Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Новая жизнь старого храма
Просмотров: 816     Комментариев: 0

Старинный храм во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Малое Перекопное Балаковского района имеет весьма примечательную историю. Во-первых, это едва ли не старейший православный храм в Саратовском Заволжье. Если считать от самого начала, то есть от деревянной срубовой Троицкой церкви, построенной обосновавшимися на Иргизе старообрядцами, то этому храму в завершающемся году исполнилось 253 года. Столько же примерно и самому селу.

В 1833 году старообрядческая община перестроила свою деревянную церковь в кирпичную. Обновленный храм был рассчитан на 390 молящихся, но приход рос, и в 1897 году церковь расширили сразу втрое, пристроив к ней боковые нефы. Тогда же возвели изящную колокольню. Теперь храм имел три престола: главный был освящен во имя Святой Троицы, боковые – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В приходе действовала школа для крестьянских детей.

Все внутреннее пространство храма было богато расписано артелью профессиональных художников. В их работе присутствовал колорит Серебряного века, характерные черты эпохи модерна. Как пишет в своем заключении доктор архитектуры, профессор Надежда Попова, которая исследовала сохранившиеся росписи Троицкой церкви в 2003-2004 годах, «размещение фресок увязано с архитектурой храма и выстраивается в логичную последовательную композиционную сюжетную линию по пути движения входящего в храм и движущегося к алтарю верующего». По мнению Надежды Александровны, в Малом Перекопном работала группа высокопрофессиональных художников, среди которых могли быть и весьма известные мастера того времени.

 

 

К сожалению, законсервировать и сохранить роспись храма не удалось, она утрачена – за исключением небольшой ее части в малом своде храма. Здесь изображены Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов. Нынешний настоятель храма иерей Дмитрий Волков тщательно оберегает остатки росписи, следя за тем, чтобы они не пострадали при неизбежных работах внутри храма. Благодаря упомянутой выше Надежде Александровне Поповой, в нашем распоряжении имеются снимки, позволяющие представить себе, как выглядела эта степная сельская церковь до революции.

В 1935 году храм в Малом Перекопном был закрыт и долгие годы использовался как зернохранилище. Вот что рассказал нам старожил села, староста прихода возрожденной Троицкой церкви Вениамин Тимофеевич Петров:

— Я родился в 1931 году и во время войны уже работал в колхозе. Здесь, в церкви, был зерносклад, она почти до потолка была засыпана зерном. Иргиз тогда был не такой, как сейчас: по нему ходили пароходы. Помню, как пришел пароход с баржей, и мы, ребята, несколько дней грузили зерно на эту баржу. Говорили, что потом эта баржа потонула, в нее попала немецкая бомба. Хорошо помню картины на стенах: церковь ведь сверху донизу была расписана. Вот здесь было «Возвращение блудного сына», а вот здесь — встреча Марии Магдалины с воскресшим Христом.

И вот вторая особенность истории старинной церкви: она была возрождена к новой жизни исключительно «по инициативе снизу». То есть это не тот случай, когда в село приехал кто-то «сверху» и решил: будем восстанавливать. Решение принимали сами сельчане, причем в весьма и весьма непростые годы – в самом начале XXI века. Они решили, что невозможно долее смотреть на оскверненный и разоренный храм, что надо вернуть храму жизнь, чтоб достойно жить самим.

— Лично у меня было чувство вины,— говорила Ольга Шапошникова, заведующая сельским Домом культуры.— Я, как и другие, наверное, не могла смириться с тем, что церковь у нас в селе используется вот так — не по назначению.

А у сельского библиотекаря Светланы Карташовой были несколько иные мотивы:

— Меня эта церковь волновала прежде всего как памятник архитектуры. Только поэтому мне хотелось, чтобы она была восстановлена. Я начинала этим заниматься, будучи атеисткой! Но в душе-то, в самой ее глубине мы все православные. И я постепенно к этому пришла, и теперь — прихожанка нашего храма.

Денег, то есть требуемой суммы, у жителей бесперспективного, как казалось тогда, села, конечно, не было: «шапка по кругу» могла собрать лишь сущие гроши. В разговорах с неизбежностью всплыло имя земляка – весьма заметного политика, ныне председателя Госдумы Вячеслава Володина. Ни для кого не было секретом, что он много помогает Православной Церкви. Но как до него добраться?.. Вот тут-то и понадобилось мордовское упрямство «деда», как зовут его все в селе – уже упомянутого здесь Вениамина Тимофеевича Петрова, бывшего заместителя начальника балаковской ТЭЦ-4, члена КПСС, а в начале века уже пенсионера и пчеловода. Уполномоченный односельчанами Вениамин Тимофеевич воспользовался очередным визитом государственного мужа на родину и прошел к нему сквозь все кордоны. Вячеслав Викторович помог. 13 декабря 2003 года тогдашний благочинный Балаковского округа протоиерей Виталий Шовгор совершил чин положения антиминса в восстановленном приделе, а в октябре 2010 года епископ (теперь митрополит) Саратовский и Вольский Лонгин приехал в Малое Перекопное, чтобы освятить, наконец, возрожденный храм. Кстати, первой обвенчавшейся в нем парой оказались Вениамин Тимофеевич и его супруга Любовь Прохоровна.

Поначалу в Перекопном были проблемы. Не задерживались, по каким-то причинам, священники. Но семь лет назад здесь появился совсем молодой еще тогда иерей Димитрий Волков с супругой Мариной, и дела пошли на лад.

— Если священник живет на одном месте долго, если люди видят, что он не собирается никуда из села уезжать – тогда они воспринимают его всерьез, и у них меняется отношение к Церкви, — считает отец Димитрий. Кстати, у Волковых уже трое детей.

В Малом Перекопном на сей день около пятисот жителей. Увы, далеко не каждого из них можно назвать постоянным прихожанином старинной церкви. Но батюшка, по его словам, чувствует тенденцию: все больше людей задумывается о Боге, о вечности. В большие праздники храм наполняется людьми – они приезжают из соседних сел, даже из Балакова, потому что это совершенно удивительное впечатление – молитва в том самом месте, где люди до нас молились два века кряду… Сейчас в храме пребывает ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской, и общее число поклонившихся ей – уже более 150 человек. Удалось наладить постоянный контакт с местной школой-девятилеткой: отец Димитрий стал в ней самым частым гостем. Сельский приход не может позволить себе такую роскошь, как оплачиваемый штат, поэтому все необходимое – начиная с дежурств в храме и его уборки и кончая бухучетом — делается на добровольных началах. Храм живет, и село тоже живо.

Мы ведь уже неоднократно убеждались: село, над которым крест, в котором хотя бы каждое воскресенье совершается Божественная литургия, село, жители которого не где-то в городе, а именно здесь, на родном своем месте крестят родившихся детей и поминают, как положено, своих покойников, – не умирает.

 

 


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Журнал «Ведомости Саратовской митрополии» № 11, ноябрь 2016 год

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: