+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
От детского дома к Дому небесному
Просмотров: 1936     Комментариев: 0

На конкурс «Святые люди и места земли Саратовской», который проводит информационно-издательский отдел Саратовской епархии, приходят письма из разных уголков нашей области. Особенно отрадно бывает читать те из них, в которых приводятся малоизвестные сведения из истории сельских храмов, интересно и содержательно рассказывается о земляках — подвижниках ХХ века.

Материал, который мы решили опубликовать сегодня, его автор — Елена Никитина — начала составлять еще несколько лет назад, будучи старшеклассницей. Для нашего времени и нашей епархии не редкость, что интерес к духовной истории своей малой родины проявляют именно представители молодого поколения. И это не удивительно — это естественно: ведь им эту историю хранить и передавать тем, кто родился и будет рождаться в ХХI веке.

 

Мы обязаны пастырям несравненно более,

чем нашим плотским отцам, ибо эти рождают нас

для мира и для жизни с миром, а духовные отцы —

для Неба и для вечной жизни с Богом.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Мы не видим течения времени. Оно ощущается нами через зримые следы, образы, оставленные нам для осмысления и раздумий. Приметы и черты нашего времени неоднозначны, но вместе с тем именно сейчас всюду восстанавливаются храмы и монастыри, возвращаются Церкви ее святыни, прославляются угодники Божии, возобновляется духовное образование.

Мое родное село Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области — одно из немногих, где почти в первозданном виде сохранился храм. Православная культура, традиции, духовная литература — для жителей нашего села не пустые слова. Что касается моей семьи, ее жизнь уже много лет неразрывно связана с Церковью: мы являемся прихожанами храма Свято-Сергиевского женского монастыря.

Изучая свою веру и церковную историю, мы с каждым разом получаем всё новые знания о святителях, мучениках, священнослужителях, которые в разное время потрудились на ниве устроения церковной жизни. Если мы откроем месяцеслов, то увидим огромное количество имен, за которыми — удивительные судьбы русских людей, достигших высот духовной жизни и святости. Я решила узнать о судьбе и духовном пути подвижника, имя которого связано с карабулакской землей, — Никифора Герасимовича Абрамова (схиархимандрита Гедеона).

Детство батюшки было нелегким. Родителей своих он не помнил, был подкидышем. Нашли его в 1916 году в Саратове под кустом с сопровождающей запиской: «Никифор, крещеный, 2 года». После этого его поместили в детдом. В 1929 году его — пятнадцатилетнего отрока — усыновил крестьянин Герасим Васильевич Абрамов, житель деревни Ольгино Базарно-Карабулакского района. В этой деревне мальчик прожил около четырех лет. Первые семена веры в юном Никифоре посеял набожный старичок-односельчанин, с которым будущий подвижник очень любил беседовать.

В 1932–33 годах в Саратовской области был страшный голод, и семья была вынуждена уехать в Москву. Никифор устроился рабочим в совхоз «Коммунарка» Подольского района Московской области, затем работал слесарем на станции Щербинка Курской железной дороги, помощником машиниста на Бутовском экспериментальном кольце. «Я в храм тогда любил заходить, — признавался батюшка. — Стою и плачу, и сам не знаю почему».

В 1937 году юношу забрали служить на флот. С собой Никифор взял маленькие иконы и Евангелие и, когда нес вахту, молился в уединении (притом, что к тому времени уже подал заявление на вступление в партию). Остаться незамеченным не удалось — увидели, донесли начальству, и вопрос о членстве в партии отпал сам собой. Тем не менее, за участие в Финской войне будущего подвижника наградили медалью «За боевые заслуги». В декабре 1939 года Никифор демобилизовался и вновь стал работать машинистом. Однажды паровоз, который он вел, сошел с рельсов и полетел в кювет. По законам того времени за это полагался расстрел. В последний момент Никифор успел выпрыгнуть и чудом остался жив. Тогда он упал на колени и так горячо молился, как никогда в своей жизни. В эти минуты он дал обет — посвятить всю свою жизнь Богу, хотя до этого подумывал о женитьбе. Господь не замедлил откликнуться. Ситуация разрешилась, машинист отделался небольшим взысканием. Вскоре началась Великая Отечественная война. По ее окончании, в 1945 году, Никифор Абрамов поступил на богословские курсы Московской духовной семинарии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при Московском Новодевичьем монастыре, где учился вместе с архимандритом Кириллом (Павловым), а впоследствии стал его духовным сыном. В 1949 году он был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и пострижен в мантию с именем Максим — в честь преподобного Максима Грека. В 1950 году Святейшим Патриархом Алексием I возведен в сан иеродиакона, а в 1951 году — в сан иеромонаха.

В 1950–1951 годах иеромонах Максим служил в Московской епархии, затем — во Владимирской епархии. В июне 1963 года его назначили в Никольский храм села Новое Юрьев-Польского района, там он и остался служить до самой своей кончины.

В 1986 году старец был пострижен в схиму с именем Гедеон.

Духовный сын схиархимандрита Гедеона — Владимир из Перми — вспоминает:

«Батюшка любил Церковь, любил молиться, службы были длинные. Бывало, на праздники начинал в половине второго ночи — и до обеда, до двух часов дня. Стал слабнуть, но постнический подвиг не оставлял. Отец Гедеон желал спасти всякого человека как создание Божие <…> укрепляя любовью о Господе».

Самоотверженное служение этого пастыря было отмечено почти всеми видами церковных наград: батюшка имел право служения Литургии с открытыми царскими вратами, ношения набедренника, палицы, митры, креста с украшениями, был награжден архиерейскими грамотами и памятными медалями. Кроме того, он был духовником благочиния. Особая заслуга старца — создание им в селе, где он служил, женской монашеской общины, которая уже после его кончины, в 1995 году, получила статус женского монастыря.

Но это только лишь внешняя сторона, официальные сведения. О том, каким был батюшка в обычной жизни, вспоминают те, кто его знал. Голодное детство в детдоме приучило отца Гедеона к самой простой пище. Вспоминая пережитые годы, он учил беречь и экономить продукты. Спал обычно на голой лавке, подкладывая под голову полено, ночи проводил в молитве, а днем брал на себя самую тяжелую работу. После долгих служб он занимался благоустройством прихрамовой территории: косил траву, колол дрова, копал канавы. Он никогда не получал пенсию, отказался от зарплаты, а если у него появлялись какие-то деньги, тратил их на благо­устройство церкви.

Вот как вспоминает о нем инокиня М.: «Всему он радовался. Шел в храм и говорил: вот в городах ковры, а у нас кругом трава, цветы — и тропы не видно. Он был из детдома, сам безродный, но ему были все как родные — те, кто приходил в храм. Всегда он был в окружении людей».

В конце ноября 1992 года батюшка заболел, а 13 марта 1993 года отошел в жизнь вечную. Но и после смерти старец продолжает помогать тем, кто обращается к нему за помощью. Могилка его не забыта, к нему по-прежнему идут люди со своими скорбями и нуждами.

Проследив судьбу старца Гедеона, можно увидеть, что большую часть своей жизни он посвятил служению Богу — церковным службам, келейной молитве, созданию приходской и монашеской общины. Карьерный рост и многочисленные награды не способствовали возвышению над окружающими, он лишь еще больше стяжал в себе смирение. Единственной его целью являлось спасение душ людских через приведение их к Богу.

Мне хочется, чтобы навсегда сохранилась память о таких удивительных людях, которые ходили по нашей земле, чтобы мои земляки помнили о своих корнях, истоках и чтили традиции предков. Ведь, как сказала в одном из своих стихотворений поэтесса Евгения Краснова:

 

Молитвой мир стоит, так

было и так будет,

Без веры не живет ни город,

ни село,

И в вечной суете не забывайте,

люди,

Тех, кто в ночи за вас

помолится светло.

…Ты счастливо живешь,

летит к тебе удача,

И сам на крыльях ты

спешишь навстречу к ней,

Но помни тех, святых,

кто, бодрствуя и плача,

Молился о тебе

так много-много дней.

 


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68­рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Газета «Православная вера» № 08 (580)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.