+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
"Отче наш"
Просмотров: 4098     Комментариев: 0

После пресуществления предложенных Даров в Тело и Кровь Христовы Церковь молится ходатайственными молитвами за своих членов и за весь мир. Далее все молитвословия имеют приготовительный характер перед Причащением.

"И даждь нам единеми усты…"

 

Напомним о том, что все ходатайственные молитвы священник читает в алтаре тайно, за исключением возгласного поминовения Святейшего Патриарха и Правящего Архиерея. Последняя из этих молитв поминовения в последовании литургии следует за пением хором "И всех и вся", на этом мы и остановились в прошлый раз. Приведем эту тайную иерейскую молитву полностью, чтобы было понятно, каким образом в ней раскрывается всеобъемлющий характер литургического поминовения "всех и вся": "Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя низпосли". Архимандрит Киприан (Керн) говорит по поводу этой молитвы, что она "сохранила много черт древней евхаристической молитвы и напоминает "апостольские" литургии седой христианской древности… с их заботливым отношением к повседневным нуждам человечества, к земледельческим, семейным и общественным нуждам…" [1].

Следующий затем иерейский возглас является молитвой о преображении "всех и вся" в осмысленное единство славословящих Бога: "И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". В этой молитве священник просит Бога о даровании единодушия в главнейшем деле человека на земле — прославлении Бога. Мы уже говорили о том, что славословие и благодарение Господа являются тем самым искомым смыслом бытия человека (каждого в отдельности и всего человечества в целом), который так бесплодно ищут отвергающие Бога. Однако литургическая традиция основана на совместном участии, общей радости обретения смысла жизни, чтобы единство выражалось устами и исходило как бы из одного сердца. Господь сказал в самом начале истории, что не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 8), а затем уже устами пророка возвестил радость совместного бытия: Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе [2] (Пс. 132, 1). Но только в Единой, Соборной и Апостольской Церкви — Теле Христовом — можно стать частью блаженного единства, прошение о котором и содержится в этой молитве-возгласе.

Завершаются продолжительные ходатайственные молитвы возгласом священника, который он произносит, повернувшись лицом к народу (хотя этого не видно за закрытыми Царскими вратами) и преподавая благословение: "И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами" . Хор так же, как и при благословении "мир всем" , привычно отвечает на это: "И со духом твоим" .

"Соединение веры и причастие Святаго Духа…"

 

Между освящением Даров и причащением духовенства содержатся предварительные молитвословия и действия, готовящие к Причастию как клириков, так и мирян. Их можно четко разделить на три части: во-первых, это тайная молитва священника о неосужденном причащении Святых Таин и сопровождающая ее просительная ектения, во-вторых, совместное пение молитвы Господней "Отче наш" и тайная иерейская молитва главопреклонения и наконец — возглашение "Святая святым", возношение Агнца и приготовление самих Даров к причащению. Рассмотрим эти действия по порядку.

После преподания священником благословения диакон выходит на амвон и начинает провозглашение ектении, называемой по первому прошению "Вся святые помянувше…". На литургии мы участвуем в теснейшем общении со всеми святыми (вспомним священнодействие проскомидии), поэтому снова поминаем их как наших ближайших ходатаев перед Богом. В общем эта ектения имеет просительный характер, однако следует подробнее остановиться на третьем ее прошении: "Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся". Как мы видим, оно отличается своей пространностью и непохожестью на другие, более часто произносимые прошения. Дадим разъяснение его на основании толкования литургии епископа Виссариона (Нечаева). О чем здесь совершается молитва? О "принесенных и освященных честных Дарех", как возглашает диакон непосредственно перед этим. Поэтому слова "прием я во… Свой жертвенник" (примет их… в Свой жертвенник) относятся ко Святым Дарам, находящимся в этот момент на престоле в алтаре. "Жертвенник сей называется в ектении "пренебесным", потому что Христос вознесся с Своею жертвою превыше всех небес, и "мысленным", потому что может быть предметом только духовного созерцания через веру и не должен быть понимаем чувственным образом" [3]. На этот жертвенник "Бог Отец "приемлет"Дары, принесенные Ему в жертву и освященные в Тело и Кровь Христовы на земных жертвенниках. Он их приемлет в том смысле, что взирает на них, как на равносильные с тою жертвою, которую некогда Иисус Христос принес на Кресте и которую доселе возносит на пренебесный жертвенник, как Примиритель человека с Богом" [4].

Далее следуют обычные возглашения просительной ектении, а священник в это время читает тайную иерейскую молитву: "Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим и молим, и мили ся деем [5]: сподоби нас причаститися небесных Твоих и страшных таин, сея священныя и духовныя трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение". Конечно, очень жаль, что этой молитвой (такова сложившаяся практика) молится только духовенство. Она одновременно напоминает нам о причастии (теснейшем соединении) "страшных Таин", о необходимости для этого чистой совести, а также о благодатной помощи для дальнейшего прохождения подвига покаяния ("оставление грехов", "прощение согрешений"), получаемой в Таинстве Причащения. Но также в ней называется то самое главное, чего стремится сподобиться каждый христианин, что собственно и должно составлять "результат" нашего пребывания в Церкви: "общение Духа Святаго", "наследие Царствия Небеснаго", дерзновение в обращении к Богу. Это смысл бытия Церкви — литургический переход в Царство Небесное. Замечательный богослов протопресвитер Александр Шмеман в завершение своего труда, посвященного Евхаристии, буквально восклицает: "Церковь — не организация, а — новый народ Божий, Церковь — не культовая религия, а — литургия, обнимающая собою все творение Божие, Церковь — не учение о загробном мире, а — радостная встреча Царства Божьего" [6].

Последние слова этой молитвы "не в суд или во осуждение" перекликаются со словами из Первого Послания апостола Павла к Коринфянам о том, что кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11, 27). Святитель Николай Кавасила разъясняет: "Благодать освящает нас через Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред" [7]. А архимандрит Киприан (Керн) добавляет касательно иереев: "Таким образом, литургия совершается рукою и недостойного иерея; личные его грехи не препятствуют благодати совершить таинство, но ему самому это таинство служит в суд и осуждение" [8].

Возвращаясь к просительной ектении, необходимо особое внимание обратить на ее последнее прошение, возглашаемое диаконом: "Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш, Христу Богу предадим" . Это призыв к полному преданию самих себя Христу в единстве нашей веры в Него. И здесь еще раз говорится о главной теме наших литургических прошений у Христа. Это причастие Святого Духа и общение с Ним.

Та просьба о дерзновении, которая была в рассмотренной священнической молитве, продолжается в следующем возгласе священника, который по смыслу завершает просительную ектению: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца, и глаголати". После этого возгласа весь народ под руководством диакона поет главную христианскую молитву. В этой "молитве Господней, произносимой верующими неоднократно на наших службах Богу, а здесь с особенным настроением, дерзновением и торжественностью, "насущный хлеб" приобретает особое, чисто евхаристическое значение" [9].

 


[1] Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Киев, 2005. Стр. 297.

[2] Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!

[3] Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. Киев, 2002. Стр. 244.

[4] Там же.

[5] "Мили ся деем" (ц.-слав.) — умаляемся, очень мало (практически ничего) не делаем.

[6] Отец Александр Шмеман. Литургическое богословие. СПб.: Изд-во "Библиополис", 2006. Стр. 407.

[7] Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 2003. Стр. 83.

[8] Архимандрит Киприан (Керн). Указ. соч. Стр. 300.

[9] Архимандрит Киприан (Керн). Указ. соч. Стр. 301.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.