Авраам был праведный человек, и Господь дал ему многие годы жизни. Когда же Авраам состарился, он призвал старшего из слуг и поручил найти жену для единственного своего сына Исаака. Авраам сказал слуге:
— Поклянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не станешь искать для моего сына жену из жительниц страны Хананейской. Но отправляйся в Месопотамию, откуда я родом, и там найди жену Исааку.
Слуга спросил:
— Может быть, женщина не захочет идти в эту землю! Не взять ли мне с собой Исаака, чтобы он поселился в Месопотамии?
Авраам ответил:
— Господь говорил мне и клялся мне, что здешняя земля будет отдана моим потомкам, и через них Он благословит все народы земли. Если же не найдешь жену для Исаака, — ты свободен от клятвы, которую дал мне. Но сына моего не возвращай в те земли.
Слуга взял десять верблюдов, нагрузил их различными сокровищами, чтобы одарить будущую невесту Исаака, и отправился в путь, и достиг месопотамского города Нахора.
Слуга остановился у колодца возле городской окраины в то время, когда женщины ходили за водой. Он просил у Бога указать невесту для Исаака:
— Я скажу девушке: "Наклони твой кувшин и дай мне пить". И если она скажет: "Пей, и пусть пьют твои верблюды, пока не напьются",— значит, она назначена Тобой в жены Исааку, и Ты благословляешь весь дом моего господина Авраама.
Слуга еще не окончил говорить, когда к источнику пришла девушка по имени Ревекка. Она была очень красивая. Ревекка спустилась к колодцу, наполнила кувшин водой и стала подниматься наверх, и слуга сказал:
— Дай мне испить немного воды из твоего кувшина.
— Пей, господин мой,— ответила Ревекка и напоила его, а потом сказала:
— Я начерпаю воды и для твоих верблюдов.
И она вылила из кувшина в желоб, из которого поили животных, и принялась еще носить им воду, и начерпала ее столько, что всем верблюдам хватило напиться.
А слуга молча смотрел на нее с великим изумлением.
А когда верблюды закончили пить, он подарил Ревекке золотую серьгу и запястья, и спросил:
— Чья ты дочь? Есть ли в доме вашем место для ночлега?
— Я из дома Нахора,— сказала девушка,— у нас много места для ночлега и много корма для верблюдов.
Нахор был брат Авраама, и слуга прославил Бога, Который привел его в дом сродника Авраамова.
Ревекка рассказала в доме о госте, и Лаван, брат Ревекки, пришел к источнику и позвал слугу в дом. Ему предложили угощение, но слуга отказался и рассказал о том, что привело его в Месопотамию.
— Скажите мне: намерены ли вы оказать милость моему господину?— спросил слуга, закончив рассказ.
Вафуил, отец Ревекки, и Лаван отвечали:
— От Господа пришло это дело, и мы не можем сказать тебе вопреки.
Слуга вновь благословил Бога и поклонился ему до земли, и подарил Ревекке многие драгоценные вещи и красивую одежду.
Утром он стал собираться в путь. Брат и мать Ревекки просили слугу остаться в их доме хотя бы дней десять, чтобы и девушка была с ними. Слуга отвечал, что ему надо спешить с радостной вестью к своему господину. Тогда родные спросили Ревекку:
— Пойдешь ли ты с этим человеком?
— Пойду,— сказала Ревекка, и они пустились в путь.
Начинался вечер, когда путники достигли Ханаанской земли. Исаак в это время вышел в поля, чтобы подумать в тишине. Вдруг он увидел верблюдов, а Ревекка, сидя верхом на верблюде, увидела Исаака. Он спросила слугу:
— Кто этот человек?
— Это мой господин,— отвечал слуга.
Тогда Ревекка покрыла голову — как уже замужняя женщина.
В скором времени она стала женой Исаака. Ревекка напоминала его покойную мать Сарру, и Исаак очень полюбил ее.