Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Патриаршая проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы
Просмотров: 2004     Комментариев: 0

23 декабря 2018 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Узком города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Евангельское чтение (Лк. 17:12-19) посвящено теме благодарения. В небольшом отрывке рассказывается о неблагодарных прокаженных, которые не пришли воздать хвалу Богу после того, как Спаситель их исцелил. Лишь один иноплеменник, самарянин, совершил это важнейшее деяние — пред лицом Господа и Спасителя, исцелившего его, возблагодарил Бога за великую милость.

Тема благодарения очень важна. В Ветхом Завете часто встречаются такое слово, как «хвала». Хвала Богу — это синоним благодарения Богу. А В Новом Завете слово «благодарение» используется десятки раз, в том же смысле, в каком в Ветхом Завете говорится о прославлении Бога. «Отче, прославь Меня у Тебя Самого славою, — говорит Спаситель в последнем слове перед Гефсиманскими мучениями, — и Сын Твой прославит Тебя» (см. Ин. 17:1, 5). Но ведь Христос знал, о чем говорит. Какое же прославление, кроме страданий, поношений, креста, которые Он должен был претерпеть? Он должен был принести жертву, — но эта жертва была прославлением Бога Отца.

Совершенно неслучайно главное богослужение Церкви называется Евхаристией, — потому что мы совершаем ее в воспоминание жертвы благодарения, которую Бог принял от Своего Сына и Спасителя нашего. То была действительно жертва искупления и одновременно жертва благодарения, жертва хвалы Богу. Именно так Церковь всегда воспринимала Голгофскую жертву. Именно поэтому воспоминание об этой жертве стало центральным богослужением христианской общины. И всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы совершаем Евхаристию, мы прославляем Господа за все то, что от творения мира и до сего дня было совершено силой Божией для спасения рода человеческого.

Очень важно осознать, что благодарение является существенной частью религиозной жизни. Без благодарения Богу цепь, соединяющая человека с Богом, не замыкается. Нельзя только получать от Бога то, что мы у Него просим. Тогда эта цепь работала бы только в одном направлении — от Бога к человеку. Но ведь само слово «религия» в переводе с латинского означает «связь», а связь не может быть односторонней. Связь всегда требует ответа. И этим ответом на Божественные благодеяния, на исполнение Богом наших молитв является наше благодарение, которое мы как Церковь совершаем в воспоминание Жертвы, принесенной Господом и Спасителем, и которое каждый из нас должен совершать в своей личной молитве.

Когда мы приходим в храм, то, наверное, в первую очередь думаем о своих проблемах, о своих скорбях. Часто их действительно очень много, и в первую очередь мы просим Господа: «Помоги, облегчи, сними крест, дай силы, исцели». И ведь Господь так часто отвечает на нашу молитву! Но хватает ли у нас времени и сил для того, чтобы возблагодарить Господа за все то, что Он нам дает? За нашу жизнь, за наше здоровье? Ведь даже если мы не вполне здоровы, но у нас есть силы, чтобы двигаться, общаться друг с другом, работать, — уже за все это нужно благодарить Господа, как и за каждый прожитый день, ведь каждый день есть день благости Божией.

Поэтому благодарение является существенной характеристикой религиозной жизни человека. Исходя из этого, каждый из нас может замерить уровень своей религиозности. Спросите себя, какой объем в ваших молитвах занимает благодарение Богу, и вы сразу определите уровень своей религиозности, уровень своей веры. Человек с горячей верой в первую очередь благодарит Бога, благодарит непрестанно за каждый прожитый день, за то, что он видит и слышит, за возможность трудиться, за своих родных и близких, за своих друзей, за тех, с кем он идет по жизни. Он благодарит Бога за мир на земле, благодарит за свежий воздух и чистую воду, за то, что у него есть, что вкусить, чтобы поддержать свои силы. Верующий человек в первую очередь благодарит Бога и в свете этого благодарения испрашивает у Господа благословения и помощи на свою жизнь и на свои дела. Именно так жили святые угодники. Главным элементом их внутренней духовной жизни было благодарение Господу, в лучах которого осуществлялись и все иные прошения, потому что именно божественные лучи благодати приносят от Бога ту силу, которая преобразует нашу жизнь и через которую Бог отвечает на наши молитвы.

Сегодняшний день и сегодняшнее евангельское чтение очень и очень важны для нас. Во-первых, чтобы мы могли, как я только что сказал, замерить уровень своей веры, своей религиозности. А если мы поймем, что этот уровень не очень высок, то, может быть, отныне будем начинать день с благодарения Господу за себя, за своих родных и близких, за народ, за страну, за мир, за тишину — за то, чем мы наслаждаемся, даже не отдавая себе отчет в том, сколь велика во всем этом милость Божия. И запомним навсегда, что именно благодарение Богу является главным показателем нашей веры и нашей надежды на Него.

Возблагодарим Господа за все Его дивные дела, и с этой благодарностью сердечной пойдем по жизни, дабы благодарение Богу приближало наши молитвы к Нему и в ответ на эти молитвы Господь давал нам все необходимое — о чем мы Его просим и на что мы надеемся. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси