Воскресение Христа – центр евангельского повествования и всей нашей жизни. В событиях, давших новый ход человеческой истории, рядом со Спасителем оказываются разные люди. Одни – предают и разбегаются в страхе, другие идут до конца, третьи не узнают Воскресшего Учителя. Их имена Священное Писание сохраняет нам в назидание. И о них мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Димитрием Вразовским.
Фарисеи, ждущие Воскресения
Облеченные знаниями, почетом и властью – знатные люди, законники, члены Синедриона – высшего Совета иудеев. Они не совершали чудеса, как апостолы, не следовали за Христом постоянно, Он не посылал их на проповедь. Тайные ученики, лишенные кичливости близостью к Богочеловеку в Его земной славе и ставшие самыми близкими к Его бездыханному телу в момент смерти. Все это про Иосифа Аримафейского и Никодима. Они сняли Сына Божия со Креста, умастили Его тело ароматами и положили в новый гроб. Они подготовили Его к Воскресению.
Никодим приходил к Спасителю по ночам, чтобы не попадаться на глаза собратьям-фарисеям. Именно ему Христос сказал, что желающий войти в Царствие Божие должен родиться свыше (Ин. 3, 7) от воды и Духа. Он же первым услышал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Со временем Никодим уже не может скрывать свое отношение к Иисусу. Во время суда фарисеев Никодим вступается за Христа: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин. 7, 51). Фарисеи, придираясь к галилейскому происхождению Спасителя, не дают договорить. Но ему не нужно доподлинное исполнение книжных слов, важнее – что и как проповедовал Равви – и на словах, и на деле. Никодим верит: вот Мессия, обещанный Богом еврейскому народу для спасения.
Иосиф Аримафейский был одним из самых высокопоставленных людей в Иерусалиме. Он появляется, когда Христос испускает дух на Кресте. Иосиф спешно идет к Пилату и, пользуясь своим положением, добивается разрешения забрать тело Иисуса. Вместе с Никодимом они умащивают тело Спасителя благовониями, обертывают по иудейской традиции пеленами и хоронят в дорогой каменной гробнице, которую Иосиф приобрел для себя. Он не допускает, чтобы Тело Христа исчезло (ведь римские солдаты могли его просто сжечь). Иосиф не рассуждает о возможном осуждении и «невыгодных» последствиях для себя. Им движет любовь, и он просто заботится о ее Источнике.
– Отец Димитрий, что помогло праведным Иосифу и Никодиму изменить свое сердце? И что мы должны почерпнуть для себя, вспоминая об их подвиге?
– Слово «фарисей» стало нарицательным. Но видя пример Иосифа и Никодима, мы понимаем, что не все фарисеи – плохие. Мы открываем для себя, что учеником Христа может стать каждый, кто принимает слова Господа.
Мы видим, что не все иудеи отказались от Христа, ведь Его ученики тоже были иудеями. Потом через апостольство и преемственность стираются рамки и границы. Рядом со Христом нет ни мытаря, ни фарисея, ни рыбака, ни плотника, ни богатого, ни бедного. Как читаем у апостола Павла, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Все становятся частью единого тела Церкви, частью Самого Бога.
Святые отцы часто рассуждают о том, как народ, которому был дан Закон и к которому приходили пророки, не принял Воплотившегося Сына Божия. Для них Закон стал выше Бога. Иосифу и Никодиму буква Закона не закрыла его Создателя, Закон исполнился во Христе, и они пошли за Ним до конца. Да, Господь открывает Себя людям. Но многое зависит и от самого человека, его готовности открыть для Бога свое сердце.
Как узнать Христа?
Тогда что было с сердцами не тайных, а явных учеников Спасителя – апостолов Луки и Клеопы? В день Воскресения Господа они отправились в Эммаус. Он находился по дороге в морскую гавань, не исключено, что апостолы в страхе решили вообще покинуть Палестину. Они раздавлены болью утраты Учителя. Они видели тяжелый Крест, на котором Он умирал, Его раны и страдания, чувствовали запах крови и слышали нескончаемый безутешный плач. Беспомощно смотрели, как предает Свой дух Равви, видели мертвым Того, Кто мертвых воскрешал.
Они были совершенно сбиты с толку, охвачены ужасом. Царство жизни и любви, которое Он тысячу раз проповедовал, рухнуло на Голгофе. Вся радость от неисчислимых чудес смешана с землей у подножия Креста. Убитые горем, понурив головы, ученики шли и думали о своем мертвом Учителе. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними (Лк. 24, 15).
– Почему апостолы не сразу узнали Христа?
– Они пребывали в унынии, даже стояли на грани отречения. До того они жили проповедью Христовой, путешествиями, исцелениями, и вот все приходит к точке. Что делать дальше, когда Учителя больше нет? До идеи Воскресения на тот момент они так и не доросли, не осознали этого, потому что горе затмило любовь к Богу. Потому Христос является им, сначала не открывая Себя, и начинает объяснять пророчества. Он заново подготавливает апостолов к тому, чтобы они смогли принять Воскресение.
Святитель Феофилакт Болгарский отвечает на этот вопрос так: «Чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит».
Когда они приближаются к селению, Лука и Клеопа удерживают Спутника, просят остаться с ними. Апостолы чувствуют, что от Него происходит исцеление и утешение. И уже потом, узнав Христа, вспоминают, что сердце их горело, когда Он шел рядом и объяснял им Писание.
– Они все-таки узнают Христа в жесте преломления хлеба. Что значит этот эпизод?
– Человек узнает Бога в Причащении. Преломляя хлеб, Христос снова совершает Евхаристию. Мужи апостольские позже само путешествие в Эммаус назовут прообразом Литургии. Когда человек, ведомый покаянием, стремлением к Богу, поиском себя, идет к Чаше, к Преломляемому Хлебу, причащается Господа и узнает Его. И Господь дает ему другую глубину познания Себя, становится таинственной и дорогой сердцевиной его жизни.