку обоим портретам: «… И то, и другое — совершенная неправда: владыка не был ни празден, ни дряхл, ни мечтателен…». Однако в указанных портретах подкупает внимательное изучение художниками натуры портретируемого, осмысление и отражение личного восприятия в художественном образе.

Верно утверждение искусствоведа М. Андрониковой: «…каждый художник по-своему пишет того же самого человека не столько так, как его видят, сколько так, как его понимают. Каждый выберет из облика модели наиболее характерное, наиболее существенное со своей точки зрения, только то, что максимально соответствует представлению каждого… о модели».

Портрет кисти Ф.И. СоколоваВ Балашовском епархиальном управлении хранится портрет кисти профессионального живописца, уроженца Хвалынска Федора Ивановича Соколова (1932 – 2013), большую часть жизни прожившего в Балашове. Подробности истории создания портрета неизвестны, как и то, имел ли место факт знакомства художника и владыки Пимена. Судя по информации из различных источников, это работа по фотографии. Учитывая всю сложность и ответственность задания, художник серьезно подошел к выполнению портрета. Он постарался максимально точно передать общее сходство с моделью, фиксируя внимание на основных индивидуальных чертах узнаваемого лица: голубых глазах, крупном носе, тонких губах со своеобразной линией изгиба, окладистой с проседью густой бороде с усами и бакенбардами. Тщательно выписанное художником лицо владыки Пимена поражает своей жизненностью и внутренней динамикой при всей внешней статичности фигуры. Интерес также представляет духовно-символическая композиция произведения, включающая небольшой фрагмент церкви — барабан и купол с крестом на фоне высокого голубого неба со слоистыми облаками, вероятно, символизирующими душевную чистоту.

По сведениям, полученным от сотрудников Балашовского епархиального управления, позднее с портрета кисти Ф.И. Соколова монахиней Афанасией была снята живописная копия для храма во имя Живоначальной Троицы села Бобылевка Романовского района. Выполненный в довольно примитивной форме этот портрет-копия ошибочно известен как работа Ф.И. Соколова.

Портрет из архива ЦАК МДАКроме перечисленных произведений известны два живописных поясных портрета, хранящихся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии (ЦАК МДА) и в Архиерейском доме города Астрахани, вероятно, написанных по фотографическим снимкам разных лет неизвестными художниками.

Первоначальная атрибуция портрета из ЦАК МДА проведена церковным краеведом В.В. Тепловым и пока не получила официального подтверждения. Официальное обращение в Церковно-археологический кабинет не дало никаких результатов. Визуальный сравнительно-стилистический анализ произведения показывает его сходство с некоторыми портретами духовных лиц из собрания ЦАК МДА и допускает возможность их принадлежности кисти одного художника, обладавшего, безусловно, профессиональной выучкой.

Портрет кисти неизвестного художника. Астрахань.Астраханский портрет владыки Пимена форматом 30х40 см был написан примерно в 1990 – 1992 годах и входил в историческую галерею живописных образов астраханских епископов, выполненную артелью неизвестных художников. Возможно, портрет был исполнен акриловыми красками на холсте. Как известно архиепископ Пимен с марта по июль 1968 года временно управлял Астраханской епархией. Несмотря на весьма короткий срок пребывания на Астраханской кафедре, он оставил о себе добрую память и уважение.

Несомненно, оба портрета имеют большое культурно-историческое значение и нуждаются в дальнейшем исследовании и атрибуции.

Галерею графических портретов архиепископа Пимена составляют интересные произведения художников, имевших с ним личное знакомство.

Офорт Н.А. БелавинаВ Музее истории Саратовской митрополии хранится известный погрудный портрет архиепископа Пимена, выполненный в 1991 году в технике офорта художником-графиком Николаем Александровичем Белавиным (1912 – 1993). В 80-х годах XX века художник совершил с владыкой Пименом многочисленные поездки по Саратовской и Волгоградской епархии с целью запечатлеть культовую архитектуру. Непосредственные наблюдения за архипастырем, вероятно, стали основой для создания первоначального оригинального рисунка карандашом, с которого в разное время был сделан ряд офортов. Несколько печатных оттисков, аналогичных портрету из Музея истории Саратовской митрополии, ныне хранятся в частном собрании наследников художника. Эти оттиски, датированные 1985 годом и доработанные автором шариковой авторучкой, дают представление о ходе работы художника над портретом и свидетельствуют о более ранней дате создания художественного первообраза.

В графическом портрете, используя минимальный арсенал художественных средств, Н.А. Белавину удается передать удивительно подвижный, но цельный и гармоничный образ архиепископа Пимена. Впечатляет мощь его внутренней энергии и собранности при мягкости воспроизведения внешних черт лица. По сути, в галерее образов это один из самых интересных образов владыки Пимена.

Один из рисунков В.В. ЛопатинаВ начале 70-х годов XX века состоялось знакомство саратовского художника, реставратора иконописи, сотрудника Радищевского музея Вячеслава Владимировича Лопатина (1936 – 2021) и архиепископа Пимена. Намного позднее, по воспоминаниям, художник создал целую галерею из порядка семнадцати графических образов владыки Пимена: «Я … сделал несколько портретов Владыки в технике монотипии — уже после его смерти. Пытался уловить, по воспоминаниям, по фотографиям и наброскам, ускользающие черты».

На пути поиска идеально верного, по мнению художника, портретного образа, он активно включился в своеобразную работу-игру по созданию многочисленных вариаций. В силу профессиональной деятельности и наблюдательности в каждом созданном художником варианте явлена отдельная внешняя черта сходства с древними почитаемыми иконописными образами святителей церкви. Назвать все созданные В.В. Лопатиным художественные образы портретами архиепископа Пимена не представляется возможным, поскольку художник фиксирует лишь отдельные черты изучаемого им человека.

В исследовании «Проблема сходства в портрете» искусствовед Б.Р. Виппер справедливо писал: «… мы способны воспринять картину, не спрашивая о сходстве; но мы должны признать, что пока мы не поверили в ее сходство, мы не назовем ее портретом». Работы В.В. Лопатина еще раз подтверждают сложность художественного воплощения образа архиепископа Пимена.

Подводя итог, необходимо сказать, что широкий диапазон представленных портретных образов архиепископа Саратовского и Вольского Пимена является следствием пристального внимания и уважения со стороны общества к труду выдающегося современного церковного деятеля. Кроме того, это живое свидетельство закономерного исторического процесса конца XX века возрождения церкви и, как следствие, повышения интереса к художественному воплощению облика духовного лица.

Созданные художниками разнообразные по технике и субъективной авторской трактовке портретные образы еще раз подтверждают сложность восприятия, понимания и художественного воплощения удивительно многогранной личности владыки Пимена. 

«Троицкий листок»