Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Онлайн-конференция Епископа Саратовского и Вольского Лонгина
Просмотров: 3911     Комментариев: 0

22 июля в информационном агентстве СаратовБизнесКонсалтинг прошла он-лайн конференция Епископа Саратовского и Вольского Лонгина. Она продлилась почти три часа. Владыка Лонгин ответил на 69 вопросов, которые задавались пользователями интернета.

Здравствуйте! Как Вы относитесь к тому, что в Энгельсе в уютном двухэтажном особняке успешно обитает «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»? Получается, что штаб-квартирой в регионе может обзавестись любая секта?

Отношусь плохо. Русская Православная Церковь при любой возможности предупреждает об опасности сектанских организаций. Но других действий, кроме предупреждения, согласно действующему законодательству, мы предпринять не можем, в том числе запретить их деятельность, поскольку само государство допустило их на нашу землю. Поэтому вопрос, который Вы обращаете к Церкви, необходимо обратить к органам государственной власти. Лично я, так же, как миллионы жителей России, категорически не согласен с тем, что сектанты обманывают и свободно вербуют наших сограждан.

Много шума наделала история с пензенскими затворниками. В чем причина того, что эти несколько десятков людей в поиске веры пошли за душевнобольным человеком? Правильно ли называть этих людей сектантами?

Главная причина ― в отсутствии нормального религиозного просвещения, когда за православное христианство принимается чудовищный конгломерат из апокалиптических страхов, неприятия каких-то сторон современной жизни, разочарованности в самих себе, а порой и просто психического нездоровья. Кроме того, во все времена в народе существовали различные антигосударственные течения. И до революции некоторые старообрядческие согласия отказывались от паспортов Российской империи. В ХХ веке подобные страхи испытывались перед (последовательно) тракторами, «лампочками Ильича», переписью населения, выдачей паспортов, тогда еще советских, и т.п. Случившийся в конце XХ - начале XXI столетия в нашей стране перелом был слишком масштабен и затронул судьбы очень многих людей, некоторые из которых, не выдержав его последствий, сломались. Со всеми этими явлениями лучше всего борется время. Но необходимо и просвещение, которое Церковь считает одной из главных своих задач.

Как вы относитесь к VIP-православным? Ну, тем, которые проезжают все милицейские оцепления вокруг храмов в праздники и паркуют свои респектабельные авто у входа в церковь, стоят на службе не в общей толкотне, а на солее и т.п. Ведь это дискредитирует Церковь.

Хорошо отношусь. Хотя бы потому, что они такие же люди, как и все, и их сердца также бывают открыты к голосу Божиему. А внешние атрибуты их социального положения меня лично совершенно не смущают. Это дело их совести, как они воспринимают необходимость постоянно жить перед телекамерами, ездить в кортежах в сопровождении охраны ― как тягостную обязанность или как главную цель своей жизни. Я не считаю также, что присутсвие т.н. VIP-ов дискредитирует Церковь, так могут считать только люди, которые принципиально враждебно относятся к власти, только потому, что она власть.

Владыка, у меня к Вам вопрос насчет арки на Лермонтова. Рад, что наконец-то ее привели в надлежащее состояние. Какой Антоний упомянут на табличке под иконой Николая Чудотворца? Некоторое время назад у Вас была идея сделать на площади перед речным вокзалом сквер. Воплотится ли она? По рассказам в этом месте есть святой источник. Возможно ли его найти и восстановить?

Антоний, упомянутый на табличке, сын того человека, на средства которого произведены восстановительные работы и заказаны иконы. Это традиционный пример так называемой «ктиторской» записи, в которой читающие ее призываются помолиться за тех, кому мы обязаны помощью на это благое дело. Что касается источника ― я не слышал об этом. Относительно площади,― к сожалению, она уже продана. Как Вы знаете, вопросы купли-продажи в нашем обществе стали главной святыней, перед которой меркнет все остальное, в том числе и вопросы исторической справедливости. Я говорю это с горечью, но это так.

Уважаемый Владыка! Сама я человек верующий и воцерковленный, а мои родственники ― нет. Они говорят, что ничего в храме не понимают и надо перевести богослужение на русский язык. Что можно им ответить?

Вопрос перевода богослужения очень сложный и пока все попытки решить его оканчивались неудачей. Кроме того, мы должны помнить опыт так называемого «книжного исправления», проведенного патриархом Никоном. Как Вы знаете, он привел к старообрядческому расколу, который не преодолен до сих пор. Но вопрос этот действительно стоит, и решать его придется. Я сторонник точки зрения святителя Феофана Затворника, призывавшего сделать новый славянский перевод.

Когда читаешь о первых христианах, то понимаешь, что сама недостойна этого высокого звания. Ведь они отличались особенной добротой, любовью к окружающим, сильной верой. Почему современный человек такой немощный? Или это только оправдание?

Это только оправдание. В XIX веке преподобный Серафим Саровский в ответ на этот же самый вопрос говорил: «И человек тот же, и Бог тот же. Только воли у современного человека мало».

Целесообразно ли вводить в школах параллельно с основами православной культуры подобные дисциплины других конфессий?

Я думаю, что в местах компактного проживания вполне допустимо. Насколько я знаю, практически во всех республиках Северного Кавказа, где большинство жителей мусульмане, уже несколько лет в обязательном порядке ведется преподавание мусульманского вероучения в школах. Как ни странно, это не вызывает никаких возражений со стороны нашей либеральной «правоохранительной» общественности.

Призываются ли в армию священники и семинаристы? Как Вы относитесь к отмене отсрочек?

В настоящий момент не призываются. Отношусь плохо, причем не только к отмене отсрочек для семинаристов, но и для молодых отцов, сельских специалистов и других категорий призывников. Нам постоянно говорят о том, что большая армия нам не нужна, с радостью рапортуют об очередных сокращениях и упразднениях и в тоже время отменяют отсрочки. Мне эта логика не понятна.

В Турции ВСЕ мечети строятся ТОЛЬКО на пожертвования верующих. В России же государство активно помогает РПЦ материально. Что правильнее?

Турция уникальная страна. И уникальна она в отношении к религии. Но у нас в России многие мечети строятся на деньги Пакистана или Саудовской Аравии, что как минимум странно. Государство в нашей стране помогает Церкви только в реставрации старинных храмов, являющихся памятниками архитектуры. Начался этот процесс три года назад. Новое строительство, а также все внутрицерковные программы, например, образовательные, финансируются только из собственных средств Церкви, т.е. пожертвований.

Добрый день! Осуждать ближнего ― грех. Но что делать тем, чья профессия напрямую связана с осуждением? Например, журналистам, пишущих о казнокрадах, убийцах, ворах. Ведь без осуждения в статье не будет нужного слова.

Святитель Иоанн Златоуст советует ненавидеть грех, но любить человека, разделяя таким образом человека как образ Божий и владеющий им грех. Думаю, что также можно поступать и журналисту.

Фото sarbc.ru Здравствуйте! Недавно вся страна вновь обратилась к истории расстрела царской семьи. Является ли грехом, то что я не могу воспринимать Николая Второго как святого, ведь в нас с детства вкладывали знания о кровавом воскресенье, о его бездарном поражении в войне и т.д.

Надо помнить, что мы все являемся жертвами пропаганды, которая на протяжении почти целого столетия вдалбливала нам, что история России началась с октября 1917 года, а все, что было до этого, лишь ошибки и преступления. К сожалению, эта точка зрения и сегодня пропагандируется частью нашей антирусски-настроенной интеллигенции. Всевозможные отрицательные эпитеты, традиционно употребляемые с именем последнего государя, являются обычными пропагандистскими клише. Существует масса исследований самых разных авторов, которые опровергают эти утверждения. Кроме того, мы почитаем последнего императора и его семью как святых не за их государственную деятельность, в которой, конечно же, были ошибки, а за их жертвенную гибель и то христианское смирение, с которым они восприняли свою участь.

Здравствуйте! Недавно в России был учрежден новый орден ― «Родительская слава» в виде креста. Некоторые мусульманские лидеры, в том числе и муфтий Бибарсов, выступили против такой формы, считая, что многодетные семьи в РФ в большей степени мусульманские. Что Вы можете возразить?

Поскольку Россия является традиционно христианской страной, то практически все ордена и награды в нашей стране имели христианскую символику, за исключением советского периода. Волне естественно, что эта традиция восстанавливается. С тем, что многодетные семьи в России в основном мусульманские, не согласен. Православных многодетных семей ничуть не меньше, а учитывая процентное соотношение христиан и мусульман среди жителей нашей страны, то гораздо больше. Однако я полностью соглашусь с уважаемым Мукаддасом Аббасовичем, в том, что именно религиозные семьи многодетны.

Здравствуйте! Как член Общественной палаты, скажите, нормально ли, когда на всех федеральных каналах регулярно обсуждают лунные календари, живут по дням какой-то фазы планет (это есть такая передача на Первом ― «Малахов плюс»), совершенно серьезно рассказывают о ведьмах, колдунах, пришельцах, показывают битвы экстрасенсов и пр. Биоэнергетики активно рекламируют себя в СМИ, а «бабы Ани» обещают вернуть мужа на фоне иконы. Это правильная информационная политика или я чего-то не понимаю?

Это абсолютно ненормально. Так же, как потоки жестокости, насилия и порнографии, которые льются на зрителей с телеэкранов. Это коммерция. К сожалению, никакие протесты общественности, Церкви, а она неоднократно предупреждала о разрушительности современной политики телевидения и других СМИ для жизни нации, не имеют результатов. Слишком большие, даже огромные деньги зарабатываются на этом безобразии. Попытки создания общественного совета наблюдения за нравственностью в СМИ с крайне размытыми функциями встречены в штыки, и их инициаторам объявлена беспощадная война.

Как Вы считаете, почему человеку свойственно оправдывать свои грехи?

У одного древнего церковного автора сказано: «Начало спасения человека ― видение своих грехов, бесчисленных как песок морской». Человек, увидевший в себе грех, не может жить так, как прежде. Он должен или начать с ним беспощадную борьбу, которая очень трудна, или же убедить себя в том, что грех этот на самом деле грехом не является и с ним вполне можно жить, оставаясь приличным человеком. Это называется самооправданием.

Уважаемый Владыка. В обществе ходит много разговоров о том, что Церковь в нашей стране лишь формально отделена от государства, а на самом деле священники и иерархи активно сотрудничают с государственными институтами, преследуя политические интересы, да и государство так же использует эти отношения в своих, зачастую черных, целях. Думаю, что сомнение в обществе вызывает и, как бы выразиться деликатнее, некий излишне материально-ориентированный курс Церкви ― стремление занимать хорошие помещения в центре города, тяжбы за них, и так далее. Вот и сам Епископ ездит на службу на дорогом иностранном автомобиле, что несколько не идет монаху, опять же, на взгляд общественности. Просветите нас, почему Церковь не стесняется позиционировать себя как материально заинтересованный субъект и почему монах-епископ не сторонится мирских радостей вроде дорогого служебного авто? Иван

Уважаемый Иван! К сожалению, в нашем обществе есть много людей, которые воспитаны на том, что государство ― это враг. И каждый, кто приближается к государственной власти, для таких людей тоже становится врагом. Эта очень неправильная установка является родовой болезнью русской интеллигенции. Из-за нее в ХХ столетии мы дважды своими собственными руками разрушили свою страну. Будет очень жаль, если такие настроения станут господствующими. Мы разрушим ее в третий раз и уже окончательно. Что касается стремления Церкви занимать помещения в центре города, вынужден Вам напомнить, что все эти помещения исторически являлись собственностью Православной Церкви и были насильственно отобраны у нее. Та кампания, которая ведется против Церкви в связи с этим, как правило, инспирируется нынешними собственниками, которые за копейки, чаще всего за взятки, приобрели «права» собственности на эти здания.

Что касается автомобиля, на котором я езжу, то это собственность Епархии, а не моя. Так же, как и все остальное, чем я пользуюсь как правящий Архиерей. Если бы Вам пришлось хотя бы месяц поездить со мной по районам нашей области, Вы бы не стали считать иностранный автомобиль мирской радостью, а стали бы относиться к нему как к средству передвижения, без которого выполнять свои обязанности мне было бы гораздо труднее.

Полный вариант он-лайн конференции