+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Покой Спасе наш…
Просмотров: 4228     Комментариев: 0

В прошлый раз мы начали говорить о том, что необходимо знать о церковном отпевании, чтобы не совершить ошибки, провожая близкого человека в последний путь. Сегодня мы подробно остановимся на Чине погребения мирянина.

Фото П. ДемченкоЧаще всего тело усопшего привозят в храм утром, по дороге на кладбище, уже после окончания Божественной литургии.

Однако в прежние времена гроб с телом почившего доставляли в храм Божий накануне вечернего богослужения. Всю ночь гроб находился в церкви, над ним продолжалось чтение Псалтыри. Усопший последний раз пребывал на вечерне, утрене и Божественной литургии, когда все прихожане соборно молились о нем.

Поэтому, если есть возможность привезти гроб с телом покойного в храм накануне вечером, тогда кто-то из родственников может остаться в церкви и всю ночь читать Псалтирь над гробом усопшего. Если же родственники не в силах подъять такой подвиг, можно попросить об этом кого-нибудь из усердных прихожан — это дело благочестия и христианской любви, поэтому не надо пренебрегать участием в такой духовной милостыне.

Очень хорошо, если родственники умершего смогут причаститься в этот день, укрепившись духовно и соединившись со Христом, Которого они будут умолять о вселении их близкого в райские обители. То же относится к 9-му и 40-му дням поминовения усопшего.

Перенесение тела в храм

 

Пред выносом гроба с телом покойного из дома совершается краткое заупокойное последование, почти соответствующее чину так называемой обычной литии, с небольшими особенностями. Тогда как на литии непосредственно за возгласом ектении следует: «Слава Тебе, Христе Боже…», пред выносом тела из дома отпуст предваряется возглашением «Премудрость» и пением «Честнейшую…». И самый отпуст здесь исключительный, нигде и никогда более не повторяющийся: «Живыми и мертвыми обладаяй Христос истинный Бог наш…». И наконец, как исключение из общего правила, на отпусте в данном случае, как еще и в конце всего последования погребения возглашается и имя усопшего.

После отпуста священник произносит: “Благословен Бог наш…”, все присутствующие начинают петь “Святый Боже…” и тело усопшего переносится в храм.

Совершая последнее богослужение у гроба скончавшегося православного христианина, Святая Церковь не только имеет в виду вознести моление о прощении грехов его, но и почтить усопшего собрата в этот исключительный для него день, когда он становится центром внимания всего церковного собрания, как бы своего рода юбиляр или именинник , в последний раз усладить отходящего торжественной и умилительной службой в храме, где прежде «многажды вкупе свидохомся... и вкупе пояхом» .

Последование погребения — торжественная соборная служба. Тогда как в других последованиях, даже в последованиях Крещения, Брака, действует один иерей с диаконом, совершение погребения предполагается при участии целого сонма священнослужителей…

Весь этот сонм священнослужителей окружает гроб усопшего, как на юбилее окружают юбиляра собравшиеся почтить его. Около гроба, как бы около некоторой святыни, поставляются крестовидно подсвечники с возженными светильниками. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи, как в великие праздники. Как при больших торжествах совершается обильное воскурение фимиама, причем всякое каждение начинается и оканчивается каждением тела мертвого,— честь, которая обычно воздается иконе праздника, чествуемой святыне и предстоятелю церковного собрания. Не случайно тело усопшего в большинстве случаев в последовании погребения именуется «мощами». Дорогие останки дорогого усопшего становятся как бы некоторой святыней. Они и действительно святыня, ибо неоднократно освящались Таинствами церковными. При перенесении тела усопшего из дома в храм и из храма к могиле ему предшествуют с кадильницами, как при встрече почетных лиц и перенесении святынь. Так чествует церковное собрание своего собрата.

А в отношении окружающих гроб — последования погребений имеют в виду, насколько возможно, умерить их печаль, утешить их, приободрить, подвигнуть к тому, что наиболее нужно усопшему,— к молитве о нем и, наконец, самим им преподать обильное назидание.

Чин погребения мирянина

 

Чин отпевания и погребения мирян по своему составу подобен утрени и состоит из трех частей: 1) чтения псалмов, 2) пения канона, стихир, блаженн, чтения Апостола и Евангелия и ектении, 3) стихир при последнем целовании, отпуста, пения «Трисвятого» при несении тела умершего к могиле и литии на ней.

Иногда говорят: «Заупокойные моления у гроба не должны быть продолжительны. Надо пощадить чувства окружающих». А как же любовь к усопшим, о которой так много говорят? Не в том же она, чтобы поскорее исполнив неизбежное, поскорее уйти от гроба, как неприятного воспоминания о смерти? Для усопшего нет большего утешения, как молитва о нем. Побыть подольше около любимого в обстановке отрадной и утешительной для него должно быть особенно желательно для искренно любящего и верующего человека. И, наконец, ведь это же последняя служба, последняя треба для брата нашего. Ко всему этому, самый чин погребения, если бы он совершался как должно, в значительной мере облегчил бы скорбь окружающих гроб, влил бы много целительного бальзама в их сердца, успокоил бы их чувства, умерил бы их печаль и стенания.

Псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго…» выражает упование, что усопший, всегда в жизни прибегавший к Богу, будет принят в небесный Его кров.

Затем поется 118-й псалом, составляющий 17-ю кафизму. Он изображает блаженство ходивших в законе Господнем. При отпевании эта кафизма разделяется на три статии (три части); первая и последняя из них поются с припевом «Аллилуия», в вторая — с припевом «Помилуй раба Твоего».

После каждой статии непорочных, как и по 3-й, 6-й и 9-й песнях канона, произносится обычная заупокойная малая ектения.

После окончания 3-й статии поются так называемые «непорочны тропари» — 8 тропарей 5-го гласа «Святых лик обрете источник жизни…» с припевом перед каждым из них: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Так как поются они после 17-й кафизмы, называемой «непорочны», то и тропари получили название «непорочны тропари» или «тропари по непорочных». Во время пения тропарей иерей совершает каждение храма.

После ектении, следующей за тропарями по «непорочных», поется обычный седален: «Покой Спасе наш…» с его богородичным. Но в данном случае способ исполнения его имеет некоторую особенность. После того, как весь седален будет пропет один раз полностью, поется «Слава» и повторяется только конец седальна: «и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче». Затем уже следует «и ныне» и богородичен.

После чтения 50-го псалма начинается канон. Канон на погребении поется без ирмосов, как и на панихиде, только с катавасией по 3-й, 6-й и 9-й песнях.

После канона следуют стихиры Иоанна Дамаскина «Кая житейская сладость…» — всего восемь стихир на восемь гласов. Это потрясающая проповедь о суете всего, что в мире прельщает нас, о суете всего, что не остается с нами по смерти, проповедь, которую полезно, назидательно выслушать всем предстоящим всю, от начала до конца.

Затем поются «блаженны», то есть евангельские изречения Господа о разных видах блаженства. К сожалению, в современной практике «блаженны» очень часто опускаются в последовании погребения. А между тем употребление «блаженных» в этих последних последованиях имеет глубокий смысл и значение. Заповеди блаженства — это основное руководящее начало во всей нравственной деятельности христианина на земле. Несомненно, что каждый искренний христианин, несмотря на все его недостатки, слабости, немощи, падения, во всяком случае имеет по крайней мере желание, хочет исполнять заповеди Господни, имеет намерение осуществлять их на деле, руководствоваться ими. И вот теперь, когда один из собратий готовится к отчету о прожитой жизни, Святая Церковь как бы напоминает Господствующему над жизнью и смертью, какое намерение, какое расположение было у усопшего, и вместе молит Его, хотя бы ради этих намерений и расположений, если бы даже не нашлось дел, сделать усопшего жителем рая и оставление даровать всему тому, чем христолюбец согрешил в житии.

Затем следует пение прокимна и чтение Апостола (1 Сол. 4, 12–17) и Евангелия (Ин. 5, 25–30), которые возвещают нам о будущем воскресении мертвых.

По прочтении Евангелия, по установившемуся более по практическим соображениям обычаю читается прощальная молитва, имеющая свой смысл. Усопший сначала как бы испрашивает прощение у всех окружающих и получает его . Примиренный со всеми, он готов к последнему выходу из храма рукотворенного. Тогда и Святая Церковь напутствует направляющегося в далекий путь своим последним прощением и разрешением.

Произносится заупокойная ектения «Помилуй нас, Боже…» и священнический возглас: «“Боже духов...” глаголется первым иереем или архиереем велегласно близ умершего» (во всех других случаях она читается только тайно).

При целовании усопшего, при прощании с ним назначаются для пения стихиры подобны: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога...». Это причитания верующих у гроба, это плач христиан при прощании с другим братом.

Из стихир при последнем целовании умершего обычно поются лишь первая, последняя и богородичен, а остальные одиннадцать опускаются.

После прощания, конечного «Трисвятого», тропарей «Со духи праведных…» и сугубой ектении следует отпуст, на котором, как и пред выносом из дома, в виде исключения из обычной практики заупокойных отпустов, поминается имя усопшего. После отпуста у нас обычно возглашается традиционное: «Во блаженном успении...». Между тем по последованию не диакон, старший священник сам глаголет сие: «Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне брате наш». Это трогательное обращение непосредственно к тому, кто хотя и умер, но жив и слышит наши к нему обращения. Так еще раз, в самый момент последнего расставания, Святая Церковь напоминает нам, что умерший по-прежнему остается ее чадом, нашим братом и сомолитвенником.

После прощального приветствия, обращенного к почившему, певцы от лица всех предстоящих многолетствуют усопшего — трижды поют заупокойное многолетие «Вечная память». И затем уже пред самым выходом из храма должна читаться прощальная молитва «аще приключится тамо быти».

 


По книге: Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших: Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.

[Подготовила Марина Новакова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.