Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Под защитой Феодора Стратилата
Просмотров: 2292     Комментариев: 0

Бывает, приедешь в какой-нибудь город и кажется, будто прожил здесь чуть ли не всю свою жизнь. Все в нем родное, русское — все напоминает об истории, которую когда-то изучал в университете, о древних народных преданиях, о торжестве Православия на Руси. Именно такое ощущение посетило меня в Костроме — удивительном городе, удачно расположенном в месте слияния двух рек — Волги и Костромы.

Судьба Феодоровского образа

Еще до поездки я случайно увидел в Интернете фото установленной костромичами в своем городе скульптуры святого воина Феодора Стратилата — на сегодня, наверное, единственной в России. Этот святой мученик с давних времен считается небесным покровителем и защитником Костромы. Поэтому первым делом я решил посетить места, связанные с его почитанием.

Как оказалось, многое в городе свидетельствует о его духовной связи со святым Феодором. В честь него названа знаменитая икона, которой венчали на царство первого из Романовых, — Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. По преданию, эта икона после разорения Батыем Городца, где она пребывала, была чудесно обретена в окрестностях Костромы. В сказании говорится, что костромичи видели, как эту икону нес по городу некий воин, и узнавали в этом видении святого Феодора Стратилата.

Мне посчастливилось увидеть этот чудо­творный образ. Обойдя снаружи белокаменную стену Богоявленско-Анастасиина женского монастыря, в котором и хранится Феодоровская икона, я оказался внутри обители. В этом монастыре все говорит о рачительном управлении и бережном отношении монахинь к историческому наследию — каждая мелочь в убранстве, каждый цветок или подсвечник.

Подойдя к иконе, я почувствовал волнение. Казалось, что от образа исходит какой-то особый свет. Бывают моменты, когда не хочется ничего говорить, анализировать — только проживать эту минуту. И это был как раз один из них. Там, стоя в благоговейном молчании, чувствуешь, насколько тяжелой была судьба этой святыни. Она пережила поворотные катаклизмы в истории нашего Отечества: Смутное время, революцию, Великую Отечественную войну. И только благодаря искренне верующим людям удалось во времена гонений уберечь ее от уничтожения и полного забвения.

В свечной лавке монастыря пожилая монахиня подарила мне маленькую копию той самой Феодоровской иконы. Это, конечно, не могло не тронуть до глубины души. «Не стесняйтесь говорить, что испытываете затруднения в средствах», — почему-то сказала она, обратившись ко мне. Эти простые слова отпечатались в моей памяти.

Ипатьевская слобода

На другой день своего пребывания в Костроме я оказался в особенном месте, которое отделено от остального города рекой, — в Ипатьевской слободе. Главное ее сокровище — это, без сомнения, легендарный Ипатьевский монастырь. Именно эта обитель когда-то стала убежищем для первого царя из рода Романовых.

Попав на территорию обители, я обратил внимание на то, как гармонична ее внутренняя жизнь. Все постройки вместе с садами образуют приятную глазу композицию. Самих же монахов здесь можно редко увидеть — обычно они с сосредоточенным видом проходят мимо групп паломников, направляясь по своим делам.

Выбрав для себя самостоятельный осмотр монастыря, я прошел к его главному храму — Троицкому собору. Поразительно, но время будто застыло внутри его стен. Кажется, как будто и не было этих нескольких столетий.

Размах и красота росписей собора, наверное, никого не оставят равнодушным. Через окна храма пробивается свет — падает на лики, играет теплыми красками на иконостасе. Здесь я разглядел образы многих известных святых, подвижников. Такой грандиозный масштаб не удивителен, ведь свою руку к созданию фресок приложил знаменитейший иконописец XVII века Гурий Никитин.

После главного собора мой путь лежал в исторический музей при монастыре. Экспозиция оказалась на редкость богатой. Каких только дошедших до нас предметов благочестия здесь нет: иконы, чаши для Причастия, книги, облачения, хоругви… Особенно мне запомнилась деревянная скульптура святителя Николая — настолько она показалась мне самобытной.

В пределах монастыря все идет своим чередом — словно островок тишины и покоя в бушующем море окружающей суеты. Устроившись на лавочках, отдыхают паломники, спешат по своим делам трудники. А над всем этим в лучах летнего солнца сверкают купола величественного Троицкого собора.

Вечером мне удалось попасть на службу в церковь Иоанна Богослова, что недалеко от Ипатьевского монастыря. В проповеди пожилой священник упоминает о годовщине убиения царя Николая II и его семьи, о том, что в трудные времена Господь испытывает силу нашей веры, нашу способность к состраданию. После службы и проникновенных слов внутренний мир приходит в согласие с собой, а мысли — в порядок.

На следующий день, вернувшись к монастырю, я решил обойти все памятные места в округе. Словно со страниц старинной летописи сошли деревянные церкви. Не каждый день увидишь старый храм, полностью построенный из дерева, — а здесь их сразу несколько. Среди них и старейшая во всей области церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года. Службы в этих храмах сегодня не проходят, но видно, что их не оставляют без присмотра.

После очередного дождя в небе заиграла радуга, но еще ярче горел на солнце купол колокольни недостроенного храма Илии Пророка. В церкви я загляделся на фрески, выполненные с большим мастерством. По рассказу работницы храма, они были чудесным образом спасены в советское время. «Тогда росписи облепили слоем газет — это сохранило их от влаги», — пояснила моя собеседница. К счастью, сейчас с этими изображениями, которые почти не утратили своего колорита, работают реставраторы.

Надежда на будущее

Костромской кремль: проектПравославная Кострома возрождается после десятилетий духовного застоя. Заново отстраивается Костромской кремль, несколько храмов в центре. Отрадно, что в таких тихих городах теплится огонь веры, который поддерживают люди, небезразличные к судьбе Церкви.

Никакие, даже самые искусные, фотографии не смогут в полной мере передать дух Костромы. Нельзя отразить словами и всю красоту ее храмов, и благодать от святынь. Это можно только прочувствовать, самому увидев все великолепие старого города.

Так получилось, что уезжать мне нужно было незадолго до празднования в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которое отмечается 29 августа. Садиться в вагон поезда пришлось с грустью, но в то же время было какое-то необычайное тепло в сердце и твердое желание вернуться сюда вновь.

Газета «Православная вера», № 01 (669), январь 2021 г.