Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Одна в тайге
Просмотров: 1333     Комментариев: 0

Святитель Николай Сербский говорил: «Природа — друг, она сотворена, чтобы быть человеку другом и помощником, а не рабом или палачом. Люди, делающие из природы раба, сами делают ее врагом». Сегодня мы, к сожалению, часто забываем об этом. Неконтролируемые природные стихии пугают современного человека, но если жить с Создателем в согласии, то и окружающий нас мир природы откроет нам свою гармонию. Фильм «Белая дорога Эльзы» (2020) раскрывает эту тему на примере реальных событий, произошедших в таежной Туве.

Жила-была девочка Саглана четырех лет. Ее мама и папа были кочевниками. Они перегоняли с места на место стада оленей в поисках лучших пастбищ. Трудно в таких походных условиях с маленьким ребенком… И пришлось им однажды оставить дочку со старенькими бабушкой и дедушкой в доме, что находился в тайге. Хорошо было там Саглане. Лес малышка знала, как свои пять пальцев, и помогала старикам в суровом таежном быту, как могла.

Однажды, проснувшись зимним утром, Саглана обнаружила, что ее бабушка лежит без движения. Умерла. Остались они с дедушкой вдвоем. Что теперь делать? Ведь дед совсем слепой, даже похоронить супругу не сможет.

И решил дедушка отправить Саглану за помощью в ближайшую деревню. Дал с собой спички и хлеб. Восемь километров прошла маленькая девочка по тайге, утопая в снегу. Шесть часов длилось это опасное путешествие, пока не повстречала Саглана женщину из той деревни, в которую направлялась. Обессиленная, голодная, она только и смогла сказать: «Кажется, у меня бабушка умерла».

Нашумевшее дело маленькой Сагланы в 2017 году не сходило с первых страниц новостных лент. Родителям, оставившим малышку с пожилыми, беспомощными родными, грозило лишение родительских прав. Но на их защиту поднялась общественность, призвавшая закон учитывать реалии, в которых живут кочевники Тувы. Эта резонансная история легла в основу картины режиссера Юрия Курочки «Белая дорога Эльзы». Фильм рассказывает о том, как ребенок, который растет, как истинное дитя природы, справляется с испытанием, какое и не каждому взрослому по силам.

Героине фильма Эльзе шесть лет, она не по возрасту самостоятельна и крепка физически. Сама носит воду и дрова, ведь бабушка и дедушка, с которыми девочка живет в лесной избушке, совсем старенькие. А родители у Эльзы умерли. Авторы картины намеренно изменили реальные обстоятельства, чтобы мы, зрители, не тратили время на возмущение: как можно было оставить такую малышку со стариками? Ведь «Белая дорога Эльзы» совсем не об этом.

Визуальный ряд фильма великолепен: одна из главных героинь ленты — это тайга во всем ее величии и многообразии. Эльзе не скучно в тайге — например, можно поговорить с волком. Когда лесной зверь воет, девочка отвечает ему. Она не боится непроходимой чащи и ориентируется в ней так же легко, как мы в своих квартирах. Вот только телевизора девочке не хватает. Она уже видела такое устройство и знает, что оно может быть полезным.

«Деда, зачем тебе это радио? Вот был бы телевизор, все новости бы знали, погоду там показывают каждый день», — говорит Эльза дедушке, наблюдая, как тот чинит старенький радиоприемник. «Погоду лучше леса никто не знает, — отвечает мудрый дедушка. — Запоют птички — скоро солнце выглянет, а подует ветер из-за горы — снега жди». Когда в таежную избушку забредают охотники, девочка, как и ее родные, недоумевает: зачем убивать волков? Ведь волки — это друзья, которые охраняют ее дом. Эльза искренне в это верит.

Когда умирает бабушка, дед решает отправить внучку в ближайшую деревню за помощью. Зритель не увидит в глазах ребенка ни страха, ни недоумения. Это решение она воспринимает буднично, по-взрослому. Дедушка стар — он не дойдет. Кто же, если не она, пойдет за помощью? Положив в рюкзак спички и несколько лепешек, девочка отправляется в путь.

«Дедушка, а ты бабушку любишь?» — кричит Эльза старику, уже пройдя несколько шагов по направлению в деревню. Она не получает ответа. «Может, не услышал», — думаем мы. Но в конце картины старик скажет: «Любовь — она в делах, а не в словах». Сразу вспоминается: Вера без дел мертва (Иак. 2, 20). Для Эльзы таким делом любви станет ее «белая дорога».

Это будет нелегко: таёжные морозы суровы, высота снежного покрова такова, что ребенку по нему приходится чуть ли не плыть. Но природа словно помогает Эльзе. Солнце ведет ее по верному пути, и даже ветер, расшалившийся накануне, утих.

«Только смотри не засни, внучка», — говорил дедушка, отправляя девочку в дальнюю дорогу. Но усталость берет свое, и Эльза засыпает в лесу. Снится ей уютный дом на окраине таежной опушки, в котором ей так хорошо, что и уходить не хочется. А уходить надо! Надо разомкнуть глаза и продолжать путь, ведь дедушке нужна помощь. Но как же тяжело поднять веки!

Дедушка не зря давал совет не засыпать. Позволить усталости победить себя — верная смерть. Перестанешь двигаться — замерзнешь. Эльза крепко спит, и кажется, что уже никто и ничто теперь не спасет малышку. Разбудит ее волчица. Услышав вой, девочка поймет, что задремала, а солнце уже садится. Придется снова идти, и пусть сон сил не прибавил, оставаться на месте нельзя. Эльза бредет, и вдруг сталкивается с волком. Да, девочка считала волков друзьями, но никогда не видела дикого зверя так близко. Инстинкт самосохранения берет свое, и она бежит изо всех сил, ослепленная и оглушенная страхом. Оступившись, Эльза падает в глубокий овраг. И вот это уже ловушка. Малышка не может самостоятельно выбраться из него. Первой поймет, что девочка в беде, волчица. Она поведет блуждающих по лесу охотников туда, где лежит в снегу выбившийся из сил ребенок. Но поймут ли мужчины зверя, в котором видят только добычу? Кого же бояться: людей или животных? На все вопросы ответит девочке лес, и тогда она поймет, что дедушка в который раз говорил истину: природа не обманет и не предаст.

Волк в «Белой дороге Эльзы» — настоящий. По словам Юрия Курочки, съемочная группа долго искала подходящую во внешнему виду собаку на эту роль, но неожиданно узнала, что в одной деревне у мужчины живет настоящая волчица. Ее и было решено снимать в фильме. Рискованное решение? Безусловно. Ведь режиссер хотел снять кадр, в котором дикое животное и Эльза будут находиться очень близко. И этот фрагмент стал одним из самых выразительных.

«Белая дорога Эльзы» — фильм о жизни, такой, какой ее задумал Господь. Любовь к ближнему, к Богу, к природе — главные сюжетные линии картины. Только с доверием к Создателю можно жить в суровых условиях тайги, без связи с миром и благ цивилизации. Как же не хватает этого доверия нам — жителям городов…

Это неспешное повествование о небольшом эпизоде из жизни семьи кочевников словно замедляет время. После просмотра картины хочется отправиться в лес, долго бродить по тропинкам, прислушиваясь к шорохам веток, слушать пение птиц, всматриваться в красоту мира, с такой любовью сотворенного Господом. Возможно, если мы станем ближе и милосерд­нее к природе, она станет нам другом — таким же верным, каким она оказалась по отношению к маленькой девочке, заснувшей в тайге.

Газета «Православная вера», № 02 (694), январь 2022 г