В книге Деяний апостольских мы читаем, что избранные для проповеди Евангелия двенадцать учеников постились и молились. И только после этого они разошлись во все концы вселенной, чтобы нести весть о воскресшем Христе. Петров пост напрямую связан с этими событиями, но как мы можем продолжать дело святых апостолов? Разобраться нам помогает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора священник Аркадий Махсумов.
– Петров пост заканчивается праздником апостолов Петра и Павла. Почему именно к этому празднику приурочен этот, как его еще называют, апостольский пост?
– Православная Церковь подчеркивает равенство апостолов Петра и Павла, которых мы называем первоверховными. Они два столпа веры. В день их памяти в одном из богослужебных песнопений мы слышим: «Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум». Что же это означает? Это мужество в исповедании веры и мудрость, чтобы своим словом обращать в христианство тысячи людей. Они представители в некотором смысле всей апостольской миссии. Когда мы прославляем их подвиг и труды, то подразумеваем, конечно, всех апостолов.
Окончание поста праздником памяти первоверховных апостолов закономерно. После завершения поста апостолы с чистым сердцем, стойкостью, твердостью, крепкой верой выходят на проповедь, начинается их общественное служение – поприще, которое потребует больших духовных сил. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
Они – ученики Господа – поступили по примеру своего Учителя, Который прежде, чем совершить Свою миссию на земле, совершил пост в пустыне, а потом три года странствовал, творил чудеса, открывал апостолам тайны Царствия Божия.
Пост приближает нас к Богу, делает возможным для нас принять Божественную благодать и помощь. Вспомните, пока Господь не послал в день Пятидесятницы Святого Духа, апостолы ведут себя, как каждый из нас – боятся, сомневаются, изнемогают. Но когда на них сходит в день Пятидесятницы благодать, апостолы становятся другими людьми – мужественными, решительными воинами, идущими на подвиг.
– Почему же все-таки Петров пост, а не Петропавловский? Ведь по окончании поста мы празднуем память двух апостолов…
– Этот пост не сразу называли Петровым. В самых первых апостольских посланиях он обозначается как пост после Пятидесятницы, когда постились те, кто по каким-то причинам не смог поститься во время Великого поста.
Короткое название, мне кажется, связано с культурной традицией. Народ всегда старается выразить более кратко, емко и точно. Петропавловский пост или пост Петра и Павла звучит длинно. Но нам, верующим, все очевидно и понятно, ведь там, где был апостол Петр, был и Павел. Даже в конце своей земной жизни они вместе находились в Риме и сподобились одной участи – мученической кончины.
Сам Господь их объединил. Петр стал проповедником христианской веры в первую очередь для иудеев, которые были воспитаны в ветхозаветной религии и культуре. А Павел сумел пронести слово Божие для язычников, то есть для той культуры, которая была далека от христианской веры, более того, она была во многом противоположной и даже агрессивной по отношению к христианству.
Эти два апостола – образ внутренней и внешней миссии развития христианской Церкви. Этот союз не случаен, он показывает любовь Божию к человечеству, которая простирается на всех: на тех, кто был верен Ветхому Завету, и на тех, кто только пришел в новозаветную Церковь времен Христа.
– По поводу постов в летний период даже среди верующих встречается недоумение. Ведь это сезон отпусков, путешествий, не всегда возможно соблюдать ограничения в пище, бывать в храме на богослужениях. Или отпуск не помеха?
– Любой пост – это духовное орудие для пробуждения души от земных забот. И Петров пост в этом смысле не исключение. Он дарит возможность после многочисленных праздников пасхальной череды собраться, чтобы немощи, лень и праздность внешней жизни не переходили в наше внутреннее состояние.
Молитвенный настрой достигается только благодаря посту. Так устроено: сначала – труд, а потом – утешение. Господь нас ни к чему не принуждает, мы можем воспользоваться этой возможностью для нашего спасения.
Каноны Церкви предписывают любому верующему человеку придерживаться общих установлений, но каждый человек должен выбрать меру сообразно своему духовному развитию, своим силам. Иногда воцерковляющегося человека может удручать тот объем аскезы, который предполагает пост. Потому к нему надо подходить постепенно, жизнь духовная подобна росту и развитию человека.
Да, лето – это маленькая жизнь, мы ждем его большую часть года и хотим прожить увлекательно, вместе с семьей набраться новых впечатлений. И если в путешествии у нас нет возможности готовить самим себе, придерживаться постового меню, то не надо впадать в панику, если придется где-то чуть нарушить гастрономический пост. Это не так гибельно, как если вы на отдыхе проведете время на вечеринках, выбиваясь из христианского образа мысли. Не надо отцеживать комара и проглатывать верблюда.
Во все времена для путешественников постом были послабления и, если отпуск проводим не дома, если ослаб гастрономический пост – давайте усилим информационный, духовный. Можно посетить исторические достопримечательности, выставки живописи, музеи, послушать классическую музыку, прочесть книги, полезные для души. Не воспринимайте этот летний пост унылым времяпрепровождением, этот период может быть интереснее всего.
– Часто можно услышать, что Петров пост как-то полегче. Напрашивается вопрос: «А в чем его легкость?».
– Первое – в продолжительности. В зависимости от дня празднования Пасхи его длительность варьируется от шести недель до недели и одного дня. Второе – во времени года. Тепло, летнее изобилие фруктов и овощей, выбор рациона не составляет труда. К тому же разрешается рыба, кроме постных дней среды и пятницы. А еще природа красива, все цветет, вокруг буйство красок.
– А если близкий родственник позвал на день рождения в пост, сам он не постится. Как поступить в этой ситуации, чтобы и пост соблюсти, и его не обидеть?
– Думаю, ситуация немного утрирована. Всегда есть возможность выбрать овощные закуски. Главное – не делать это с насупившимися бровями и суровым аскетическим лицом: «Вот, мол, пост идет, а вы здесь мясо лопаете». Дабы и не украсть плоды этого поста у себя, не возгордиться, не превозноситься, не укорять человека. Можно преподнести все легко, радостно, даже с юмором. Ничего страшного, если мы скажем: «Я бы сегодня предпочел легкий перекус дарами лета».
– Петров пост называют еще миссионерским. А в чем заключается миссия для нас, прихожан?
– Природа Церкви по сути своей миссионерская, и миссия не должна никогда заканчиваться. Возносясь на небо с Елеонской горы, Господь сказал: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20). Эту цель нам указал Господь.
Церковь – пространство для поступка и действия, богослужение – центр нашей жизни. Но помимо этого, необходимо думать не только о личном спасении, но и о проповеди Евангелия. Каждый христианин, по удостоверению апостола Петра, должен уметь дать отчет о своем уповании вопрошающему человеку, быть готовым откликнуться на просьбу о помощи, служить ближнему. При этом вести такую добродетельную жизнь, чтобы люди, глядя на нас, сказали бы: «Нам нравится, как живут христиане, мы тоже хотим принять веру Христову».