Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Не стесняться говорить с детьми о Боге
Просмотров: 594     Комментариев: 0

Бог, вера, Церковь, любовь к ближнему… В каком возрасте ребенка можно начинать рассуждать с ним на такие темы? Способны ли малыши в детском саду усвоить понятия «душа», «совесть», «грех», «молитва»? Возможно ли вообще дать ребенку начальные духовно-нравственные ориентиры в дошкольном учреждении? Эти вопросы звучали на семинаре-совещании по апробации православного компонента в учреждениях дошкольного образования Саратовской области, который прошел в детском развивающем центре «Колосок» при саратовском храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Семинар был организован в рамках работы педагогической конференции XIV Межрегиональных образовательных Пименовских чтений и собрал заведующих и методистов дошкольных учреждений области.

Пилотный проект

 

С 1 сентября 2015 года в шести детских садах нашего региона, определенных пилотными по введению православного компонента в дошкольном образовании, детям 4-6 лет преподают «Основы православной культуры». О том, что получается, а что не получается, с какими трудностями сталкиваются педагоги и заведующие детсадами, собравшиеся делились друг с другом на семинаре.

Лидия Еричева, методист «Детского сада № 196 компенсирующего вида» г. Саратова призналась: новость о том, что их детский сад выбран для реализации пилотного проекта, была воспринята в коллективе неоднозначно. У педагогов были опасения, что в родительском сообществе нововведение будет принято в штыки. К тому же не было ясности, как именно вводить этот компонент в работе с детьми, страдающими различными нарушениями здоровья — ведь воспринимать информацию на занятиях, построенных по типу урока, таким малышам очень трудно.

Проведенное среди родителей анкетирование показало, что только 13 процентов взрослых возражают, чтобы с детьми говорили на духовно-нравственные темы, однако надо было продумывать, чем занимать этих воспитанников, пока с остальными идет работа по православной тематике. В плане же методики самым действенным оказался подход, в рамках которого духовно-нравственные темы затрагивались на прогулках или в играх. Ведь сама жизнь в группе, взаимоотношения с другими детьми постоянно дают малышу пищу для размышлений.

По словам Лидии Ивановны, тревожность родителей по поводу «новых уроков» удалось снять через информирование: ежедневно на стендах размещалась информация, о чем именно говорили с детьми педагоги в рамках этих занятий. И вскоре оказалось, что обсуждение вопросов о добре и зле, грехе, уважении к Богу, старшим и друг к другу не только не вредит развитию ребенка, но, напротив, позволяет ему меняться в лучшую сторону.

Воспитание воспитателя

 

Еще не так давно за предложение ввести в программу детского сада занятия, формирующие мировоззренческую основу человека, можно было получить нелестный отзыв от вышестоящего начальства. Дошкольные учреждения были ориентированы на физическое развитие ребенка, приобретение бытовых навыков и адаптацию в коллективе, воспитателей не готовили к тому, что им придется затрагивать с детьми морально-нравственные, а тем более религиозные темы. И сегодня педагогов, которые свободно могут провести такие беседы, немного. Однако есть в нашей области и дошкольные учреждения, где с детьми ведется подобная работа довольно давно — в детском саду № 1 ЗАТО Шиханы, например, ею занимаются уже более двадцати пяти лет. О том, как развивалось это направление во вверенном ей учреждении, рассказала заведующая Нина Синусова.

— Мне было 30 лет, когда меня назначили заведующей детским садом. Практически все в коллективе были старше меня, и было трудно убеждать коллег в том, что я считала важным. Но с Божией помощью это удалось. Я хотела дать нашим воспитанникам все самое лучшее, но понимала, что физическим и творческим развитием воспитание ребенка не исчерпывается. Я воцерковлялась сама, параллельно искали свой путь к Богу наши воспитатели, и вместе мы старались дать духовно-нравственные ориентиры нашим детям.

Накопленный опыт педагоги обобщили в методическом пособии «Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста». Изложенная в этой книге обучающая программа рассчитана на три года. Первый год (4–5 лет) — «Становление христианина», второй год (5–6 лет) — «Становление семьянина», третий год (6–7 лет) — «Становление гражданина». Это уникальное для нашего региона учебное пособие увидело свет благодаря грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива», а сейчас им заинтересовался Институт повышения квалификации учителей Саратовской области.

— Кроме вопросника, помогающего детям уяснять смысл тех или иных понятий, в каждый урок входит стихотворение русского поэта, — пояснила Нина Николаевна. — Дети очень хорошо воспринимают поэзию, понимают отображенный в ней нравственный смысл, даже если в стихах встречаются незнакомые им слова.

Есть в «Добронравии» материал, адресованный и самим педагогам. Это выдержки из наследия русского мыслителя Ивана Ильина.

— Самообразование очень важно для воспитателя. Разбирая с детьми такие сложные темы, педагог должен понимать, как он лично относится к тому, о чем говорит. Сейчас у нас молодой коллектив, не все педагоги являются церковными людьми, но мы совместно приняли решение, что все воспитатели будут вести занятия по «Добронравию». Не надо стесняться говорить с детьми о Боге и тем более — что-то узнавать о Нем вместе с ними, — говорит заведующая.

Каждый урок программы содержит домашнее задание: ребенку предлагается подумать над тем, какие добрые дела он может совершить, как помочь ближнему, как простить, как удержаться, чтобы не обидеть друга или родителей.

— Способность различать добро и зло изначально заложена в человеке, но ребенок в основном бурно реагирует на проявления недостатков в других, а своих ошибок видеть не хочет, — отметила Нина Синусова. — У ребят, прошедших эту программу, формируется способность к самоанализу, на занятиях они учатся смотреть на себя со стороны и признавать свои ошибки. Так что к семи годам такие дети в основном уже бывают внутренне подготовленными к первой исповеди.

Нина Николаевна подчеркнула, что невозможно работать с детьми, не касаясь вопросов воспитания с родителями. По­этому в детском саду существует клуб «Зеленый огонек», в котором священник проводит беседы со взрослыми, обсуждает с ними вопросы воспитания детей, человеческих взаимоотношений.

Возраст восприимчивости

 

О том, почему духовно­-нравственное воспитание лучше всего начинать с дошкольного возраста, говорила Ульяна Абрамова, заместитель директора детского развивающего центра «Колосок», который действует при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова. Ульяна Владимировна с 2012 года занимается с дошколятами, а сам центр «Колосок» в 2016 году с проектом «Большая семья — большая Россия!» стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива».

— Дошкольный возраст — самый восприимчивый; в этот период закладывается фундамент будущего характера, будущих взаимоотношений с миром, с самим собой. Это возраст, когда взрослый еще является непререкаемым авторитетом и может напитать юную душу положительными примерами. Это возраст, когда не знания, а добрые чувства, рожденные добрыми примерами, словами и делами, формируют духовный стержень ребенка.

Одной из воспитательных задач центра является формирование у воспитанников представлений об укладе жизни православного человека и навыков жизни в этом укладе.

— Что является основой православного уклада? Конечно, молитва, — пояснила Ульяна Абрамова. — Работу, учебу, сон, прием пищи — всё благословляет молитва. Этот образ жизни доступен ребенку с малых лет только в верующей семье. И мы в нашем центре пытаемся воспроизвести эту основу: перед едой и после еды ребята у нас читают «Отче наш», «Богородицу», перед прогулкой мы произносим краткое «Господи, благослови», раз в неделю дети посещают Литургию в храме, причащаются Святых Христовых Таин, некоторые уже исповедуются.

«Нужно ли участие в богослужениях для духовно-нравственного воспитания?» — спрашивали Ульяну Владимировну педагоги из государственных образовательных учреждений.

В «Колоске» уверены — это необходимо.

— Духовная польза участия детей в церковной службе очевидна. Многое в храме словно рассчитано на именно детское — чувственное — восприятие веры: свечи, ладан, пение хора… Участвуя в богослужении, ребенок получает чувство уверенности, что он не одинок, что у него есть защита и помощь свыше. Совместное пение молитв, участие в Таинстве Причащения, исповеди дают детям ощущение не избранности, как сейчас культивируется в семьях, а соборности. А проповеди, которые в эти дни произносятся специально для детей, вызывают у них не только интерес, но и желание исправиться, стать лучше, помогать ближнему. В храме ребенок ощущает особую радость — спокойную, умиротворенную, наполненную смыслом. Особенно дети любят и долго вспоминают участие в крестных ходах.

Участники семинара не только делились наработками, но и подводили промежуточные итоги своей работы. Ведущий секции протоиерей Алексий Абрамов отметил, что отследить педагогический эффект духовно-нравственного воспитания дошкольников довольно сложно, поскольку он может быть отдален по времени. Однако некоторые выводы сделать можно. Вот что сказала, в частности, в завершение своего выступления Елена Андрианова, заведующая детским садом «Золотой ключик» г. Балашов:

— Когда мы на собраниях рассказывали родителям наших воспитанников о том, что в садике с детьми будут говорить о Боге, мы видели, что это вызывает у некоторых из них скепсис, сомнения, а иногда и неприятие. Но спустя время из двадцати родителей, выражавших неудовольствие по поводу того, что наш садик стал дошкольным учреждением, в котором внедряется православный компонент, восемь привели младших детей именно к нам и просили взять малышей именно в православную группу. Это стало для нас свидетельством, что они увидели результат нашей работы и утвердились в положительном значении программы духовно-нравственного воспитания в детских садах.

Фото Яны Конченко

Газета «Православная вера» № 01 (573)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: