Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора города Саратова 23 сентября впервые выступил с концертом духовной музыки в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Зал, насчитывающий около 1800 мест, был почти полон, и певчие не обманули ожиданий собравшихся. По окончании концерта аудитория рукоплескала, музыкантов не отпускали, они дважды выступали на бис.
В ходе концерта, который продолжался более двух часов, участники хора исполнили около 20 церковных песнопений конца XIX – начала XX века ― произведения композиторов так называемой Московской Синодальной школы: А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, В.С. Калиникова, К.Н. Шведова. В программу также вошли произведения современных авторов: регента хора Свято-Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрита Матфея (Мормыля), регента Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры Владимира Горбика, диакона Сергия Трубачева и других.
Традиции хорового пения
По окончании концерта руководитель хора, регент Александр Занорин рассказал журналистам, что хор начал готовиться к выступлению давно, с апреля: «Когда мне поступило от Московской филармонии это предложение я, честно говоря, испугался. Но все равно ответил согласием. Я много раз выступал на этой сцене, но в качестве певца, а тут ― возможность выступить в качестве дирижера, со своим хором, причем достаточно молодым, которому в декабре будет четыре года…».
Идея создания хора принадлежит Преосвященнейшему Лонгину, Епископу Саратовскому и Вольскому, возглавившему епархию по благословению Святейшего Патриарха в 2003 г. «Одним из первых дел Владыки стало создание профессионального Архиерейского хора. Причем мужского, звучание которого более емкое, цельно отражающее главные черты хорового церковного пения»,— пояснил Занорин. Он рассказал, что саратовский Архиерейский хор в значительной степени опирается на традиции церковного пения знаменитого хора Троице-Сергиевой Лавры: «У архимандрита Матфея есть определенный стиль, сочетающий и молитвенность, и профессионализм. Мы стараемся стремиться к этому стилю, и продолжать, и развивать, и прививать его у нас на саратовской земле».
Значительное влияние на манеру исполнения хора оказал также Владимир Горбик: «Еще одна лаврская традиция, которую я у него заимствовал, точнее, он мне эту традицию передал, подсказал ― это сочетание смешанного, ″микстового″ пения и фальцетного. Оно придает произведениям легкость и воздушность».
В то же время А. Занорин подчеркнул, что его цель — сохранить колорит и стилистические особенности саратовского певческого коллектива: «Конечно, есть основы, которые заложены в партитуре – их нужно исполнять, от них никто не отказывается, но кроме академических законов существует еще закон прочтения текста и отображения образности, которая скрыта в сочинении. Допустим, образ Богородицы ― светлый, небесный, легкий, здесь возможно фальцетное звучание, чтобы передать состояние легкости, небесного звука».
Говоря о традициях и преемственности в своем деле, Александр Занорин, потомственный хоровой дирижер и выпускник Саратовской консерватории, выразил особую благодарность своему педагогу Людмиле Алексеевне Лицовой, которая руководит Саратовским губернским театром хоровой музыки. Этот театр в настоящее время является одним из ведущих хоровых коллективов в России, отметил он.
О составе участников и надеждах на будущее
Архиерейский хор состоит из профессиональных музыкантов, хотя различных специальностей. В его состав входят «народники», пианисты, струнники, духовики, дирижеры.
Четверо участников хора ― клирики Саратовской епархии. Еще четверо ― воспитанники Саратовской Православной Духовной семинарии: «Это ребята, которые приходили в хор, даже не зная нот, и для них стало большим шагом вперед исполнение таких сложных, достаточно тяжелых по характеру, по фактуре сочинений, требующих хорошего дыхания, хорошего певческого навыка», — рассказал регент.
В этом году по благословению Владыки Лонгина в Саратове начался набор мальчиков в создающуюся Православную хоровую школу. Высоким образцом для нее служит Синодальное училище — существовавшее до революции духовно-музыкальное учебное заведение, в котором воспитанники, наряду с общеобразовательными предметами постигали искусство духовной музыки и регентское дело.
Мальчики, которые пришли в школу, сами хотят обучаться церковному пению. В основном это дети прихожан саратовских храмов: «Во время прослушивания мы даже удивлялись, что родители порой сами не знали, как талантливы их дети. Вот приходит ребенок, никогда не учившийся музыке, 11-12 лет ― и вдруг обнаруживается, что у него хороший голос и слух, талант».
В Саратове Архиерейский хор Духосошественского кафедрального собора в основном, поет, принимая участие в богослужениях, но также дает концерты — два-три раза в год.
Составлением богослужебного репертуара занимается сам регент: «За это время у нас расширился репертуар, мы освоили восемь Херувимских песен, можем свободно стилистически подбирать ″программу″ в соответствии с духом службы. Если это служба Великого Поста ― песнопения более сдержанные, если Пасхальная ― светло-торжественные». Большую часть богослужения составляет пение обихода, а стихиры поются знаменным распевом.
О реакции зала
Корреспонденту портала «Православие и современность» удалось побеседовать с посетителями консерватории до начала концерта и в антракте. Отзывы были восторженными.
— Я считаю, это замечательно, что возрождаются традиции русского духовного пения, — сказала одна из слушательниц. — Мы знаем западные образцы – «Реквием» Моцарта или Верди, а наше церковное пение было почти в «подполье», 70 лет это было что-то запретное. Разве это правильно? Это же настоящее искусство, и голоса у нас очень сильные бывают.
— Очень довольна, что появилась возможность слушать такую музыку, — вторит ей другая посетительница. — А то раньше… Были, конечно, концерты церковного пения в Москве и в 1980-е годы, но билетов было не достать. Когда я в райкоме работала, «бегала» на них по «комсомольской» линии.
— Замечательный концерт, — сказали мать и дочь, которые, по их словам, ходят в церковь, любят церковное пение и стараются не пропускать подобные выступления, в том числе, в московском Свято-Даниловском монастыре. — Только вот… Возникает какое-то чувство неловкости — такие песнопения звучат, что хочется встать. Возникало желание молиться.
— Я просто потрясен, — сказал профессор Брайан Генри, президент Международного союза теоретической и прикладной химии IUPAC. — Я сам из Канады, выбрался сюда случайно — меня пригласила на концерт хозяйка дома, в котором я остановился. Никогда не слышал ничего подобного, хоть я и люблю музыку. У этого хора такой широкий диапазон голосов, каждый исполняет свою мелодию, а поют — как один человек! Это нечто уникальное, что-то такое, что Россия должна сохранять и дарить всему миру.