Может ли учебник быть захватывающим? Познакомившись с циклом лекций по литургике (слово, которого не стоит пугаться, речь об изучении богослужения) Марии Сергеевны Красовицкой, можно в этом не сомневаться. Ее автор — регент, старший преподаватель кафедры литургики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И — многодетная мама, воспитывающая девятерых детей.
Кому может пригодиться эта книга? Чтецам, певчим, регентам, уставщикам, которым в силу профессии нужно знать принципы составления служб. Для них «Литургика» послужит «палочкой-выручалочкой» и добрым подспорьем благодаря лаконичным схемам, облегчающим запоминание (например, сравнительным таблицам седмичных дней в Великий пост и вне поста) и удобному оглавлению — быстро найти нужный раздел и сориентироваться не составит большого труда (скажем, регенту, забывшему, точно ли на праздник Введения поются изобразительные антифоны).
Но издание адресовано не только профессионалам — оно может быть полезно всем, кто любит богослужение и хочет понимать, что во время него происходит. Почему в какой-то момент везде погасили свечи и уставщик вышел на середину храма? И что он такое читает почти в полной темноте? О чем красивое, но совершенно непонятное «Свете тихий»? Полиелей — это когда верующих помазывают елеем или не всё так просто? По каким книгам молится Церковь?
Первая лекция ставит нас перед вопросом о том, как мы подойдем к изучению богослужения, от чего будем отталкиваться и как пробиваться через многочисленные правила, смысл которых на первый взгляд непонятен. «Что же такое Устав? Какие-то рамки, сковывающие церковного человека? Строгие предписания, которым приходится подчиняться? По-видимому, с этим согласиться нельзя. Исполнение Устава является первым и прекрасным послушанием Церкви, это похоже на послушание матери ребенку… Чадо церковное, покоряясь Уставу Матери-Церкви, непременно и очень быстро почувствует сладость исполнения Устава». Дать читателю возможность почувствовать глубину и красоту внешней формы — одна из задач, поставленных автором.
Вводные лекции курса — о богослужебном времени, книгах и текстах. И первое, что мы узнаём: время в Церкви течет иначе, чем за ее стенами. Молитва меняет саму динамику дня: новые богослужебные сутки начинаются на излете астрономических. Надо бы отходить ко сну, а Церковь призывает к молитве. «Богослужебный день — стремительный взлет, восхождение; это проявляется уже в том, что день начинается с вечера, когда, казалось бы, уже всё кончилось, а для чад Церкви всё только начинается. Начинается круг служб, и они, следуя друг за другом, приводят нас к своей вершине — к Литургии, которая вырывает нас из течения времени».
Седмица начинается, наоборот, со своей вершины — воскресного дня, малой Пасхи (к слову, читателю предстоит узнать, что вопрос о том, сколько раз в году и как мы празднуем Пасху, совсем не праздный). Нам предлагается не просто «зазубрить» последовательность служб, но почувствовать ее логику: например, в соединении 9‑го часа и вечерни увидеть отголосок заповеди о непрестанной молитве (ведь 9‑й час принадлежит дню уходящему, а вечерня — наступающему).
Здесь мы узнаем о трех кругах богослужебного времени: суточном, седмичном, двух годовых, один из которых — «основа всего богослужения, рамка, в которую вставляется все остальное, или, лучше сказать, канва, по которой мы можем вышивать различными тонами». Познакомимся мы и с «главной книгой чтеца» — Часословом, прочтем о системе восьми гласов, об Окто́ихе, где эта система отражена, о том, какой книгой воспользоваться, если вдруг не оказалось службы тому или иному святому (просто не написано ему текстов — такое бывает!).
Познакомив слушателей с основами, автор идет дальше: рассказывает о том, как отличается молитва Церкви в будни, субботние и воскресные дни. К слову, субботе посвящена целая отдельная глава: «Потеряв свое непреложное, абсолютное значение, она [суббота] все-таки навсегда осталась особенной, выделенной в течении седмицы». Почему это так, нам предстоит увидеть.
Много раз возвращается Мария Красовицкая к разговору о месте в череде служб Божественной литургии, не единожды говорит, даже настаивает на том, что неправильно воспринимать ее в одном ряду со службами суточного круга (хотя в расписании на дверях любого храма — именно так). «В учебной литературе вы можете встретить утверждение о том, что службами дневного круга являются вечерня, предваряемая девятым часом, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой час и Литургия. В таком поспешном изложении предмета Литургия с совершаемым на ней Таинством Евхаристии стоит в одном ряду с вечерней или девятым часом. Часы действительно читаются перед Литургией, она как бы встает с ними в один ряд, но все не так просто и не так прямолинейно, как это излагается в учебной литературе.
Литургия времени не принадлежит, она вырывает нас из его плена и обращает все наше существо к вечности. Нельзя сказать, что другие богослужения обращают наш ум к суете земного мира, но и по своему названию, и по своему содержанию они гораздо крепче связаны со временем дня, седмицы, богослужебного года и т. д.».
Шаг за шагом «Литургика» вводит читателя в самый трудный богослужебный период — великопостный, в котором жизнь Церкви течет совсем по иным законам, нежели в период «пения Октоиха». В главах, посвященных Четыредесятнице, будет очень много текстов: страшных, удивительных, глубоких, радостных. Вместе с автором неспешно вчитаемся в них — и совсем иначе эти молитвы зазвучат для нас на службе.
От страницы к странице — новые открытия. Так, окажется, что буквально у каждого часа, не говоря уже о дне в году или в седмице, есть свое осмысление — придя в храм в среду вечером, мы услышим совсем не то же, что в понедельник или в субботу. Пересечение этих смыслов составляет неповторимость каждого богослужения, и следить за этим — огромное удовольствие, радость, духовная школа.
Будут и малые открытия. Мы узнаем, что такое привычное песнопение, как «Царю Небесный», имеет свою «прописку» в богослужебном круге — это стихира Пятидесятницы; удивимся тому, что Типикон не только полон строгости, но и снисходит к человеческой немощи и содержит в себе памятование о том, что даже подвижники устают. Что Тихим Светом Церковь издревле называет Христа, и гимн Ему полагалось петь при последних лучах заходящего солнца, а шестопсалмие служит прообразом Страшного Суда и является текстом настолько важным, что читать его, по Уставу, должен настоятель.
И так по мере чтения богослужение, казавшееся непостижимым нагромождением едва понятных молитвенных обращений (среди которых только «Господи помилуй» и было родным, потому что знакомым), «разматывается» для нас, как клубок разноцветных нитей, и оказывается стройной системой.
Немаловажен не только предмет книги, но и то, как она написана — с несомненным профессионализмом и неподдельной любовью к богослужению и к Тому, Чье имя мы «паче всякого имени призываем». Наверное, редким сочетанием этих двух характеристик и объясняется ее востребованность: даже взяв в руки «Литургику» ради какой-нибудь схемы и выяснив для себя все необходимое, расставаться с ней не захочешь. Чувствуешь, что много потеряешь, если только схемой ограничишься, если не будешь вслед за автором задаваться вопросом «почему?», не пустишься в это увлекательное путешествие — настоящее приключение, полное открытий, в том числе и духовных.
Помимо курса лекций «Литургика», выпущенного издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в рамках образовательного проекта «Ступени» издательства «Никея» вышла другая книга Марии Сергеевны Красовицкой — «Как устроено богослужение Церкви». Это облегченный вариант курса по изучению Устава, менее подробный в изложении деталей служб и более подходящий для тех, кто только-только переступил порог Церкви.
Газета «Православная вера» № 01 (597)