С новым православным интернет-проектом под названием «Память Церкви. Беседы со свидетелями жизни Церкви в советскую эпоху», который реализуется Учебным комитетом Русской Православной Церкви при поддержке духовных школ, познакомилась наш корреспондент Марина Бирюкова.
Цель проекта «Память Церкви» — сохранить живую непосредственную память самых разных людей — известных и безвестных, высокообразованных и простых, архиереев и мирян, монахов и священников — о церковной жизни в советскую эпоху. Эпоху, когда безбожие было объявлено единственно правильным и достойным советского человека мировоззрением, а религия — врагом, с которым нужно неустанно бороться. Но Церковь и в эти годы — жила, и люди, сохранившие ей верность, даже в такой обстановке оставались верующими людьми. Христианами. Исповедниками.
В Саратовской епархии за проект отвечает иерей Борис Бурлаков — ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова, помощник ректора Саратовской духовной семинарии по развитию дополнительного образования.
— Мы занимаемся этой работой уже год, — говорит отец Борис. — Наши волонтеры из числа семинаристов беседуют со священниками и мирянами, имеющими опыт жизни и служения при советской власти. Эти воспоминания еще и еще раз подтверждают, что быть верующим в СССР означало находиться на периферии гражданской и социальной жизни. Вера не приносила земных благ в атеистическом государстве, но могла привести к репрессиям, тюремному заключению и даже смерти. К ней не примешивались выгода, тщеславие и другие земные мотивы, она не становилась обыденной, не обмирщалась. Поэтому тот опыт веры, который передают нам наши собеседники, очень важен для нас, живущих и служащих уже в совсем другую эпоху.
Сайт проекта находится в Сети по адресу:https://pamyat-tserkvi.ru. Давайте для начала познакомимся с мемуарами наших земляков-саратовцев, опубликованными на этом портале.
Протоиерей Василий Стрелков (1941 г. р., ныне почетный настоятель саратовского храма в честь Сретения Господня) рассказывает о своей маме — глубоко верующей женщине, работавшей санитаркой в поликлинике. Он говорит о том, что в их бедном доме всегда были иконы и духовные книги дореволюционного издания.
Отец Василий вспоминает о саратовских правящих архиереях — архиепископе Филиппе (Ставицком), епископе Вениамине (Милове), архиепископе Гурии (Егорове) — а также об архимандрите Иоанне (Вендланде), впоследствии митрополите Ярославском и Ростовском.
Посетитель сайта узнаёт и о том, что все десять школьных лет Васе Стрелкову приходилось прятать крестик, особенно во время медосмотров; что о посещении святых мест в те времена не приходилось и мечтать, тем более что из мест этих известна была только Троице-Сергиева лавра.
По словам отца Василия, другого пути, кроме поступления в семинарию, он для себя просто не рассматривал, несмотря на всю окружавшую его реальность. А став священником, едва не лишился регистрации только за то, что по приглашению прихожанки пришел к ней домой на поминки по ее матери.
Беседу с отцом Василием провел студент 3-го курса СПДС Александр Калинин.
Анастасия Пархоменко, супруга протоиерея Владимира Пархоменко, мать десяти детей, вспоминает о своем детстве, прошедшем на Украине, в Полтаве, это 80-е годы. Приведем фрагменты беседы с нею.
«Когда мне исполнилось семь лет, крестная подарила мне Евангелие, а мама — молитвослов. Она подписала его словами из стихотворения Ивана Никитина: “Молись, дитя, тебе внимает//Творец бесчисленных миров//И капли слез твоих считает//и отвечать тебе готов”. Эти слова мне очень запомнились… <…> Мы ходили в храм всегда, каждое воскресенье и субботу вечером, молились. Когда мы шли по улице, над нами смеялись детишки, и даже некоторые взрослые говорили: “Вон идут богомольные!”. Конечно, нас, детей, это немножко смущало, но мама всегда говорила, что Христа нельзя стесняться: кто постесняется Христа, тому на Страшном Суде Господь скажет: “Я вас тоже не знаю”. <…>
У нас был старенький батюшка, отец Владимир. <…> Нам казалось, что он похож на святителя Николая. Мне и сейчас так кажется, когда я смотрю на его фотографию. Он был учителем, происходил из дворянского рода, окончил педагогический институт. <…> Мы этого батюшку очень-очень любили. Он был духовник наш, и я помню, что мама с любыми вопросами к нему ходила, он ей давал советы. С большой благодарностью мы к батюшке относились. Первая моя исповедь была именно у него».
Мама юной Анастасии одна воспитывала пятерых детей, и в их дом периодически наведывались проверяющие — из опеки и прочих госструктур. Они видели, что в доме много икон, есть церковные книги, им было ясно, что дети здесь воспитываются «в религиозном духе». Конечно, это были уже не хрущевские времена — дело шло к освобождению Церкви, к 1000-летию Крещения Руси, но власть успела-таки попортить «несознательной женщине» и ее детям немало крови. Об этом также можно прочитать в беседе с Анастасией Борисовной, а записал эту беседу ее сын, семинарист Александр Пархоменко.
Протоиерей Михаил Беликов (1962 г. р., ныне клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова) вырос в семье партийного и профсоюзного работника; ни о какой вере, ни о каком посещении храма в этом доме и речи быть не могло. Воцерковление юного Миши Беликова — это подлинное чудо, совершенное Божиим Промыслом. Уже в подростковом возрасте ему пришлось страдать за веру, преодолевая огромное противодействие родителей, искренне желавших своему сыну добра. Доставалось Мише и в школе. Его не раз вызывали в кабинет директора, где сидели уже некие «ответственные товарищи», намеренные провести с ним воспитательную работу, его «прорабатывали» на собраниях, заставляли его товарищей произносить речи о «советском школьнике, которого охмурили попы». Потом эти товарищи подходили извиняться, Миша зла не держал.
Отец Михаил рассказывает, как и какой ценой приходилось ему тогда, в школьные годы, пополнять свои знания о православии:
— Попал мне как-то в руки Новый Завет, я уже не помню, откуда, кто-то мне его подарил, и я его читал постоянно. Потом Новый Завет на церковнославянском языке мне попал в руки, пока его родители не нашли и не реквизировали. У меня где-то до сих пор лежит тетрадка с переписанным от руки за три дня катехизисом святителя Филарета (Дроздова). Потому что мне его дали на три дня. Я его счел настолько важным, что решил переписать.
Среди участников проекта, свидетелей непростого времени Церкви, есть люди, весьма в ней сегодня известные: митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), профессор Алексей Осипов, протопресвитер Владимир Диваков, протоиерей Владислав Свешников, братья-протоиереи Иоанн и Кирилл Каледа, их родная сестра игумения Иулиания (все они — дети протоиерея Глеба Каледы, известного ученого и в течение многих советских лет — тайного священника), профессор МДАиС Владимир Кириллин, доктор богословия Михаил Иванов, протоиерей Михаил Потокин. И рядом с ними — простые церковные бабушки. Все эти люди помогают нам понять: память Церкви — это не просто хранение информации. Это память сердца, это то, что человек возьмет с собой в вечность.
Если вам есть что рассказать о жизни Русской Церкви при советской власти, если в вашей семье хранятся чьи-то записи, воспоминания, интересные фотографии, вы можете обратиться в информационно-издательский отдел Саратовской епархии, написав на электронную почту info-sar@mail.ru, либо непосредственно к отцу Борису Бурлакову по телефону +7–917–319–23–13.
Газета «Православная вера», № 03 (743), март 2025 г.